ХОМУТ ИВАНУ ОТ МИРОВОГО РЫНКА
Author: Николай Анисин
46(207)
Date: 18-11-97
На минувшей неделе под наши кошельки была заложена бомба. Взрыв ее неизбежен и, значит, неизбежен высокий скачок цен, предотвратить который уже не способны ни Дума, ни правительство, ни президент — даже если бы они все вместе очень-очень захотели это сделать.
На сей раз платить нам придется не за новые, а за прежние эксперименты реформаторов. А именно: за бездумное втягивание России в мировую экономику в 1993-1996 годах.
Распродав, причем по дешевке, акции самых лакомых кусков госсобственности иностранцам, власть у нас в стране перестала быть властью по большому счету. То есть утратила независимость в финансовой политике и попала под диктат мирового рынка.
До нынешней осени напрямую этот диктат на наших кошельках не сказывался. Но в конце октября произошло резкое падение стоимости акций сначала на бирже в Гонконге, а потом — в Нью-Йорке. Вслед за этим автоматически стали дешеветь и акции российских предприятий. Тогда чины из администрации Ельцина и правительства выступили с заявлениями: ничего страшного не случилось, во-первых, курс ценных бумаг в Нью-Йорке стабилизируется и, стало быть, стабилизируется стоимость и российских акций, а во-вторых, ущерб от колебания цен на мировых фондовых биржах понесут лишь крупные и небедные отечественные компании, а рядовых граждан это вообще не коснется.
В октябре так оно почти и было. Но наступил ноябрь. И как только Россия отпраздновала 80-ю годовщину социалистической революции, курс акций ее предприятий стал падать день ото дня — в среднем на 8 процентов. Караул! Комиссия по ценным бумагам при правительстве РФ срочно выпустила распоряжение: остановливать торги, если уровень падения акций превышает 7,5 пунктов. Но торги продолжились, сметая все нормативы комиссии. Иностранные держатели российских акций спешили от них избавиться, забрать свои деньги и вывезти из России. Куда? Туда, где их сегодня можно выгоднее вложить.
Мировой рынок, в который все последние годы так рвались наши реформаторы, впервые в открытую продемонстрировал российской власти, что у нее больше нет финансовой независимости и что она отныне должна слепо следовать его капризам. И ей ничего не оставалось, как подчиниться.
Обвал стоимости российских акций вызвали действия крупных финансовых спекулянтов, обрушивших курсы валют в Бразилии и Южной Корее. В результате бразильские власти, например, дабы спасти национальную валюту — реал, повысили ставку по вкладам в государственные обязательства с 18 до 43 процентов. Под этот высокий процент и начала переводиться валюта из России. И власти РФ оказались перед выбором: либо в связи с оттоком иностранных капиталов “уронить” рубль или искусственно поддерживать, растрачивая валютные запасы, либо удержать эти капиталы, повысив ставки по доходам российских государственных казначейских обязательств (ГКО).
Что в итоге вышло? Рубль уцелел. Валютные запасы правительства сохранились. Но деньги из рынка акций предприятий стали перетекать в сверхдоходные и надежные ГКО, что дает прибыль финансовым спекулянтам и оставляет производство без денег. Предприятия в 1998 году вынуждены будут брать больше кредитов и под более высокий, чем в этом году, процент и, соответственно, поднимут цены.
Финансовой стабилизации, о которой так много говорили молодые реформаторы, придет каюк. Через два-три месяца цены на товары и услуги в России, вероятно, подскочат процентов на двадцать, как бы ни рвал на себе волосы господин Чубайс. Никто более него не сделал для втаскивания России в мировой рынок, и ему же этот рынок устроил подлянку — сорвал стабилизацию. Останется при всем том Чубайс у власти или получит пинка — никому не ведомо. Но точно известно, что прибыль спекулянтов на мировом рынке русскому мужику придется оплатить из своего кошелька сполна.
Николай АНИСИН
1.0x