Авторский блог Елена Антонова 03:00 7 июля 1997

"РОМЭН": ВСЕГДА ПРЕМЬЕРА

"РОМЭН": ВСЕГДА ПРЕМЬЕРА ( ТЕАТР )
Author: Елена Антонова
27(188)
Date: 8-07-97
_____
_____В июне премьерой музыкальной комедии Олега Хабалова “Цыган и в Африке — цыган” в постановке автора завершился 66-й театральный сезон единственного в мире цыганского театра “Ромэн”. Как бы ни злопыхательствовали на советский строй демократы, стоящие ныне у власти, им не удастся выбить из памяти людской все те мировые свершения, что были достигнуты тогда во многих областях науки, техники, культуры, просвещения. Вот и цыганский театр, первый и единственный в мире, был открыт 24 января 1931 года в помещении Центриздата на улице 25-го октября — вначале как Индо-романский театр-студия, который 16 декабря того же года заявил о себе премьерой музыкально-драматического спектакля А. Германо “Жизнь на колесах”.
_____У истоков театра “Ромэн” стояли нарком просвещения Луначарский, лучшие представители театральной Москвы во главе с ведущими артистами Московского Художественного театра — Качаловым, Москвиным, Хмелевым, Тарасовой. Но наиболее заметное влияние на лицо театра оказал талантливейший артист МХАТа Михаила Михайлович Яншин. Театр не превратился ни в узконациональный театр “для” и “про” цыган, ни в этнографический эстрадный балаган с модным налетом “цыганщины”, а стал музыкально-драматическим, с собственным лицом, театром, где природный артистизм цыган, их музыкальность и пластичность, их естественность и страстность получили гармоничное воплощение. Яншин принял художественное руководство театром “Ромэн” в 1937 году и оставался его руководителем около пяти лет. За это время окрепла дружба между артистами “Ромэна” и МХАТа, Актеры театра “Ромэн” изучили и на практике постигли мхатовскую школу игры и жизни на сцене, так что в “Ромэн” и при смене поколения навсегда закрепились мхатовские театральность и органичность сценической жизни. Яншин привил цыганам вкус к хорошей драматургии, к высокой драме и многоплановой комедии, совместив все это с природной одаренностью цыган. На сцене театра он поставил несколько классических спектаклей, в том числе “Кровавую свадьбу” и “Чудесную башмачницу” по пьесам Гарсиа Лорки, близким цыганам по темпераменту, силе страстей, по органичному сплаву плача и смеха.
_____В русской культуре всегда существовал интерес к цыганам, их образу жизни, их вольнолюбию и страстности, их способности целиком отдаваться чувству, их умению петь и плясать, забывая горе. Эта их искренность, неподдельность чувств близки широкому русскому характеру с его удалью, непредсказуемостью, бесшабашностью, с его грустью и трагизмом.
_____Начиная с первого цыганского хора, созданного в России в конце XVIII века, цыгане часто пели русские народные песни, которые в их задушевном и несколько надрывном исполнении зажили новой жизнью. “Было время, когда на Руси ни одной музыки не любили больше цыганской, когда цыгане пели русские старинные хоровые песни... Каждый русский будет сочувствовать цыганской песне, потому что корень ее народный”, — писал большой знаток цыганской песни Лев Толстой. Так и получилось, что цыгане — жители России — одно время были пропагандистами русской песни. Вспомним хотя бы русскую “Не вечернюю...”, которая родилась в середине XIX века, стала популярной среди цыган и так и осталась в памяти народной, как цыганская. Кроме народных, цыгане исполняли песни, созданные профессиональными поэтами и музыкантами — от Державина до Фета, Кольцова, Апухтина, Григорьева — их цыгане переосмысливали, приспосабливали к своей манере и исполняли перед публикой. Да и русские композиторы — Алябьев, Варламов, Гурилев — часто писали музыку на слова известных лирических стихотворений, которые тут же подхватывали большие и малые цыганские хоры. Так родился городской “жестокий” цыганский романс, который вошел в моду с конца XIX века и не перестает быть популярным и сейчас. Последняя премьера “Ромэн”, несмотря на некоторую наивную прямолинейность сценария, показала, что театр сохранил все свои добрые традиции: яркую театральность, искренность и свежесть чувств, органичность сценического воплощения, не говоря уж о музыкальности и природной пластике артистов. Спектакль был еще и бенефисом заслуженного артиста России Моисея Оглу, прекрасно сыгравшего старого цыгана-кузнеца. Артист с успехом продолжает основанную его отцом актерскую династию... Ярко сыграла свою роль жены кузнеца Натальи народная артистка России Ирина Некрасова. Все — и как она движется по сцене, и как говорит, и как поет и танцует — выдает в ней первоклассную актрису, смотреть на которую — истинное удовольствие. Мягко, лирично провели свой дуэт артисты, сыгравшие самое молодое поколение станичников: Р. Грохольский и Н. Оглу. Приятно было видеть на сцене не модную ныне разнузданность чувств, а светлую, может быть, несколько наивно показанную любовь. Некоторое недоумение вызвали роли выведенных в спектакле казаков: Кушнаря, казака преклонных лет, этакого расхожего комического персонажа типа деда Щукаря, и Арсения, станичного атамана, долженствующего быть молодым сильным мужчиной, но по сценическому материалу не только не атамана, но и не мужика вовсе. Такое драматургическое решение снизило впечатление от спектакля. И еще. Мы ценим цыганское искусство за его естественность, искренность, музыкальность и пластичность. Все это есть в спектакле. Однако в ряде случаев неумеренное использование звуковоспроизводящей аппаратуры нарушало очарование цыганской песни. Хочется сказать: “лучше тише, да лучше”.
_____Заканчивая настоящие заметки о цыганском театре “Ромэн”, рискую повториться: искусство цыганского театра, по-настоящему подлинное и глубокое, каждый раз при соприкосновении с ним дарит радость. И дай Бог, чтобы эта радость возникала вновь и вновь и распространилась на большее число зрителей и слушателей.
Елена АНТОНОВА
1.0x