СПИД ПО-ЦЫГАНСКИ
Author: Юрий Петров30(191)
Date: 29-07-97
_____
_____В Твери этот район называют Нью-Амстердам, по аналогии со столицей Голландии, где легализованы наркотики. Мрачные краснокирпичные дома — бывшие морозовские казармы с причудливым купеческим изыском, стилизованные под готику. Неподалеку заросшая тиной река Тьмака, которую с некоторой натяжкой можно счесть каналом. Железная дорога Москва—Петербург разрезает эти заповедные места на две части. “За линией” индустриальные пейзажи начала века плавно переходят в пасторальные. Частные дома, пасущиеся козочки. Однако именно здесь и начинается самая крутая тверская “амстердамщина”.
_____Если вы остановите на тверских улицах любую машину и скажете водителю магическое “за линию”, то он понимающе улыбнется и привезет вас сюда. Те, кто подрабатывает извозом, давно знают все нужные “точки”, где наркотики продаются свободно. По словам таксистов, девяносто процентов их клиентов ездят именно сюда “за лекарством”.
_____Торгует зельем обосновавшийся в Твери несколько лет назад цыганский клан Чохон, который занимает около сорока частных домов. В каждом — “торговая точка”.
_____Во главе клана — пожилая баронесса. Женщины-цыганки готовят наркотики, а мужчины дегустируют.
_____Сырье поступает по родственным каналам с Украины. Из маковой соломки варят экстракт опия. Каждый день — свежая порция. Первач, который называется “маляса”, разбавляется водой. “Малясу” цыгане экономят, потому для пущей “доходчивости” в образовавшийся раствор добавляются барбитураты. Известно, что лекарственные препараты барбитуратного ряда вызывают реакцию организма, схожую с наркотиками, но рассасываются быстрее. В этом весь смысл цыганской химии. Чем скорее кончится в наркомана “тяга”, тем скорее прибежит он за новой дозой.
_____Одна порция (один “куб”) наркотика стоит пять тысяч рублей. В день среднему наркоману требуется “кубов” десять.
_____Клиенты цыган в основном молодежь до двадцати лет. Хотя, случается, подъезжают и взрослые с рынка.
_____Еще лет пять назад это был тихий район, где спокойно доживали свой век пенсионеры, всю жизнь трудившиеся на хлопчатобумажном комбинате. Теперь заштатные улочки усеяны шприцами.
_____По прогнозам экспертов, к 2000 году в Твери с ее 500-тысячным населением будет 50 тысяч наркоманов. Кстати, “к цыганам” едут и из близлежащих столиц — Москвы и Петербурга. Конечно, в Москве можно достать наркотики покачественнее — например, хороший героин. Но процесс покупки будет сопряжен с определенным риском, да и цены совсем другие. Здесь же — все легально и дешево.
_____Сам процесс “купли-продажи” происходит так: наркоман протягивает в окошко шприц, деньги, цыганка набирает в шприц нужное количество “кубов” из общей банки с раствором наркотика. Чистый ли шприц или уже использованный — никому неинтересно. Прошлым летом среди тверских наркоманов был выявлен первый ВИЧ-инфицированный. Сейчас, по последним официальным данным, в городе около 500 носителей СПИДа. Однако даже эта цифра не отражает реального положения дел. Потому что все инфицированные были выявлены случайно. Привезли наркомана в коме, взяли кровь на анализ. Смотрят — СПИД.
_____Согласно исследованиям, проведенным тверским общественным региональным Фондом “Против наркомании”, действительное количество ВИЧ-инфицированных в Твери уже приблизилось к тысяче человек. В январе СПИД обнаруживали у 17 процентов наркоманов, по тому или ному поводу обратившихся за медицинской помощью. Сейчас его выявляют уже у 45 процентов. Каждый месяц количество больных будет удваиваться, пессимистически прогнозируют медики. Буквально на днях диагностировали СПИД у девочки, которой еще не было 14 лет. А семнадцатилетние девушки с букетом венерических заболеваний и СПИДом уже давно никого не удивляют, потому что молоденьким наркоманкам известен лишь один способ заработать деньги на “лекарство”. И они с успехом его применяют. Поэтому вслед за “наркоманской” волной СПИДа следует ожидать волну “половую”. Причем, если на Западе заразу разносят гомосексуалисты, у нас первыми пострадают вполне гетеросексуальные бандиты и кавказцы с рынка — основные клиенты юных проституток.
_____Переполнено и отделение городской больницы N 1, предназначенное для больных гепатитом. Банальная “желтуха” — гепатит А — желудочно-кишечная инфекция. Еще несколько лет назад, помимо нее, знали только гепатит В, передающийся, правда, теми же путями, что и СПИД, — через кровь и лимфу. Теперь вирус мутировал. В, С, Д, Е — надо думать, список форм гепатита, названных буквами латинского алфавита, будет расти. Последние, новые формы по симптоматике мало отличаются от СПИДа.
_____Больница — не тюрьма, и заботливые друзья приносят пациентам гепатитного отделения наркотики, которые тут же, в туалете, и употребляются. Порой один шприц дарит желанный кайф сразу нескольким больным.
_____“А что же милиция?”— спросите вы. Некоторое время назад при областном Управлении внутренних дел был создан ОНОН — отдел по борьбе с наркотиками. В штате — 14 человек, в распоряжении которых всего две машины, причем часто — без бензина. И это на всю область! Периодически ОНОН совместно с ОМОНом устраивает “за линией” облавы. Происходят они несколько странно и нелогично: подростков, идущих “из-за линии”, подстерегают, хватают, обыскивают, избивают. Раньше нередки были случаи, когда девушки даже насиловались (теперь омоновцы остерегаются — СПИД). Между тем, достаточно “засаде” пройти чуть дальше, — и можно накрыть все торговые точки. Однако это происходит крайне редко. Но и тогда цыгане выходят сухими из воды. Раствор наркотика хранят всего один один день. Затем он превращается в яд. Даже если банку с ним изымут — до экспертизы он не доживет, испортится. Чаще всего цыгане выливают содержимое банки на пол и спокойно изображают святую невинность. Милиция старательно делает вид, что все в порядке.
_____Цыгане чувствуют себя в безопасности. “У нас все куплено!” — заявляют они. В конце зимы “за линией” случился некий инцидент. Все “точки” внезапно прекратили работу. Среди наркоманов прошел слух, что “приехали большие менты из Москвы, взяли заложников от каждого дома, требуют, чтобы дань платили и им”. Потом все вернулось на круги своя, и узнать, что же происходило на самом деле, нам не удалось. Что же касается повседневных отношений цыган с тверскими “ментами”, лучше всего их характеризует случай, рассказанный знакомым таксистом: “Подвозил я как-то парочку. Парень остался в машине, а девица пошла за “лекарством”. Через пять минут прибегает, испуганно кричит: “Поехали быстрей”. По дороге объясняет: “Захожу я во двор, там сидят два мента и колются. Я убегаю, а они мне вслед кричат: “Куда ты, заходи, присоединяйся”.