Авторский блог отец Дмитрий Дудко 03:00 14 июля 1997

О РЕВНОСТИ ПО УМУ, НО НЕ ПО СЕРДЦУ

<br>
О РЕВНОСТИ ПО УМУ, НО НЕ ПО СЕРДЦУ
Author: священник Дмитрий Дудко
28 (189)
Date: 15–07–97
_____
_____
_____Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией.
К Римл. 10, 3
_____
_____В газете “Завтра” N 24 (185), духовником которой я состою, опубликовано письмо покойного митрополита Иоанна Санкт-Петербургского, которое он приготовил при жизни, но которому не дал ходу по своим пастырским соображениям. Опубликовано ревнителями его памяти, в частности, К. Душеновым.
_____Я знал митрополита не понаслышке всегда, когда он приезжал в Москву, я встречался с ним и разговаривал довольно дружеским языком с взаимным пониманием, так что буду судить я не по чьим-то суждениям.
_____Сразу же хочу выделить из письма митрополита такие слова: “Суть проблемы такова: события последних лет дают все основания предполагать, что определенные силы (подчеркну. — Д. Д.) равно в структурах церковной и государственной власти стремятся использовать Вас и Ваше имя (патриарха Алексия) в своих корыстных интересах, не имеющих ничего общего с интересами Русской православной церкви и России. В результате подобных манипуляций создается благоприятная почва для расцвета внутрицерковной коррупции, сеются раздоры как в среде духовенства, так и среди широких масс рядовых прихожан, ставится под сомнение церковное единство и поощряются раскольнические настроения.
_____Обратим внимание: “ставится под сомнение церковное единство и поощряются раскольнические настроения”. Опубликованные письма тоже способствуют этому.
_____Как был осторожен митрополит! Я не раз у него спрашивал:
_____— Как у Вас отношения с патриархом? — он всегда отвечал:
_____— Хотят нас поссорить.
_____Для этого можно найти множество поводов. Когда он был жив, он сам предотвращал эту ссору, умер — и вот начинают ревнители его памяти.
_____Нужно хотя бы немного подумать: раз митрополит не дал хода письму — значит, так надо. Что дает ход: склоку, и больше ничего.
_____Я не знаю, кто такой Константин Душенов, т. е. это пресс-секретарь Митрополита, но кто он по настроению? Судя по его публикациям, он рубит с плеча, не буду сомневаться в его искренности. Но искренности мало, нужен духовный опыт. Он же вносит в Церковь нецерковную струю. Соборность, на которую он ссылается, в его представлении — это коллективное мнение, меж тем как это не так. Соборность от духовного усовершенствования, соборность может выражать даже один человек. Вот он хочет выставить письмо на общественное мнение. То есть возбудить против церковной иерархии…
_____Да, иерархи погрешают, но и все мы погрешаем, не погрешает только Дух Святой. Но из-за этого нельзя делиться, нужно учиться понимать друг друга и общественное настроение.
_____Христос говорит: не судите судом внешним, судите судом праведным. Праведный суд заключается в том, чтоб взять немощи друг друга (немощи — это и грех) на свои плечи и “тако исполним закон Христов”. Христос пострадал Праведный за неправедных, а мы стараемся быть судьями, но что видишь в другом — есть в тебе.
_____Скажут: значит и не обличать? Нет, нужно обличать, но сначала нужно вырвать бревно из своего глаза и понять, что бревно у тебя, а у другого соринка. А мы соринку другого раздуваем в свое бревно.
_____Откровенно говоря, я боюсь за К. Душенова. Пример уже есть такого экстремизма, как у него, это Глеб Якунин. Человек искренний, а стал непримиримым раскольником не только церковным, но и российским…
_____И в России, и в Церкви происходит сейчас то, что просто человеческим умом не понять и не разобраться. И внешние, и внутренние враги. Пожалуй, опаснее внутренние. Они развалили Россию, они хотят единственно живой организм — Церковь — развалить под всяким предлогом. И Душенов, ревнуя о Церкви, не понимает того, что он на руку и врагам государственным, и церковным.
_____Не нужно шарахаться из стороны в сторону, дело не поправить своим мнением, поправить можно только духовным возрождением. И я с радостью смотрю на Московскую патриархию. Несмотря на все ее недостатки, она делает свое дело. Сколько восстановила храмов, открыла школ, оказывает дел милосердия, защищает народ от нагрянувших сект с Запада. Кто из протестантов сравнится с ней?!
_____В России и в Русской церкви идет процесс, и именно процесс к очищению, не надо только своей неуемностью (любой) мешать этому процессу.
_____То есть делать нужно и именно, как митрополит: и решительно, и осторожно, и с любовью, и с гневом. Вот образец, как нам нужно делать!
_____Пусть ревнители памяти митрополита Иоанна не присваивают все себе, мы все смотрим на митрополита и учимся у него.
_____Вспоминается мне, когда я был у него, и к нему пришли ревнители канонизации Царя Николая Второго, как он охлаждал их пыл.
_____Нужно охлаждать пыл, ничего не предпринимать в гневе — это старая истина, которую не надо забывать.
_____Но что делать, однако, когда письмо запущено?
_____Да что делать? Говорится: семь раз отмерь, один отрежь. Тут уже отрезано. Ждать, что Бог устроит. А всем заняться собственным усовершенствованием, пониманием себя и других и всего происходящего. И помнить: напрасно трудится зиждущий, если не созиждет Бог.
_____Паникеры ужасаются, а надо радоваться. В России и в Русской церкви происходит величайшее дело, и нужно терпение, чтоб увидеть благодатный конец.
_____Плохо, что письмо опубликовано в газете “Завтра” — это не церковная газета, а государственная, и не надо смешивать Бога и Кесаря. Газета хороша на своем месте, а церковное дело она не решает. Функции у Церкви и Государства разные. Церковь — душа всего, и Государства в том числе. Государство — это страна, в которой мы живем, отдавать надо кесарево — Кесарю, Божие — Богу. Нас Господь послал, как агнцев среди волков, и надо быть мудрыми, как змеи, и простыми, как голуби, ибо волки нас всех хотят растерзать в наше время, демократическое, больше, чем в социалистическое.
_____Помоги нам Бог быть мудрыми и кроткими.
_____Ну а письмо раз запущено, ждать очередных синяков и учиться, как поступать в дальнейшем. Газете посоветовал бы не публиковать материал поспешно.
_____И еще что хотел бы сказать. В Русской православной Церкви есть единственно незаметное, но крепкое — это наша жажда правды Божией. Будем не ссориться, а делать. И обвинять в ереси сергианской или экуменической не торопиться. Наш патриарх Сергий не меньше сделал, чем патриарх Тихон, хотя того и другого обвиняли в заигрывании с безбожниками. Как сердце Царя находится в руках Божиих, так тем более Патриарха, и не без ведома Божьего они делают. А ты — кто, судящий другого?
Итак, желаю Кесарю и его подданным делать дело на пользу России и Церкви, и рабам Божьим терпением, осторожностью и неослабным рвением делать дело Божие.
Священник Дмитрий ДУДКО
_____
_____
1.0x