Авторский блог Елена Антонова 03:00 30 июня 1997

ТАК!

<br />
ТАК!
Author: Елена Антонова
26(187)
Date: 30-06-97
_____
_____В Рахманиновском зале Московской консерватории 9 июня прошел последний концерт III Московского академического фестиваля “Клавирабенд композитора”, названный “Связь традиций”, на котором играющий на фортепиано композитор демонстрирует свой вкус, пристрастия и пианистическое мастерство, играя произведения авторов любых времен и народов и в обязательном порядке — свои собственные. В этом концерте перед слушателями выступал композитор Владимир Довгань, окончивший Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в 1996 году сразу по двум специальностям — фортепиано (класс профессора Л. Е. Брумгерга) и композиции (класс профессора Г. И. Литинского) — обе с “красными” дипломами.
_____Концерт показал, что Довгань достойно продолжает традиции и нейгаузовской фортепианной школы (Брумгерг — Г. Г. Нейгауза), и танеевской школы композиции (Литинский — ученик Р. М. Глиэра, который, в свою очередь — ученик С. И. Танеева). Составленная композитором программа концерта стройна и великолепно продумана: она объединена не только общим формальным моментов — во всех сочинениях по разным поводам и с различными целями звучит колокольный звон и, что гораздо важнее, общим духом музыкальных произведений, отражающих переложенные, жизненно важные моменты человеческого существования.
_____Первыми в программе — три, написанные незадолго до смерти пьесы Франца Шуберта (1828 г.) с их быстро меняющимся настроением — от растревоженного, взволнованного состояния до спокойного размышления и просветленной надежды; от скорби, трагедии, предчувствия неотвратимого конца до быстрой, напряженной, уверяющей самою себя музыки: “я еще — здесь и я еще буду!” За пьесами Шуберта Довгань играет “Маленькую сюиту” Александра Бородина, широкого русского человека, великого композитора и выдающегося химика, евразийца по духу и стилю мышления и написанной им музыки, в которой в русскую мелодию непременно вкрапляются восточные мотивы, как бы идущие из глубины веков, от древних народов когда-то населявших нашу землю. “Маленькая сюита” с ее семью частями повествует о разных гранях жизни русского человека: от монастырского уединения с его просветленностью, героизмом и подвижничеством до зовущей, все покоряющей страсти; от преданной, надежной и верной любви до необходимого каждому человеку одиночества, наполненного думами, грезами; от признаний в приязни до взволнованных дум наедине с неизбежными вопросами: “Так ли прожита жизнь, так ли все сделано?” — и... невозможностью что-либо изменить. А надо всем этим — торжествующая русская природа, полная силы и мощи.
_____Второе отделение Довгань начинает первым исполнением прелюдии “Колокола” (1996 г.) Бориса Чайковского, учителя и старшего друга концертанта, которая представляет собой клавирный фрагмент незавершенного из-за смерти автора симфонического сочинения. Колокольный перезвон; вначале — малые теноровые колокола, затем — большие басовые. Фортепиано звучит, как симфонический оркестр. Что это? Тризна по самому себе? Как, однако, силен духом русский человек!.. Следующим номером программы — так редко исполняемый у нас Николай Метнер, “Соната-воспоминание”, соч. 38 N 1. Метнер — человек трудной творческой судьбы. Окончив в начале века Московскую консерваторию по специальности фортепиано с золотой медалью (класс профессора В. И. Сафонова), Метнер сразу стал широко известен и как пианист, и как композитор. Увлекался русским фольклором, создал жанр фортепианных произведений — “сказки”. Однако, уехав в 1921 году за рубеж, не смог вернуться в Россию, хотя и очень рвался. Сыгранная на концерте соната Метнера относится к российскому периоду жизни композитора (1918 г.) и входит в цикл “Забытые мотивы”. Владимир Довгань играет Метнера сдержанно, даже несколько сурово, он — весь в себе. Чувства, страсти — все внутри. Лирика, интимные переживания, порывы — притушены, зато мысль и действие — сильны и могучи. Довгань показывает нам своего Метнера, которого воспоминания не расслабляют, а наоборот — собирают, мобилизуют. И кажется, что это — затишье перед бурей. Своеобразная, интересная и в звуке времени интерпретация.
_____И наконец — сочинение самого В. Довганя — Соната N 4 (1989 г.). Начинается она тихим перезвоном басовых колоколов, их низкий рокот заполняет пространство. Но вот вплетаются теноровые колокола и, пронзая их звучание, мягко, малиново поют, заливаются самые высокие дисконтовые колокольчики. Запев окончен, начинается торжественный звон теноровых колоколов и по нему — набатные звуки больших басов. Гремит вся клавиатура, поют все колокола, и вдруг — тишина, звучит взвихренный колоколами воздух. И вновь — малиновый озорной перезвон, быстро, еще быстрее, а над колокольней дрожит, поет воздух. Но — резкий взмах руками и все, звук исчез, стоит гулкая тишина. Следующая часть — медленная, величавая, торжественная песнь в исполнении колоколов, и это — действительно мелодия, это — песнь. И в сознании звучит, льется широкий запев: “Ой ты, Русь моя, Русь привольная...”. И как бы в подтверждение этого рождается музыкальная картина: степь, солнце, жарко дышит земля, и жаворонок взлетает и камнем — вниз, поет, звенит. Руки Довганя на клавиатуре как бы вызывают,взлохмачивают травяные волны, шумит, волнуется ковыль, и надо всем — песня жаворонка.
_____Впечатление от игры Довганя — незабываемое. Как будто наяву присутствуешь при рождении новой музыки. Почему мы не слышим его сочинений в концертах? Ведь им написано немало серьезной музыки: 3 симфонии, 4 концерта для фортепиано с оркестром, 6 сонат для фортепиано, циклы песен и романсов на стихи Аполлона Григорьева, Максимилиана Волошина, Анны Ахматовой, Юрия Лощица. А взять хотя бы последнюю, 3-ю симфонию (1992 г.), которая имеет подзаголовок “Михаил Черниговский” и посвящена гибели и духовной победе князя Черниговского, зверски убитого в Золотой Орде, но не сломленного, не склонившего выю перед золотым идолом, изображающим Чингисхана, сказавшего перед кончиной: “Христианин есьм”. Эта симфония исполнялась лишь дважды, из них раз — в Москве, на фестивале “Московская осень” в 1992 г.
_____Мы ищем героев, а они есть и живут среди нас, живут так же трудно и достойно, как все настоящие люди в теперешней России, и при этом творят и радуют нас своей музыкой, своими сочинениями и заряжают нас своей энергией, волей.
Елена АНТОНОВА
1.0x