СЕРЕНАДА "СОЛНЕЧНОЙ ПОЛЯНЫ" КИНО
Author: Юрий Путрин
31(192)
Date: 5-08-97
_____
_____Хорошо известно, что телевизионные сериалы имеют свою специфику, свои жанровые законы. Но наши режиссеры, воспитанные на “высокой моде” Феллини и Бергмана, не хотят понять, что любой “от кутюр” должен быть основан на знании элементарной, если можно так сказать, эргономики и анатомии человеческого восприятия. Точно так же и наши модельеры идут не от реальной анатомии и эргономики человеческого тела, а от каких-то своих “утонченных” представлений об одежде. В результате носить их шедевры затруднительно даже на подиуме.
_____Что касается телесериалов, то здесь единственным нашим успехом стали знаменитые “Мгновения весны”. Попытки же создать качественную “мыльную оперу” до сих пор, по общему признанию, заканчивались глупостью.
_____Вот позади знакомство с четырьмя (первыми?) сериями российско-немецкой (АСС-ТВ — Штайнер-филм) картины “Дом на Солнечной Поляне” (режиссеры — Александр Ячменев и Рудольф Штайнер). “Солнечная Поляна” — это улица в Барнауле, куда из независимого Казахстана переехала семья гонимых русских немцев Эрлихов. Сюжет фильма пересказывать необходимости нет, стоит лишь отметить, что трагедийного набора страстей, присущего латиноамериканским сериалам, здесь нет. Фильм, как и полагается немецкой работе, добросовестен, немного тяжеловесен, сентиментален и содержит в себе доблестную бюргерскую мораль: честно трудись, помогай ближнему — и все станет хорошо, даже если до этого было очень плохо.
_____Проблемы отечественной подъельцинской жизни обозначены скрупулезно и педантично: от развала армии до проституции (правда, “новый русский” ездит почему-то на иномарке с правым рулем — то ли из-за традиционной для немцев неприязни к англичанам, то ли по иным, художественным соображениям). Однако персонажи картины выглядят все же какими-то кукольными и несерьезными. Вдобавок фильм завершается не просто свадьбой в духе русских народных сказок (“И стали они жить-поживать да добра наживать”), а прямо-таки сентиментальной идиллией. Даже алкоголика Иванова (а как же!), которого спасали от смерти всем gemeine, “честные и предприимчивые” оборонщики, ушедшие от конверсии в международную коммерцию, решили взять к себе в фирму завскладом — тот на радостях и “завязал” с водкой.
_____Есть в фильме и несомненно удачные детали — вроде эпизода с затурканным доктором, перепутавшим посетителей и принявшим жену алкоголика Иванова за совершенно другую женщину, чей муж умер у них в больнице. Но таких удач — две-три на все четыре серии...
_____“Дом на Солнечной поляне” — именно телевизионный фильм, вполне соответствующий своему предназначению. Он силен как раз информативным духом: мы можем узнать, что думают немцы (правда, вслух и при нас) о русско-немецких отношениях, и сделать соответствующие выводы. Основных посылок здесь немного, и они хорошо просматриваются.
_____Первая — немцы, конечно, виноваты перед русскими и всеми народами мира за фашистскую агрессию, концлагеря и тому подобные мелочи, однако же и русские виноваты перед немцами за упразднение Республики немцев Поволжья и депортацию “фольксдойчей” в Казахстан и Сибирь (“нас выгоняли, как животных, а ведь многие немцы сражались за вас, русских, на фронте с Гитлером”,— жалуется в фильме пожилая немка, оплакивая дорогую ее сердцу Поволжскую республику).
_____Сверхидея, видимо, такова: пора забыть тяжелое прошлое, провести полную реституцию и реставрацию государственной автономии немецкого населения на территории России. Потому что — и это вторая посылка — русских немцев в родном фатерланде пока не ждут, и они, порой не знающие даже языка предков, пусть живут (и с помощью ФРГ хорошо живут) среди русских, сохраняя жизненное пространство для себя и своих соотечественников, которое, возможно, будет когда-нибудь востребовано.
_____Спору нет, если выбирать между союзом с Германией и союзом с Америкой (а такая перспектива вот-вот может стать для России актуальной), то по многим причинам нам, русским, лучше иметь дело с немцами, чем с разноцветным интернационалом ушибленных своей мечтой “америкосов”. Понимают это и в Германии, и у нас, но, видимо, без учета одного обстоятельства, а именно: такой союз нужен Германии не меньше, чем России, а потому его цена не должна ущемлять народного самосознания русских.
Юрий ПУТРИН
1.0x