Авторский блог Виталий Маслов 03:00 23 февраля 1998

РОДНАЯ КРОВЬ

Author: Виталий Маслов
РОДНАЯ КРОВЬ (к итогам славянского хода)
8(221)
Date: 24-02-98
ИТАК, СЛАВЯНСКИЙ ХОД МУРМАН — ЧЕРНОГОРИЯ завершен.
Спасибо всем землякам, кто помог Славянский Ход осуществить. В первую очередь спасибо той, не назвавшей себя, женщине с паперти мурманского Свято-Никольского храма, которая подала нам накануне, выходящим из храма, — пожертвовала 50 тысяч рублей. Жертва Ваша, сестра, совершила вместе с нами поездку до самого дальнего края славянского, где у моря Адриатического, в черногорском городке Перасте служит в храме православном говорящий по-русски отец Радослав. Побывала вместе с нами Ваша бумажка-денежка, прежде много по рукам ходившая, близ таких святынь, в таких заветных для каждого из нас местах, о которых мне, грешному, и мечтать, казалось, нельзя было... Монастырь Цетиньский, где митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, приняв доставленный из Мурманска образок Иоанна Кронштадтского, благословил нас, каждого из ходоков, приложиться к мощам Иоанна Крестителя, к деснице его, хранимой здесь и хранящей эту землю... Патриарший монастырь в Болгарии, мерцающий редкими огнями в ночи высоко над Софией на горе, именуемой Витоша... Еще выше вознесен, но уже над морем Адриатическим, монастырь Ржевичи, где в молебне благодарственном вспоминал всех мурманчан добрейший отец Мардарий, где древний храм во время заутрени только что ходуном не ходил, штормом сотрясаемый... Глубоко в горах болгарских, среди скал неприступных — монастырь Дряновский, где митрополит Велико-Тырновский Григорий расположил нас на ночлег под смотрение брата Киприана. Здесь 120 лет назад двести болгарских повстанцев успешно стояли против восьми тысяч турок... Монастырь Печка Патриаршая в многострадальном для православных селе Косовом — самый крайний монастырь наш, совсем рядом, всего за одной горой, за Проклятой, широко гудит, сотрясая ту гору и уже перекатываясь через нее, океан инославный. И держат здесь оборону сильные лишь молитвой невесты Христовы, пришедшие сюда из многих земель славянских. После торжественного молебна перед чудотворной иконой Матери Божьей, писанной, по преданию, самим евангелистом Лукой, показала нам настоятельница монастыря матушка Феврония, а и что же хранимо здесь: усыпальницы тринадцати православных Святителей, в том числе семи патриархов...
ХРАНИМЫ МОЛИТВОЮ ВАШЕЮ, с благословения епископа Симона, не приложив ни малейшего усилия к этому, мы, братья и сестры Ваши, были приняты и обласканы настоятелями всех подворий русской Православной церкви, на нашем пути бывших, удостоены бесед всеми высшими иерархами наших святых православных церквей — Святейшим патриархом Болгарским Максимом, Святейшим патриархом Сербским Павле, митрополитом Старо-Загорским Панкратием, духовным окормителем страдающего и любящего нас Приднестровья епископом Юстинианом и теми, кто упомянут был ранее. Ради того, чтобы пройти по земле Болгарии в составе нашего Хода, посвященного 120-летию освобождения ее от турецкого ига, прибыл в Болгарию наш, Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Сразу несколько уважаемейших иерархов поднялись вместе с участниками Хода на высочайшую духовную и военную вершину Отечества нашего, на Шипку — митрополиты Питирим, Григорий, Панкратий, Представитель патриарха Болгарского архимандрит Гавриил, и раздольно и грозно качнулся здесь колокол памяти нашей — то в густых облаках, в суровом храме на легендарной вершине — прозвучали слова во славу России и беззаветных героев ее, во имя судьбоносного единения общероссийского и общеславянского, многократно прогудела под низкими сводами “Вечная память!” — Александру Николаевичу, императору российскому, Освободителю, воинам русским, финским, румынским, болгарским и всем другим, отдавшим жизнь за освобождение Болгарии... Ваш взнос ради успеха Хода Славянского, ваша жертва бесценная, была с нами около церкви в болгарском селе Шейнове, где много-много людей уже в сумерках ожидали нас. “Наконец-то вы, русские, пришли! — восклицали они сквозь слезы. — Почему вы забыли о нас?!” И становились на колени. Это Вам они кланялись, Вам целовали руку, не назвавшая себя сестра наша с паперти мурманского храма Свято-Никольского!.. Вместе с Вашей милостыней, в одном конверте, прошли по дорогам всех стран славянских православных еще две благославляющих вас милостыни. Незаметно положил мне в карман пачку болгарских рублей (”На дорогу! — Мало ли что?!”) старейший священник Белой России отец Виктор — настоятель храма Святого Александра Невского, что на старом воинском кладбище в Минске. Так же незаметно, тоже “на всякий случай” передал мне конверт в одном из монастырей владыко Питирим. Хранимы молитвами Вашими и всех, кто любит нас, мы, слава Богу, вернулись благополучно довольствуясь и обойдясь тем, на что, уходя, рассчитывали. А взнос Ваш, молясь за Вас, внесли мы как взнос благотворительный, на сооружение постоянного постамента под памятник Кириллу и Мефодию, что стоит в Мурманске на площади Первоучителей перед Областной научной библиотекой, пока на постаменте временном, равно как и взносы отца Виктора, владыки Питирима, мурманчанина Владимира Пеляка, Александра Попова из Скалистого и других.
СПАСИБО ВСЕМ, КТО ПРИНИМАЛ НАС по дороге, будучи людьми светскими. Руководству Новгородской области и Новгорода, Борису Степановичу Романову — тому самому, нашему капитану-писателю, кто создавал в свое время единую мурманскую писательскую организацию и лелеял ее. Великому подвижнику на ниве славянской Игорю Георгиевичу Васильеву в Молдавии и президенту Приднестровья Игорю Николаевичу Смирнову, всему народу Приднестровья, борцу и мученику, перед которым мы, Россия, виноваты и грешны премного. Всем белорусам — от Союза Героев Советского Союза (есть такой!) до широкого Союза патриотической молодежи, руководству школ, университета, академии — всем, кто позволил нам столь массово и вольно вести беседы- дискуссии. Вот страна, от колхозника до президента, положившая себя на алтарь нашего единения. Мы просим, братья, прощения и у вас. Мы были среди вас как раз тогда, когда свершилось потрясшее всех злодейство — убили помощника президента — все равно что правую руку главе государства отрубили. Только мертвый мог не услышать страшной боли, не почувствовать душевной судороги в речи Александра Григорьевича, обратившегося в тот день к своему народу. И какой срам вселенский, какой позор было слышать — сквозь землю провалиться! — как преподнесла все это Москва! Россия, Москва, как ты позволяешь такое по отношению к брату, который бессчетно раз, до каждого третьего своего человека, клал жизни свои за тебя?! Вот он опять, святой в своих страданьях и устремленьях, душу тебе открыл братскую: “Не могу, не хочу без тебя!” Что же ты творишь, Россия!? В какую душу позволяешь плевать!.. О, телерожи продажные, двоедушие... Сколько крокодиловых слез пролито вами по своему подельнику, провокатору пограничному. И хоть бы одним словом вспомнили о том, что в Республике Сербской вот уже сколько месяцев 17 телегрупп лишены входа в эфир, а значит — и хлеба, что телецентр в городе Пале отключен, телевышки, только что восстановленные на народные пожертвования, захвачены, что республика задыхается в информационной блокаде, что только за последний год с небольшим более ста тысяч сербов изгнаны из своих квартир из Сараева! Не вспомнили и не вспомнят! Потому что там, в Сербии, творят насилие и произвол, лгут и распространяют ложь те самые, такие же двустандартные дяди, которые опосредованно или прямо платят и российским телепроституткам, и белорусским провокаторам.
Спасибо нашим добровольцам в Боснии. Они пробрались туда тогда, когда Козырев (тоже наш, почти мурманский) дал от имени России “добро”, и обрушились (от имени России!) натовские бомбы на города и головы оболганных, попираемых так называемым международным сообществом православных сербов. По беззаветным добровольцам нашим, а не по козыревым, судят сегодня о России ни разу не упрекнувшие нас в предательстве наши братья на Балканах. Поклонимся Володе — Владимиру Савину, бывшему боцману из Беломорской базы гослова, — он был среди первых добровольцев, и израненный, награжденный Радованом Караджичем орденом “За Храбрость” навсегда решил остаться там, на сербских взгорьях, близ могил друзей, отдавших жизнь за други своя.
Мы благодарны тем многим общественным организациям Киева, Крыма, Украины — славянским, русским, украинским — пока еще, к сожалению, разрозненным, и многим средствам массовой информации, чьи представители, не оповещенные заранее, все-таки успели на встречу с нами в Киеве.
СЕРДЕЧНО БЛАГОДАРИМ представителя братской Югославии в Москве господина Кукича!.. Представительство российского МИДа в Мурманске и Московский МИД, перекидывая наши вопросы друг другу, уже убеждены, кажется, были, что никакого Хода не случится... А вот господин Кукич, никому дела не передоверяя, одним письмом все узлы развязал и в дорогу благословил. Отменил для нас сбор визовый — два с половиной миллиона рублей мы сэкономили, разрешил оформить визы без наших поездок в Москву, добрым звонком впереди нас по нашему маршруту прошел, путь обеспечил: югославский представитель в Болгарии такую бумагу нам с собой дал — все чины придорожные в Сербии, Черногории, Косове руку к шапке прикладывали.
Спасибо работникам Русского Дома в Белграде, директору Владимиру Васильевичу Кутырину. Что он мог дать нам, неведомым, застрявшим не по своей вине в Белграде? Отдал на субботу и воскресенье ключ от Дома, открыл класс музыкальный — располагайтесь, дал три кровати и четыре раскладушки, принес, сколько было, постельного белья из дому. Пусть большинство и на полу, но все-таки не в автобусе, — ноги, у многих от долгого сиденья подпухшие, растянуть. Туалеты открыл и душ включил...
Спасибо и профессору Растиславу Петровичу из Белграда, знакомому мурманчанам по страшной фотовыставке “Майка Сербия, помози!” (“Русия, помози!”), которую, прорвавшись сквозь блокаду, привозил он в Мурманск в 1993 году. Если б не Петрович, сколько бы мы еще валялись на полу по той причине, что пришла в российское посольство из московского МИДа, опередила нас бумага, предписывавшая нам от путешествия в Республику Сербскую, Черногорию и край Косовский воздержаться. Благодаря Р. Петровичу явился к нам прошедший через мусульманский плен, известный всей Югославии Бранко Ковачевич и повел нас по тропам среди минных полей боснийских.
Мы кланяемся всем, кто 20 октября, в день освобождения Белграда, пришел поклониться советским воинам. Мы поняли, что в этой святой памяти все партии и движения Белграда едины.
КАКОВ ЖЕ ГЛАВНЫЙ ВЫВОД из всего, что мы увидели, из всех наших встреч и бесед?
Нас любят. Нас по-прежнему любят — в сто раз больше, чем мы того заслуживаем — нас любят за дела наших предков. В нас по-прежнему верят, пословица “На небе — Бог, на земле — Россия” все еще жива. Попираемые, притесняемые с помощью “международного сообщества” православные славяне Балкан терпят и еще готовы, сколько могут, потерпеть, лишь бы продержаться до того времени, когда к власти в России снова придут правители, которые будут заботиться прежде всего о России, потому что братья балканские совершенно уверены: тогда Россия снова вспомнит и о них. Они хотят, чтобы мы появлялись там чаще, чтобы русский язык был снова востребован...
Не могу не передать, не мотивируя, несколько раз сказанное нам в разных местах предостережение: “Готовьтесь к войне”... Бытует почти единодушное убеждение, что у них война может начаться в любой момент, — как только того захотят натовцы.
Необходимо убирать искусственно возведенные барьеры между нашими народами. Не закрываться. Мы должны помнить о молодежи, она вырастает уже в новых условиях: встреча с русскими для них — событие почти небывалое. Хотя, конечно, проехав по Республике Сербской, например, мы убедились, что молодежь там знает о нас, спасибо за это родителям, школе, руководителям Республики Сербской, дай им Бог успеха. Никогда не забыть встречу в Сербском Сараеве, в Луквице, откуда сербы отказываются уйти. Вместительный зал полон, забиты проходы. Собралась в основном молодежь, но молодежь особая, многие из этих молодых людей уже прошли через ад, уже видели смерть в лицо. Как-то они нас встретят? Они встретили нас овацией. Не потому, что мы такие хорошие, а потому что мы из России. И на этой братской, восторженной, до предела доверительной ноте прошел весь наш литературный вечер. А когда, завершая встречу, воевода Мурманской организации “Братья Сербов” Дмитрий Ермолаев запел по-сербски знаменитую песню сербскую, зал вскочил — весь как один, и так, стоя, спел ее до конца. Только последнюю строчку по-иному — радостно и почти грозно: после слов “Жива е Сербия!” вдруг полыхнуло неожиданное “Жива е Русия! Жива е Русия! Жива е Русия!”
ЧТО ЕЩЕ? В начале уже было сказано об иконе Иоанна Кронштадтского, доставленной из Мурманска и оказавшейся вдруг рядом с мощами Иоанна Крестителя. Так разве не будут теперь знать и помнить мурманчане православные о монастыре Цетиньском, а черногорцы окрестные о русском городе Мурманске? И это невозможно переоценить. А какой задел на будущее!.. Скажем еще об одной иконе — об образе Казанской Божьей Матери, которую преподнесли мы митрополиту Григорию на месте храма, заложенного в Велико-Тырнове в честь 120-летия победы. Принимая наш скромный дар, растроганный владыко сказал, что это — первая икона, подаренная храму, и такою останется навсегда. А всего икон наших было шесть — шесть вот таких нитей духовных, из Мурманска через материк славянский протянутых. А были еще дары, общим числом тоже шесть, отправленные нами отцом Виктором из Минска, и тоже по назначению доставленные, — разве это не такие же скрепы духовные? И разве книги, собранные мурманчанами и ставшие на полки университета в городе Пале, разве грамоты благодарственные (“Захвальницы”), в ответ из Сербии присланные, не служат нашему единению? А десятки и десятки писем? А свечи, пересылаемые из храма в храм, из страны в страну? А иконы, уже обратным потоком, вот уже четвертая, досланные из древних храмов и монастырей балканских в юные храмы мурманские?
И наконец, светское или православное это деяние? Участниками Хода был доставлен из Североморска венок в черногорский приморский городок Пераст.
ИТУТ МЫ, ДАЖЕ РИСКУЯ ЗАТЯНУТЬ РАССКАЗ, обязаны сделать небольшое отступление.
Отшумело так называемое 300-летие флота российского — богомерзкий шабаш на поминках могучего и любимого тысячелетнего детища России. И кто только ни был зван на пир сей: и голландцы, и великобританцы, и прочие шведы. И только об истинной истории, об истинной колыбели русского морского Петровского офицерства, о братской Черногории никто не захотел вспомнить. Впрочем, и слава Богу, что в официальном стаде, копытившем громадный околомогильный холм, не было представителей гордого, родного православного народа — сыновей преданной нами, но все-таки преданной нам крохотной великой Черногории — морской державы, что выходит на берег в самой глуби залива, именуемого морем Адриатическим. Но мы-то помним, что не в голландиях и великобританиях, всегда боявшихся России, не в Италии, где не было дозволено русским людям возвести для себя хоть малый самый храм православный, а именно здесь, в городке Перасте, в классе капитана Марко Мартиновича учились флотскому искусству первые петровские офицеры — первые 17 детей боярских. Это они да их окруженье черногорское закрепили потом первую всесветную морскую славу России...
И как потом удалось убедиться, есть еще и у нас, в России, немало людей, которые, слава Богу, еще не пили горькую на поминках своей памяти.
Начав собирать по крохам воедино патриотические силы ради предстоявшего Славянского Хода Мурман-Черногория, — против распада, за сохранение единого духовного славянского пространства, — мы обратились с вопросом к землякам нашим: как искупить стыд и грех наш перед Черногорией, перед Петром I, перед теми детьми боярскими, — стыд и грех беспамятства?
Первым откликнулся заместитель командующего Краснознаменным Северным флотом контр-адмирал Дьяконов... Это его сердце, смысл его жизни пытаются спасти представители почти половины областей России, создавая на свой страх и риск ассоциацию по спасению кораблей Северного флота, принимая на себя заботу — каждая область об одном из наших кораблей. Контр-адмирал сказал сразу:
— Что можем, сделаем!
Смог он немного, но в высшей степени духовно значимо: провожая Славянский Ход в дорогу, вручил он ходокам венок — чтоб донесли от северного края славянского материка до краешка южного, от моряков Северного флота — тем самым первым, семнадцати... И сказал на прощанье, что он сам хотел бы оказаться в этот миг в Перасте.. Да еще разрешил поехать с нами хорошему человеку с хорошей телекамерой. Спасибо, товарищ контр-адмирал!
Так же духовно весомо, а житейски еще существеннее, откликнулась наша высшая мореходка, наша морская академия, она же ныне — наш государственный технический университет. И они тоже пришли проводить, и они — не с пустыми руками... И когда заколыхался на волне Ядрана (так зовут свое море черногорцы) североморской венок под склоненным над водою Самарским знаменем, сразу тут же рядом у памятника Марко Мартиновчиу прозвучало врученное местным властям послание, подписанное ректором нашего университета А. А. Гальяновым, обращенное к юношам-черногорцам из Пераста. Это было приглашение первому из них, по их конкурсу, учиться у нас в Мурманске за счет университета: “Мы хотим, чтобы отныне среди нас всегда был представитель гордого родного черногорского племени”... Господи, надо знать черногорцев, братьев наших верных, любящих Россию в сто раз больше, чем мы того заслужили, чтобы понять, что значит это письмо.
“Россия снова есть!.. Это сам Господь о нас вспомнил!”, — разве забуду я эти слова!
И уже пошел разговор: а не создать ли тут, в двадцати шагах от моря, в том самом классе, где учились петровские посланцы (дом каменный, ничего классу не сделалось), подготовительный факультет Мурманского университета, — уже на общих основаниях? И пусть на первых порах будет всего 17 человек, как тогда...
Вот так сразу объединились и флот военный, и флот рыболовный, народ России и народ Черногории, и два самых отдаленных краешка раздираемого славянского материка. Ради этого с призывом, прозвучавшим ровно 1111 лет назад из уст великого болгарина Константина Преславского “По всей земле сбирайтесе словени!”, наш Ход и собирался.
Мурманск
1.0x