Author: Игорь Шафаревич
СЕГОДНЯ ОППОЗИЦИИ НЕТ
11(224)
Date: 17-03-98
Когда страна катится невесть куда, теряя при этом жизни миллионов своих граждан, свои богатства, культуру, армию и свою независимость, для народа важнее всего осознать: что это — кризис перед возрождением или катастрофа с вероятным летальным исходом? Казалось бы, разные ответы на этот вопрос и разделяют партию власти и оппозицию. Действительно, некогда левая оппозиция характеризовала положение в стране как "ворократию, разгосударствление, расчеловечение", власть — как "антинародный" или "оккупационный режим". Говорилось: "России как единого целостного организма больше не существует". Но в последние годы становится все труднее различать, чем же оппозиция отличается от партии власти.
В этой самой газете лидер оппозиции недавно сказал: "У нас — большинство в Думе и Совете Федерации". Но тогда оппозиция несет ответственность за бюджет (неубедительны жалобы, что "обманули", "секвестрировали" — на следующий год бюджет опять принимают), за все дела правительства, которое она могла бы отправить в отставку. Сейчас оппозиция поддерживает ратификацию договоров, заключенных властями с правительствами Украины, Молдавии, Грузии. В этих договорах оказались забытыми 12 миллионов русских на Украине, лишенных прав, которыми обладают десятки народов России. Сдан Севастополь — национальная святыня России и ключ к обороне ее Юга. Сдан Крым. Сдано Приднестровье — последний осколок Российской империи и Советского Союза. Россия обязуется укреплять армию Грузии, активно поддерживающей режим Чечни. С. Н. Бабурин, всегда отстаивавший права русских, отторгнутых от России, отказавшийся снять свою подпись под требованием отставки правительства, думским руководством оппозиции отстранен от курирования связей России и СНГ.
Недавно один из лидеров оппозиции сказал: "Условно говоря, если за стол переговоров садятся Зюганов и Чубайс, то ведь они будут решать (...) проблемы, которые стоят перед всей страной. У них как у политиков есть общие интересы". А ведь "оппозиция" — в переводе означает противопоставление. В чем же оно?
Надо отдать себе отчет, что в результате произошедшего в России переворота колоссальные, неслыханные богатства перешли в другие руки. В руки конкретных людей и стран. А это — богатства мирового масштаба. За такие ценности ведут мировые войны, совершают государственные перевороты. И если партия, движение не имеют в своем арсенале более мощных средств, чем сбор подписей за отставку президента или выдвижение кандидатов на выборах, то у них нет шансов изменить ситуацию, остается только сотрудничать с властью. Тогда логично стремление к "круглым столам", надежды, что позовут в "правительство национальных интересов", допустимы маленькие радости правительственных наград...
Недавно в газете "Завтра" был сформулирован тезис: "Одна оппозиция — два взгляда". К сожалению, он кажется мне нереальным. "Два взгляда" есть не в оппозиции, а у тех, кто влечет Россию по ее нынешней стезе. Там есть "энергичные реформаторы", деятели режима, который когда-то оппозиция называла "оккупационным". И те, у кого есть с ними "общие интересы", сотрудничающие с ними (если опять воспользоваться иностранным словом — "коллаборанты").
А оппозиции нет. Это и есть самое страшное. Не формируется реальная идеология сопротивления и не организуется само сопротивление, не крепится воля. И когда у России появится реальный шанс вырваться из накинутой удавки, она может оказаться дезориентированной и дезорганизованной.
1.0x