ОНИ УЖЕ РОССИЮ ПОДЕЛИЛИ
Author: Дмитрий Минин
46(207)
Date: 18-11-97
К своему 75-летию американский журнал “Foreign affairs” выпустил юбилейный номер с серией статей, которые должны как бы венчать итоги столетия и указывать основные ориентиры планетарной политики века грядущего. Что ни имя, то живая легенда американской внешнеполитической стратегии: Джордж Кеннан, Артур Шлезингер, Сэмюэль Хантингтон, Ричард Пайпс, Збигнев Бжезинский и другие. Немало тревожного может обнаружить заинтересованный русский читатель в их рекомендациях и прогнозах, однако самое непосредственное отношение к его будущему имеет статья Бжезинского “Геостратегия для Евразии”, заявленная как отрывок из будущей книги, а точнее, доктрины. И показательно, что выжимки из нее были опубликованы в русском переводе “Независимой газетой” 24 октября с.г. – правда, без карты “Конфедеративной России”, где Приморье отходит “Великому Китаю”, Южные Курилы принадлежат конклаву “США–Япония”, а Северный Кавказ, Калининградская область и даже Ленинград отданы некоей “Атлантической Европе” (читай, Турции и Германии).
Конечно, кое-кто рад будет списать все “на безудержные фантазии старого антисоветчика”, но не будем забывать время и место публикации. “Форин эфэйерз” – далеко не бульварное чтиво о заморских аферах, а фактический официоз администрации Клинтона, да и Бжезинский – вовсе не “пикейный жилет на Приморском бульваре”, а один из идеологов и учителей нынешней американской элиты.
И дело не только в этой статье. Признаки новой линии Вашингтона на окончательное добивание России множатся, что бы там ни говорил “друг Билл” на ушко закадычному “другу Борису”. И пахнут они прежде всего каспийской нефтью. Пирог в 4 триллиона долларов, как скрупулезно подсчитали на Уолл-Стрите, слишком аппетитен, чтобы делиться им даже с друзьями. Не случайно “Вашингтон пост” писала в начале октября, что “Администрация Клинтона и американские нефтяные корпорации усиливают кампанию за прекращение вековой гегемонии России над зоной Каспийского моря с ее огромными нефтяными и газовыми богатствами, потенциально имеющими решающе важное значение для достижения стратегической цели США – приобщения важных новых источников энергоресурсов за пределами Ближнего Востока”.
В эту кампанию прекрасно вписывается не только давление на Газпром со сверхзадачей развалить европейский консорциум по сотрудничеству с Ираном, но и дышащие благородным негодованием доклады о “российской организованной преступности”, буквально наводнившие информационное пространство США. Вместо реальной помощи по борьбе с этим огромным и в немалой степени завезенным с Запада злом (или уж, во всяком случае, насажденным теми, кого Запад считает своими союзниками в нашей стране), – аргумент “криминальной России” используют уже чуть ли не в оправдание расширения НАТО на восток, различных форм торговой и экономической дискриминации Москвы и т.д.
Больше всего в этих разоблачениях доставалось Березовскому, главное прегрешение которого, в глазах Запада, состоит вовсе не в том, в чем он действительно виноват перед народами России, а в том, что, окончательно зарвавшись, потянулся Борис Абрамович к “каспийской трубе”, через которую его и “слили”. Вот Гусинский поосмотрительнее – и уже подвластный ему печатный орган “Сегодня” в последних номерах убеждает читателей, что России вообще никакие нефтепроводы на Каспии не нужны – его и не трогают. Такая вот выборочная борьба “свободного мира” с нашей доморощенной олигархией, которую к серьезным делам не допускают и не допустят никогда.
Как выяснилось из слов бывшей сотрудницы Совета национальной безопасности США Шилы Хеслин, вызванной недав- но в сенат для дачи показаний по делу о коррупции, еще в октябре 1995 г. Клинтон специально звонил Алиеву, чтобы повлиять на выбор маршрута нефтепровода из Баку, который не находился бы под прямым российским контролем. В апреле 1997 г. в одном из докладов госдепартамента были окончательно сформулированы цели США относительно Каспия, которые, как отмечалось, “состоят в надежной привязке этого региона к Западу” через трубопроводы и транспортные коридоры, проходящие вне пределов России.
Важно и то, что в “каспийском проекте” видны личные интересы многих видных фигур американского истэблишмента. Как писала недавно та же “Вашингтон пост”, “последняя нефтяная лихорадка нашего столетия” вовлекла в качестве вкладчиков капиталов и консультантов причастных к проекту монополий таких известней- ших деятелей, как бывшие госсекретари США Генри Киссинджер и Джеймс Бейкер, министр обороны Дик Чейни, министр финансов Ллойд Бентсен, шеф аппарата “Белого Дома” Джон Сунуну, а также бывшие помощники президента по национальной безопасности Брент Скоукрофт и... сам Збигнев Бжезинский, который, например, числится консультантом нефтяного гиганта “Амоко”. И есть все основания предполагать, что данная группа американской элиты вполне разделяет геополитические взгляды Бжезинского на организацию евразийского пространства, поскольку от их реализации зависит личный “профит” каждого участника.
Совокупность этих факторов позволяет предположить, что вариант раздела России на европейскую ее часть, Сибирскую и Дальневосточную республики, предложенный Бжезинским, может быть воспринят соседями РФ и другими заинтересованными субъектами мировой политики как предмет для обсуждения и вскоре окажется на повестке дня.
Дмитрий МИНИН
1.0x