Авторский блог Александр Гордеев 03:00 2 марта 1998

РАСКЛАД [КЛУБ “ЯЙЦЕГОЛОВЫХ”]

РАСКЛАД (Доживет ли Ельцин до 2000-го года?) “ЯЙЦЕГОЛОВЫХ”
9(222)
Date: 03-03-98

v Ельцин намерен баллотироваться на третий президентский срок. Для этого он формирует очередную “группу поддержки” в своем аппарате и в других ветвях власти. Ядром нового штаба становятся семья президента и приближенные к “телу”, среди которых — новые кадры: Дьяченко, Юмашев, Ястржембский, Комиссар и др. За идеологическое прикрытие отвечает Игнатенко, находящийся под сильным влиянием горбачевского крыла. Выбор обслуживающих банков еще предстоит сделать; шансы возглавить финансовое обеспечение президентской кампании сохраняет Березовский.
v В результате визита Камдессю и серьезных изменений в бюджете Чубайс сумел поставить Черномырдина в новую тупиковую ситуацию. Компромиссный вариант диалога “большой четверки” не приносит никаких результатов. Попытки “конструктивной оппозиции” с его помощью повлиять на распределение власти и политико-экономический курс в стране не состоятельны.
v В финансовых кругах нарастает поляризация банковской сферы вокруг ТЭКа или ОНЭКСИМа, Черномырдина или Чубайса. В свою очередь, происходит дробление банковских структур, примыкающих к Черномырдину: трения между Гусинским и Березовским усиливаются.
v Все острее ощущаются противоречия между группой президента и наиболее вероятными претендентами на высший пост: Лужковым, Черномырдиным, Зюгановым, Явлинским и Лебедем. Будущие кандидаты и их группы вскоре станут объектами пристального рассмотрения со стороны силовых структур в ходе антикоррупционной кампании, которая начнется по прямому указанию Ельцина.
v Сепаратизм некоторых субъектов РФ вышел на качественно новый уровень после решения Аяцкова разрешить продажу земли и предложения Аушева провести референдум по судебной системе. Региональное самоуправство накладывается на усложнившуюся ситуацию в странах СНГ: антироссийские настроения в руководстве Украины, переворот в Армении, инсценировку покушения на президента Грузии.
v Обострившиеся разногласия между Москвой и Вашингтоном вокруг ситуации в Ираке усилили дебаты в руководстве США о возможности поиска преемника Ельцина на посту российского президента. Пока не будет найдено окончательное решение по этому политическому вопросу, экономический курс США в отношении к России останется неизменным. Прежняя политика — удержание видимой политической стабильности и сохранение монетаристского курса — будет продолжена в обстановке, когда в России уже созрела необходимость резкого увеличения финансовой помощи в преддверии острого экономического кризиса. В конце концов США либо пойдут на расширение поддержки режима, либо организуют девальвацию рубля с полным нарушением его конвертируемости. Последнее вынудит Россию просить гораздо более объемный займ (по примеру Мексики и Южной Кореи), что повлечет за собой ее очередные геополитические уступки Западу.
ПОЛОЖЕНИЕ ЕЛЬЦИНА И ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ГРУППИРОВКИ
Ельцин принял решение о своем выдвижении на пост президента на третий срок — это доказывают анализ прессы и действия ельцинского окружения. Конституционный суд уже получил соответствующие указания, а при Т. Дьяченко сформировалась группа стратегов политических кампаний. Однако тактика в этом вопросе пока слабо отработана.
Предполагается, что после решения Конституционного суда о возможности третьего срока президентства Ельцина тот сам подвесит данный вопрос на продолжительное время, создав неопределенную ситуацию для кандидатов от партии власти.
Возможно также, что вновь будет разыграна карта Лебедя — такой вариант поддерживается горбачевской идеологической номенклатурой, чья цель — конфедерализация России. “Рычаг Лебедя” в этом случае будет использован для ослабления позиций Лужкова и других возможных кандидатов на высший пост.
Сейчас подобные тенденции проявляются в кадровых перестановках в аппарате президента, в поиске возможных источников финансирования предвыборной гонки и в подготовке ее информационного обеспечения. В этих целях намеренно слегка “пригнули” Березовского, что выразилось в частичном выдавливании его с ОРТ, накате со стороны Скуратова по делу Листьева, прессинге по некоторым финансовым проектам с намеками, что роль главного казначея может перейти к другим лицам, и в восстановлении контактов Ельцина с Чубайсом. Таким образом, сейчас составляется план избирательной кампании президента и подбираются ее главные координаторы, которые будут официально утверждены, видимо, в ближайшие полгода.
В этом плане показательно выступление Ельцина перед Федеральным собранием с ежегодным посланием, незамедлительно сместившим акценты в расстановке главных политических группировок в России. Письменный текст послания был отредактирован Чубайсом, который внес в него тезисы об ужесточении кредитно-финансовой политики и купировал положения о госрегулировании, административной реформе и промышленной политике, принадлежащие перу Лившица и, соответственно, Березовского. Однако в устном тексте эти положения появились вновь — наряду с центральным тезисом о досрочном сокращении бюджета и о личной ответственности за реформы Черномырдина, Чубайса, Немцова и Уринсона. В результате послание оказалось противоречивым произведением группы Лившица, отстаивающей госвмешательство, и группы Чубайса, ратующей за монетаризм.
Главным в послании, несомненно, является пункт об ответственности правительства, в том числе “младореформаторов” и самого Черномырдина. Им фактически предъявлен ультиматум: или улучшить экономическое положение до конца года, или уйти. Такие угрозы звучали и раньше, однако по различным причинам всегда сходили на нет. Теперь же, когда на носу парламентские и президентские выборы, подобное “спускание на тормозах” вряд ли пройдет. Уже к концу этого года Ельцину и его окружению необходимо будет определиться с финансовыми ресурсами президентской кампании и сделать окончательные ставки на ту или иную политическую силу, выбрав заодно, кого с кем стравливать.
Между тем, все политические прогнозы, сделанные под давлением самого Ельцина, распадаются из-за плохого здоровья президента, слабости его нынешнего аппарата под руководством Т. Дьяченко и углубления экономического кризиса в стране.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЧЕРНОМЫРДИН-ЧУБАЙС
Под давлением Международного Валютного Фонда и крупнейших американских финансистов Чубайс и его группа оказались “неприкасаемыми”. За прошедшие недели было официально подтверждено, что “младореформаторы” сохранят свои позиции, — того требовал Сорос в своем письме, на том же настаивал Камдессю в посланиях Ельцину.
В результате маневра с бюджетом доминирующие по итогам 1997 года позиции Черномырдина оказались подорванными — это проявилось в ходе визита Камдессю и стало ясно из последующих пассажей в выступлении Ельцина. Обнародованная схема с бюджетом еще раз подтвердила умение Чубайса широко маневрировать как идеологически, так и политически.
Как документально показал в своей передаче Доренко, предложение увеличить доходную часть бюджета на 27 млрд. рублей было сделано МВФ в октябре прошлого года. Им филигранно воспользовался Чубайс: с Госдумой был найден компромисс, появилась “большая четверка”. Нынешний же ультиматум Камдессю снять это предложение поставил весь политический процесс “на уши”. Госдума оказалась перед необходимостью еще глубже втягиваться в компромисс с линией, проводимой МВФ. Черномырдин вынужден был отправиться к депутатам и защищать чубайсовскую корректировку бюджета. А сам Чубайс подтвердил незыблемость своих позиций и вот уже седьмой год продолжает вести страну своим экономическим курсом.
Конечно, бюджет никогда не соблюдался кабинетом Черномырдина. Премьер-министр всегда относился к нему с “прагматической” точки зрения — как к средству для выпрашивания очередных подачек МВФ и сохранения политической стабильности (читай, своего кресла). Однако озвучивание предложения Чубайса в Госдуме оказалось политическим унижением как для Черномырдина, так и для связки Селезнев—Зюганов.
Наиболее забавным в этой ситуации оказалось то, что увязывание принятия бюджета и налогового кодекса с предоставлением кредитов МВФ было отвергнуто самим Камдессю. Это еще раз доказало бесполезность “больших четверок” и призрачность шансов “номенклатуры” победить “младореформаторов”.
Однако успех Чубайса также является временным, поскольку лидеры новой околоельцинской группы под руководством Т. Дьяченко в аппарате президента имеют свои взгляды как на удаление Чубайса, так и на отставку Черномырдина. Все покажет предстоящая избирательная кампания, которая в решающей мере будет зависеть от мобилизации финансовых средств. Чубайс и Черномырдин ставятся в положение двух “гончих”: кто из них принесет лучшие результаты хозяину, тот и “выиграет”.
Отсюда и временная стабильность их позиций. Как только выявится “окончательная стратегия победы” на следующих выборах, или, наоборот, поставленные задачи окажутся невыполненными, тогда вопрос о том, кто именно будет формировать правительство, а кто — возглавлять приватизацию, тоже будет решен. С этим связаны и растущие слухи о новых кандидатурах на пост премьера (Николаев, Скоков, Аяцков, Титов, Строев). До окончательного исхода “разборки” остается от трех до шести месяцев.
БАНКОВСКИЕ КРУГИ
Пока принимался курс на третье выдвижение Ельцина, банковское сообщество не влезало в большую политику, а занималось рутинными проблемами, связанными с финансовым кризисом (нехватка наличности, снижение курсов рубля и акций, повышенная ставка рефинансирования).
Как крупные, так и мелкие банки продолжали отстаивать свои альянсы для решения практических задач. Газпром пытался затащить в свою империю Инкомбанк и перераспределял функции среди “энергетических” банков. Группа ОНЭКСИМ выбивала с западных партнеров кредиты на региональные программы под залог акционерных пакетов. Усиливался московский финансовый блок, испытывающий нарастающее давление со стороны Центробанка.
Однако теперь, на старте предвыборного политического рывка, для партии власти встает необходимость мобилизовать крупные финансовые ресурсы. Единственно возможная схема для этого предложена Березовским — “силовой перехват” Газпрома летом текущего года. Это повлечет за собой замену нынешнего председателя наблюдательного совета Козакова на все того же Березовского, после чего последует кадровая чистка в самом Газпроме. Таким образом, Березовским будет разыграна формула, отработанная до этого на “Аэрофлоте”, Роснефти и других госструктурах.
Формальный руководитель Газпрома Вяхирев и его окружение, безусловно, понимают эту опасность. В качестве контрудара последовали давление на Генпрокуратуру и вброс компромата на Березовского напрямую через Т. Дьяченко. За разладом между Березовским и Гусинским также угадывается рука Газпрома: “МОСТ” пошел на “раздувание” фигуры Лебедя даже, возможно, не проконсультировавшись с Березовским, последний же при странных обстоятельствах отбыл в Швейцарию якобы на лечение.
На отставного генерала еще не раз будут ставить в деловом мире. Так, Роскредит, недовольный ОНЭКСИМ-банком, может сойтись как с Лебедем, так и с “МОСТом”, имеющим прекрасные связи в среде “горбачевской номенклатуры”. Между тем, впервые ориентация на Лебедя была провозглашена Малашенко на закрытом заседании у Юмашева, на котором отсутствовали представители Березовского.
Таким образом, банки работали более-менее в свободном режиме; а наибольшую активность проявила группа “МОСТ” с своими СМИ.
ЕЛЬЦИН И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ
Решение Ельцина выдвигаться на третий срок, вероятнее всего, приведет к усилению “антикоррупционной” деятельности силовых ведомств против его главных конкурентов. СВР ориентирована на отслеживание заграничных финансовых потоков Газпрома и его банков. Параллельно МВД и ФСБ, очевидно, получили команду ужесточить давление на воздушно-десантные войска в связи с делом Холодова, а это впоследствии может сыграть злую шутку с Лебедем. Усилено наблюдение за московскими структурами Лужкова.
Интересно, что Газпром и лично Черномырдин открыто почти никак не реагировали на подобный накат; исключением стал маневр НТВ вокруг Лебедя. Однако Черномырдин явно дал указание саботировать объявленную Ельциным поддержку украинского президента Кучмы. На Украине набирает силу блок прогазпромовского экс-премьера Лазоренко и местных коммунистов, имеющий все шансы победить на президентских выборах в конце этого года.
Свою игру по Украине ведет и Лужков, блиц-визитом в Севастополь практически сорвавший ряд договоренностей Москвы с Киевом, в том числе и широкомасштабный экономический договор, выгодный, кстати, Черномырдину. Сам же Кучма, сделав пару реверансов Ельцину, отдал руководство своей предвыборной кампанией в руки американцев — во главе его штаба стоит сын Бжезинского.
Одновременно с этими действиями конкурентов в Прокуратуру были переданы новые сведения по делу Листьева, что повлекло за собой раскачку позиций Березовского.
Очевидно, в ближайшее время следует ждать прежде всего усиления давления на Лужкова. Фактически противовесом ему выбирается Лебедь, который, повторяя свою роль двухлетней давности, призван разбить электорат сильного претендента — на этот раз “патриота” Лужкова — и обеспечить выход во второй тур Ельцина и Зюганова. Черномырдин в сложившейся ситуации выполняет пассивную роль; он начнет сопротивляться только тогда, когда увидет смертельную угрозу своему родному Газпрому.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕПАРАТИЗМ КАК ФАКТОР ЦЕНТРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Маховики избирательных кампаний 1999 и 2000 годов сдвигаются с места и скоро разгонятся до бешеной скорости. Сейчас, однако, гораздо быстрее них идет другой процесс — конфедерализации России. Это показывают дебаты в Совете Федерации и частные переговоры между главами субъектов РФ.
События развиваются по нарастающей. Сначала Шаймиев поддерживает решение губернатора Саратовской области Аяцкова о разрешении продажи земли в частную собственность. Затем следует предложение Аушева о выводе местного законодательства из подчинения федеральным законам, которое также находит поддержку у Шаймиева и у других глав мусульманских республик. Наконец, последняя “придумка” Аушева и Дзасохова о коллективном выезде глав южнороссийских республик в Грозный и установлении их прямого взаимодействия с Басаевым выводит региональный сепаратизм на новый уровень.
Растущее недовольство Москвой демонстрирует и ряд сильных российских губернаторов, причем различной политической ориентации: Кондратенко, Чуб, Наздратенко, Лебедь-младший. Лужков в Совете Федерации также готовит свой “кулак” для ответа федеральным властям.
В результате для Ельцина и его окружения, сползающего во все большую региональную изоляцию, повышенную важность приобретает внешне слабая фигура Строева. Если же в Совет Федерации будет избран Лебедь, то последующая перегруппировка сил может сделать из него лидера регионалов.
Наконец, в обстановке устойчивого снижения сбора налогов и общей нехватки средств у Центра вообще возникают сильные сомнения в эффективности избирательной кампании как в Госдуму, так и на пост президента. Особенно ярко подобные сомнения могут проявиться при замене выборов на мажоритарные, — эту идею активно проталкивает в ельцинском окружении Шахрай и еще ряд лиц, связанных с региональными лидерами.
Все эти противоречия между центром и субъектами федерации могут сдетонировать при первом же региональном конфликте на Кавказе. В сложившейся обстановке “ичкерийцам” и их саудовско-турецким хозяевам ничего не стоит нанести удар по Дагестану, организовав там “народное восстание”. Силовые действия Центра по подавлению чеченского вторжения в Дагестан, возможно, уже летом этого года, приведут к недовольству региональных лидеров, которое может вылиться в ситуацию, близкую к импичменту президента.
Такая схема уже апробируется как в Дагестане, так и в Чечне, где приближаются силовые разборки; демократический “бомонд” в Москве также подготовлен к радикализации ситуации на Кавказе. Если описанная схема будет отлажена, у Ельцина останется только один выход — сдать Дагестан со всеми пророссийскими силами в нем.
ВНЕШНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕЛЬЦИНА И РФ
Даже в американских политических и финансовых кругах желание Ельцина идти на третий срок вызывает резко противоречивые оценки. Факторы нездоровья и психологической нестабильности при периодических “великодержавных” всплесках практически полностью перечеркивают в глазах американского истеблишмента возможность сохранения Ельцина у власти. С этим соглашаются как гарвардская элита, господствующая в окружении Клинтона, так и республиканцы, четко ставящие перед собой задачу смены существующего авторитарного правления в Российской Федерации на более либеральный и слабосвязанный альянс ее субъектов.
Последние кадровые перестановки в администрации Клинтона и растущее общественное давление по щекотливому личному вопросу никак не способствуют увеличению американской политической и финансовой поддержки Ельцина и его окружения. Кроме того, в Вашингтоне крайне негативно характеризуют маневры Примакова в иракском кризисе. Вероятнее всего, все это приведет к усилению дебатов о наиболее перспективном “наследнике Бориса Первого”; сам Ельцин под данное определение не подпадает.
В целом же этот политический вопрос пока не решен, и подобный “застой” автоматически воздействует на финансовую сторону отношений между Америкой и Россией. Неопределенность политики Клинтона по отношению к России влияет на позицию крупнейших финансовых организаций США. Пока среди них доминирует мнение, что временно не стоит ничего менять: в промежуточный период поиска “наследника” финансовые вливания Запада в худой рот российской экономики должны продолжаться.
Между тем, среди ведущих американских финансистов все большую поддержку находят замечания Сороса о необходимости кардинально девальвировать рубль и взять под контроль природные ресурсы России через установление контактов с ее региональными лидерами. В этом случае организация финансового кризиса в России становится чисто политической задачей, которая прежде всего “завалит крышу” Газпрома — Черномырдина, и приведет к серьезным геополитическим последствиям.
Желание расправиться с Газпромом проявляют и энергетические корпорации США. Они крайне недовольны активными действиями российской компании в Европе — контакты Газпрома с “Шелл”, “Эни” и “Тотал” фактически формируют энергетическую базу под будущую евровалюту, которая будет опираться на российско-германскую смычку Газпром-Рургаз. В США этот новый геополитический центр-противовес считают единственной серьезной угрозой их доминированию в мире как в военно-политической, так и в финансово-экономической сферах.
Можно сделать вывод о том, что сегодняшнее “законсервированное” отношение Америки к России с неизбежностью перейдет в активные попытки дестабилизировать финансовый рынок России через “стихийную” девальвацию рубля. Конкретные сроки и способы будут зависеть от расстановки сил в США и позиций самого Клинтона, а также от исхода иракского кризиса. Подобный “новый подход” к российской проблеме уже преобладает в умонастроениях Камдессю и его заместителей, о чем свидетельствуют контакты между руководствами МВФ и МБРР.
ВЕРОЯТНЫЙ СЦЕНАРИЙ
Объективные трудности с бюджетными доходами в России и мировая конъюнктура обострят вопрос о девальвации российской валюты до критического уровня летом этого года. В случае прерывания иностранных финансовых вливаний конвертируемость рубля резко ухудшится. Это вынудит российское правительство обратиться за экстренной помощью к МВФ; ситуация станет сопоставима с кризисом в Мексике и Южной Корее. Помощь будет оказана лишь под определенные геополитические и структурные уступки (Газпром и др.).
Складывающаяся ставка на Лебедя приведет к его победе в апреле и к триумфальному исходу парламентских выборов (порядка 20% голосов). В случае внезапной смерти Ельцина или при явном ослаблении его позиций отставной генерал становится органичным выбором руководителей Совета Федераций под ставку на конфедерализацию России.
Александр ГОРДЕЕВ
1.0x