В Писании сказано: “Дух дышит, где хочет”. Воистину. Лютые русоеды гайдары, чубайсы уничтожили русские КБ и ракеты, позакрывали русские заводы и театры, подавили русские научные школы и телеканалы, надели целлофановый мешок на каждую русскую голову, чтобы и задыхаясь, с выпученными глазами, видели, как раздевает русских дев потный сутенер в программе “Империя страсти”. Казалось бы, всему русскому на Руси конец, вечный, необратимый, и только в салоне Юдашкина кое-где увидишь русские скальпы.
Ан нет. Прет русское начало из земли, из воды, из русского неба, с огорода, из русской слободки и заводского поселка. ”Любе” распевает свое люберецкое, удалое. “Челнок”, навьюченный китайским барахлом, турецкими кожами, польскими стекляшками, восхищенно, как дитя, пялит голубые глаза на золотые пагоды, костелы, мечети, пускаясь в русское странствие “за три моря”. Братва, бритоголовая, лихая, постреливая из наганов, в гульбе, в рыданиях, в “наездах”, грешит и кается, ставит храмы, кидает на ветер “зеленые”, наведываясь смиренно и кротко в родные деревни на “родительскую субботу”.
Слава советскому спорту! Ельцин разорил все олимпийские сборные, пустил на ветер достижения сталинской физкультуры, создал “теннис Бурбулиса” и “футбол Лужкова”, но спортсмены, русские ребята, отлученные от стадионов, сохранили свои команды. Спаянные коллективным чувством, физически здоровые, честолюбивые, умеющие рисковать, ориентированные на сверхзадачу, проникнутые духом спортивного героизма, патриоты своего городка и района, они превратились в особый дерзкий слой . Пробуют себя в “диком рынке”, в “гуляй-поле” свирепого капитализма, в беспределе нынешней русской жизни. Сначала охранники какого-нибудь каплуна из “Де Бирса”, — мочиловка, тюрьма, кейс с валютой. Потом каплуна вырывают по весне из-под снега, а элегантные, спортивного вида русские бизнесмены подъезжают к стеклянным дверям корпораций и банков, ведут переговоры с инвесторами, осваивают английский язык, субсидируют детский дом, помогают издать роман обездоленному писателю. Нет-нет, да и собираются всем своим бывшим спортивным клубом в тихую баньку на окраине русской деревушки.
Много дикого, свирепого, безвкусного в этом молодом русском слое, создающем свой уклад, свой стиль, свое мировоззрение. Но мировоззрение создается. Ведь строят-то они на свои неправедные деньги не мечети и синагоги, а русские храмы. И свои крепкие лбы, на которых не раз останавливалось красное пятнышко лазерного прицела, осеняют православным крестом.
Они медленно, туго начинают соображать, что их “делу”, их “капиталу” грозят две хищные беспощадные силы. Московские банкиры, сжирающие всю Россию, — сначала нефть и алмазы, потом железо и землю, вывозя за кордон несметные богатства, обрекая Россию на туберкулез. И “кавказцы”, как осы-наездники, оседлавшие неповоротливых и медлительных русских, захватившие рынки, лотки, магазины, торговлю золотом, оружием и наркотиками, проникшие, как красный перец, во все поры русской нескладной жизни. Именно эти две силы с двух сторон давят на новоиспеченного “русского хозяина”, побуждают его думать, присматриваться.
И уже кое-где сходятся на свои “советы”, помышляют, как защищаться, как сложить воедино свои капиталы, охранные структуры, освоить хитрое искусство политики, продвинуть в администрацию своего человека, создать общий юридический центр, научиться продвигать свои интересы в печать, телевидение. Поневоле, нужда заставляет — идут из бизнеса в политику, ошибаются, отдаются во власть политическим проходимцам, набивают шишки, но, оказавшись в каталажке Ленинск-Кузнецка или в тюрьме штата Флорида, понимают, что “русское дело” — это не только храм-новодел или вывеска “русское золото”, но и политика, идеология, мировоззрение, к которому они медленно, но неуклонно восходят.
Посмотрим на них непредвзятым взглядом. Попробуем сквозь затененные стекла их “джипов”, сквозь безвкусицу и роскошь их особняков разглядеть в них русских людей, яростных, активных, дееспособных, не желающих отдавать компрадорам свою землю, где в скромных оградках под бузиной и березой покоятся их деды и прадеды, кто под крестом, кто под красной звездой.
10(223)
Date: 10-03-98