«ЕСЛИ Я ВСТАНУ… » ( РОССИЯ И СНГ )
Author: М. Подкопаева
29 (190)
Date: 22–07–97
_____
_____3 июля — Б. Ельцин и Г. Алиев предложили Армении создать совместную комиссию для выяснения обстоятельств появления оружия в Закавказье. Ельцин также предложил провести совещание глав РФ, Франции и США по Карабаху с участием президентов Армении, Азербайджана и НКАО.
_____6 июля — Туркменистан потребовал ликвидации соглашения РФ и Азербайджана по шельфовому нефтяному месторождению Кяпаз.
_____13 июля — В Баку Г. Алиев, Б. Немцов и глава ЮНКО Х-А. Яриханов подписали соглашение о транзите “ранней нефти” через Новороссийск.
_____14 июля — Туркменистан заявил об усилении своего контроля над спорными территориями Каспия.
_____
_____Одним из самых животрепещущих для страны оказывается сегодня вопрос: с чего следует начинать свой рабочий день министру иностранных дел Примакову? Вопрос нешуточный. После крупных внешнеполитических кампаний последних месяцев произносимое Ельциным “рабочий день нужно начинать с… ” или “просыпаясь утром, подумай о… ” — способно вызвать содрогание. Стоило президенту произнести: “Вставая утром, подумай, что ты сделал для Украины” — и Черноморский флот оказался разделенным.
_____А 3 июля при подписании российско-азербайджанских документов в Кремле президент высказался еще более весомо и многообещающе. Он сказал, что Россия берется за проблему Нагорного Карабаха столь же плотно, как в свое время взялась за тему Россия–НАТО. Если вспомнить о неоднозначном результате, который имели занятия НАТО, то обещание так же заняться и Карабахом не может не беспокоить.
_____Вместе с тем сама заявка России о повышенном внимании к карабахской проблеме более чем своевременна. Дело в том, что Запад тоже, по-видимому, дал зарок взяться за Карабах так же плотно, как и за расширение НАТО. И потому заявление Ельцина, столь настораживающее по формулировке, все же должно демонстрировать хотя бы видимость готовности России не дать оттеснить себя от решения столь значимых для нас вопросов.
_____Роль катализатора западной активности в карабахской кампании в какой-то степени сыграл мартовский скандал с поставками российского оружия в Армению, причем оружейная тема была сразу связана с нефтяной. В “Уолл-стрит джорнел” говорилось, что США своей политикой в отношении Ирана и Азербайджана добились того, что “нефть Каспия все еще остается под контролем России, представляя потенциальную опасность”. Тогда же М. Лелевелд в “Джорнел оф коммерс” написал, что Россия остается единственной силой, которая может поддерживать мир в кавказском регионе и способна принять меры при нарушении своих интересов. (Устами бы Лелевелда да мед пить…)
_____Третьей выступила “Вашингтон пост”, цитируя обвинения спикера грузинского парламента З. Жвания в адрес США в том, что в обмен на согласие России на расширение НАТО (все еще “предстоящее”) Вашингтон допустил расширение сферы влияния России на Кавказе (уже действующее). Газета добавляет, что некий важный сотрудник администрации подтверждает такую возможность, и делает тот же вывод — это путь к российскому контролю за каспийской нефтью.
_____Позднее в “Нью-Йорк таймс” эти высказывания превращены бывшим минобороны США Уайнбергером и сотрудником института Гувера Швейцером в клич Западу: доминирование России в транспортировке нефти каспийского региона будет для нее большим успехом, чем для Запада расширение НАТО. Так куда же смотрят США?
_____На этот вопрос с сарказмом отвечает Ф. Стар, глава института Центральной Азии при университете Джона Хопкинса: итак, России все сошло с рук, что возможно лишь при американо-российском тайном сговоре (расширение НАТО в обмен на позиции России на Кавказе). И дальше — якобы США превращают центральноазиатские страны и Азербайджан в заложников американской политики в отношении Ирана.
_____Проговорка более, чем существенная. Ибо, если речь идет о центральноазиатских странах, то дело не только в нефти, но и в центральноазиатском транспортном коридоре, новом Шелковом пути. А если речь заходит о США и Иране, то неподалеку следует искать Збигнева Бжезинского, идеолога центральноазиатской дуги и изменений иранской политики США. И ведь он действительно обнаруживается — озвучивает в апреле предложение связать карабахский район с соседями при помощи трубопроводов, и таким образом добиться между ними экономического сотрудничества (читай — экономической зависимости). Под “связыванием нефтепроводами” имеется в виду турецкий вариант нефтетранзита. Армении и Карабаху он предлагается не бесплатно, а в обмен на территории. То есть Азербайджану следует вернуть его собственные захваченные территории плюс Шушинский район Нагорного Карабаха. А поскольку Азербайджан, в свою очередь, сейчас предлагает Карабаху статус автономии в обмен на вывод из Карабаха войск, то “убиваются”, таким образом, все возможные “зайцы”: Карабах должен считать, что он автономен, но безоружен, и ему обещают нефтепровод (но тогда не его, а азербайджанский), идущий затем на Турцию.
_____Армяно-турецкие и армяно-азербайджанские противоречия не единственные проблемы такого маршрута, но именно его Г. Алиев в Анкаре назвал не просто приоритетным, а осуществимым до 2000 года, и получил “Орден Турецкой Республики”.
_____Та же тема армянского транзита звучит и в подтексте развернувшейся в США борьбы проармянского и проазербайджанского лобби. В марте в Вашингтоне создан “Американо-азербайджанский совет” с наблюдательным советом с участием Пола Гобла, заместителя директора “Радио Свобода”, аналитика из “Фонда наследия” Ариэля Коэна, Роберта Элела (Центр стратегических исследований при Джорджтаунском университете). Одновременно Крис Хекимян, директор по делам правительства, сообщает: “Наши друзья в конгрессе предлагают нам искать компромисс, то есть убедить Карабах урегулировать этот вопрос, и тогда Армения получит трубопровод. Это похоже на взятку”.
_____К июлю заявление армянского лобби “на нас давят” превратилось в “сенат давит на Клинтона, призывая содействовать Баку, Еревану и Анкаре в строительстве нефтепровода через Армению в Турцию”. И в этом случае, как и во всех других, Нагорный Карабах как субъект не рассматривается, его требуется только “уговорить”. В Лос-Анджелесе тем временем проходит первый международный конгресс азербайджанцев США и Европы. Наблюдая за вышеописанным разворотом событий, можно согласиться с агентством “Туран”, что “Вашингтон постепенно превращается в центр кавказской политики”.
_____Эта точка зрения придает особое звучание недавнему заявлению министра иностранных дел Украины Удовенко о том, что “Украина хочет честно смотреть в глаза и армянам, и азербайджанцам”. Сегодня это трудно, учитывая, что Украина согласилась участвовать в азербайджано- грузино-украинском миротворческом батальоне, куда Армению, конечно, не зовут. Назначение батальона не уточняется, но обстоятельства говорят сами за себя. Однако если при этом рассчитывать на способность американского сената отрегулировать отношения армянского и азербайджанского лобби (а это все труднее) и помнить об апрельской встрече Алиева и Тер-Петросяна в Стамбуле при посредничестве Демиреля, то высказывание Удовенко читается как ожидание давно обещаемого армяно-азербайджанского потепления. Тем более, что в ударную группу в США, выступающую за изменение американской политики в отношении Азербайджана, кроме Брента Скоукрофта, Ричарда Чейни, Джеймса Бейкера и Ллойда Бентсена, входит и Збигнев Бжезинский, имеющий на Украине особый авторитет. Алиев, кстати, получил не только “Орден Турецкой Республики” в Анкаре, но и “Орден Ярослава Мудрого” в Киеве (коллекция для прошлых эпох фантастическая). В ближайшее время Украина, видимо, будет смотреть в глаза армянам и азербайджанцам через американо-турецкие защитные (а возможно, и прицельные) стекла. Вот только как Азербайджан будет смотреть в глаза Украине, пустив основную нефть мимо ее территории?
_____Но при всем изумляющем американо-турецком напоре возможность этого варианта карабахского урегулирования не гарантирована. И не только потому, что слишком неправдоподобно обещание Алиева начать транзит каспийской нефти через Джейхан. Хотя и это весьма существенно! Ведь уже сейчас ЕС объявляет прямой маршрут Баку–Джейхан несостоятельным и поддерживает тот или иной выход трубопровода к Черному морю. Это же заявляет и глава азербайджанского каспийского консорциума Терри Адамс, очевидно, раздраженный стремлением Алиева извлечь наибольшую выгоду из возможности манипулировать маршрутами нефти.
_____Кроме того, “танковый скандал” в Европе оценили несколько иначе, чем в США. Весной Оргкомитет конгресса по правам человека в рамках ОБСЕ высказался: определенными силами Азербайджана и России поднята пропагандистская шумиха о поставках оружия Армении. И ОБСЕ волнуют не сами эти поставки, а то обстоятельство, что Азербайджан, в отличие от Армении и Грузии, нарушает Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Ведь в ОБСЕ есть официально полученные от Азербайджана данные о том, что количество вооружений, переданных Баку Россией и другими странами после 1992 г., значительно превышает установленные нормы. (В этой связи интересно недавнее интервью Гейдара Алиева “Эху Москвы”, в котором он заявил, что “ни у кого никаких документов на эту тему нет и быть не может”.)
_____Тем не менее после настойчивых рекомендаций Клинтона и Гора Алиев и миллимеджлис Азербайджана одобрили проект Соглашения по фланговым ограничениям в рамках Договора об обычных вооружениях в Европе. Это означает, что Азербайджан, с одной стороны, попадает под международный контроль вооружений (правда, с поправкой о непередаче своих квот России). Но, с другой стороны — в США снимается запрет на финансовую и иную помощь Азербайджану, принятый конгрессом в связи с неприсоединением Баку к договору. А Ельцину и для создаваемой им трехсторонней комиссии по поставкам вооружений Армении и Азербайджану это дает возможность опереться на Договор.
_____Не стоит сбрасывать со счетов и твердой позиции Шеварднадзе, 15 июля заявившего в Тбилиси совместно с Демирелем о том, что считает маршрут Баку–Супса–Джейхан безальтернативным.
_____Кроме того, все договоренности о транзите азербайджанской нефти на мировые рынки “подвешиваются” в связи с правовой спорностью добычи каспийской нефти. Речь не только о несогласованном статусе Каспия, но и о претензиях Туркмении на месторождения Азери, Чираг и Кяпаз. И если протест Туркмении относительно Кяпаз прозвучал после заключения соглашения с Россией, то прокачка “ранней” нефти с Азери и Чираг продолжает обсуждаться уже после демонстрации Ниязовым на Ашхабадской встрече доказательств принадлежности месторождений Туркмении. С одной стороны, в этом есть удобство круговой поруки с вовлечением в этот круг и России, и международного консорциума, с другой — для России это может стать и выигрышным поводом для маневра с позиции международного права, и возможностью ввести этот новый аспект в строительство взаимоотношений с Чечней, добившейся своего участия в соглашении о транспортировке “ранней” нефти.
_____Сегодняшние кавказские обстоятельства таковы, что тревога американских политиков не случайна. Ведь провозглашаемый при их поддержке принцип “нефть в обмен на территорию” может с учетом неопределенного статуса Каспия и спорности национальных зон, обернуться и против Азербайджана. При этом проблема Карабаха задевает не только нефтяные вопросы, но и идущее полным ходом выстраивание Евроазиатского транспортного коридора. А неравнодушие Центральной Азии к этой проблеме проявилось во время недавнего визита Алиева в Ташкент, когда Каримов сказал известное “на Кавказе не может быть двух Армений”.
_____И как бы ни формулировал российский президент свой карабахский вызов, он бросает перчатку на арену, где уже дерутся гиганты. России неизбежно придется выходить на эту арену, которая была и остается зоной ее жизненно важных интересов, и где только начинаются главные дипломатические бои. И риторикой типа “вставай и ложись с мыслью о… ” здесь явно не отделаться. Ибо партнеры Ельцина исповедуют иной принцип, напоминающий знаменитое “Если я встану, то ты ляжешь”. И, добавим, улегшись, вряд ли встанешь. По крайней мере в ближайшем, XXI столетии.
М. ПОДКОПАЕВА
1.0x