Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 16 марта 1998

СТОИЦИЗМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Author: Владимир Бондаренко
СТОИЦИЗМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
11(224)
Date: 17-03-98
Говоря о стоицизме русской культуры, естественно, я не имею в виду древнее античное религиозное течение стоиков. Это слово на Руси давно обрело иной смысл. Мужество, жертвенность, принципиальность и героизм — вот что вбирает в себя сегодня это понятие. Людей не сдавшихся, не предавших, людей борьбы называют стоическими людьми...
Наше смутное время выявило одну закономерность. Русская духовность, русская культура оказались более надежной защитой для народа и государства, чем русская армия, русская промышленность, русская государственная элита, русская наука. Не собираюсь петь гимны культуре и ее выдающимся деятелям. Не то время. Но, оказывается, пример с защитой в 1991 году Дома Союза писателей России в Хамовниках не случаен. Из всех обкомов и крайкомов сбежали, извините, как крысы с тонущего корабля, былые сверхмогущественные обитатели этих крепостей государства, а хилые безоружные писатели три дня держали оборону и выиграли. Это здание оказалось одним из главных символов времени. Герои афганской войны генералы Громов, Лебедь, Руцкой во времена смуты легко предают свои идеалы, друзей, армия бездарно капитулирует перед властью. Даже якобы вездесущий КГБ оказался такой же рыхлой и предательской структурой, как и ЦК КПСС, резиденты пачками сдают агентуру всем разведкам мира. Академики так же пачками бегут работать на Запад. Эпоха тотального предательства и Родины, и народа...
Но кто мне объяснит, почему Виктор Розов остается таким, каким был и раньше, отчего даже в его мягком, либеральном облике неожиданно проявились этот стоицизм, эта жесткая принципиальность. И что ему до того, что его не носят на руках нынешние власти, и он попал в черный список для западных театров? Что мешало Юрию Бондареву, кумиру либеральной “Литературной газеты” шестидесятых годов, бежать вприпрыжку за властью? Был бы сейчас обласкан, выпускал бы очередные собрания сочинений, ездил бы по всему миру... А ушедшие от нас великие Леонид Леонов, Георгий Свиридов — за какую “мишуру” в глазах власти держались они, не желая подыгрывать хаосу и развалу? Более того, самые яростные и искренние лидеры диссидентства и эмиграции, почувствовав, что “вместо коммунизма выстрелили в Россию”, отказали в поддержке демократической власти. Владимир Максимов, Андрей Синявский, Александр Зиновьев — оказались в ряду стоиков русской культуры. Не из парадоксальных же увлечений Андрей Синявский голосовал на выборах за Зюганова?! Им было что терять. Но они чисто по-русски быту предпочли духовность. Рассорились с малодушными друзьями, помирились с былыми лютыми противниками. Как писал Леонид Бородин: “Что объединяет меня, бывшего зека, и, положим, Куняева, благополучного поэта.., с которым я выступал в США? Или с Алексеевым, литературным чиновником, который еще несколько лет назад не пустил бы меня на порог своей редакции? Я думаю так: произошло своеобразное смещение кругов... в них просыпается национальное сознание. Эти люди преображаются на глазах... Борются не убеждения, а типы сознания, которые непеределываемы”.
Объединились стоики русской культуры разного возраста, разной стилистики, разных убеждений. Стоицизм нередко приводит и к мученичеству. Вспомним трагически знаменитое друнинское: “Как летит под откос Россия — не хочу, не могу смотреть”... Или предсмертную записку Бориса Примерова “Не хочу жить в стране Ельцина”... Вячеслав Кондратьев, Юлия Друнина, Борис Примеров — это уже мученики русской культуры. Распадающуюся Россию удерживают крепы русской культуры.
Как и во время войны, проявляются характеры. Казалось бы, крепкие, сильные люди, те же спортсмены, оказываются часто слабы духом и по-рабски служат Мамоне, золотому тельцу. А веселый гуляка и бражник, острослов и любитель путешествий Петр Паламарчук стойко и непреклонно оставался государственником и патриотом до самого конца своей короткой жизни. Вот она — загадка русского стоицизма! Что мешало Петру запихать куда-то поглубже свой патриотический запал и стать не менее известным и приласканным телевидением, чем Виктор Ерофеев? Уже многие политические герои почти всех баррикад от 1991 до 1993 года не один раз перебежали в разные станы, а русская культура —остается недвижной в своей духовности и стоицизме, не желая никуда прогрессировать. И на самом деле: может ли быть прогресс у духовности? Может ли быть прогресс у Бога?
Так, может быть, русская культура и окажется тем мостиком, который поможет России перебраться из одной эпохи в другую? Других мостов пока не видно!
1.0x