Впервые о существовании проблем, описанных в письме митрополита, я узнал в начале 1994 года со слов личного секретаря владыки Иоанна, Анны Степановны Ивановой. Она посетовала как-то, что владыка тяжело переживает попытки вмешательства Москвы во внутренние дела епархии, участившиеся в последнее время в связи с предстоящей передачей Церкви в Петербурге ряда храмов и иных церковных помещений.
Как и многие другие я, конечно, догадывался, что точка зрения московского священноначалия далеко не всегда совпадала с личным мнением митрополита. Это было ясно уже с конца 1992 года, когда достоянием гласности стало конфиденциальное письмо патриарха владыке Питириму (тогдашнему руководителю издательского отдела Патриархии), в котором содержался недвусмысленный запрет на публикацию проповедей митрополита Иоанна в официальной церковной печати.
Похоже, что именно этот запрет вдохновил и наших местных питерских либералов-обновленцев на первое открытое противостояние с владыкой. Вскоре после патриаршего запрета они провалили в епархиальном совете попытку митрополита Иоанна утвердить пресс-службу в качестве официальной структуры Санкт-Петербургской епархии. В результате владыка узаконил-таки наше существование своим личным распоряжением, а со временем «под крышей» пресс-службы сосредоточились все структуры, обеспечивавшие общественную деятельность митрополита.
К ним в первую очередь принадлежала информационно-аналитическая группа, обеспечивавшая мониторинг и анализ текущей политической ситуации, группа референтов, готовившая по заказу владыки исходные материалы (факты, цитаты, тезисы) для его публичных выступлений, и редакционно-издательская группа, курировавшая издание и распространение книг и брошюр, напечатанных по благословению митрополита Иоанна.
Соответственно, проблемы чисто внутрицерковные непосредственно не касались моих служебных обязанностей и никакой подробной информацией на этот счет я не располагал. Более того, понимая всю деликатность подобных ситуаций, я всегда являлся категорическим сторонником принципа невмешательства «аппарата» во взаимоотношения церковных иерархов. Выдерживать такую линию не составляло труда: под покровом архиерейской благодати митрополита Иоанна среди его сотрудников царствовал мирный дух благожелательности и взаимоуважения, люди работали энергично и слаженно, не за страх, а за совесть, хорошо понимая меру своей ответственности.
Тем неожиданнее оказалось поручение, которое я получил от митрополита в марте 1994 года. Вызвав меня к себе, он продиктовал мне подробный тезисный план письма, которое, по его словам, было предназначено для рассылки всем епископам Русской Православной Церкви. Тогда же он передал мне документы, ссылки на которые должны были послужить обоснованием важнейших положений этого письма. Нашей службе вменялось в обязанность подготовить окончательный текст послания и в кратчайшие сроки представить его владыке на утверждение. Немного подумав, он уточнил, что первоначально рассылка будет сделана только постоянным членам Священного Синода.
Через несколько дней письмо было готово. Митрополит Иоанн при мне прочитал представленный ему текст, внес в него несколько изменений и дополнений, по большей части стилистических, сказал, что он доволен качеством и работы и теперь сам определит дату рассылки. В ближайший месяц он еще дважды касался этого вопроса в ходе наших встреч: по словам митрополита можно было судить о том, что он напряженно размышляет, следует ли давать ход этому письму, и если следует, то как и когда...
Я не знаю, ознакомил ли владыка Иоанн с содержанием своего послания самого Патриарха или кого-либо из епископов. Знаю только, что оно не было официально разослано синодалам, как это сперва предполагалось сделать. В любом случае, содержание его таково, что не позволяет православному человеку остаться равнодушным. Письмо свидетельствует о глубоком внутрицерковном размежевании между сторонниками чистого святоотеческого православия и “демократизированными” церковными чиновниками, между консерваторами-традиционалистами и приверженцами либерально-экуменической, обновленческой ереси.
Это размежевание — состоявшийся факт церковной жизни, и его невозможно скрыть никакими показными декларациями «монолитного единства» епископата в духе партийных съездов эпохи застоя. Вне сомнения, благодатное единство Церкви есть высшая ценность, которую мы обязаны свято блюсти, но этот дар Божий может быть усвоен нами только в Духе и Истине (Иоан. 4,23). Для православного сознания очевидно, что любые попытки формально-бюрократической консолидации верующих вокруг нынешнего церковного священноначалия будут терпеть крах до тех пор, пока в жертву таким аппаратным попыткам будет приноситься церковная соборность, каноническая законность и верность Святому Православию...
После кончины митрополита Иоанна были моменты, когда это его письмо буквально жгло мне руки. И все же я долго колебался, прежде чем предать гласности послание приснопамятного владыки. Во-первых потому, что его содержание может вызвать в среде православной общественности острые дискуссии о соответствии священноначалия РПЦ христианским нравственным нормам и каноническим требованиям, а я не уверен, насколько своевременна такая дискуссия в нынешние тяжелые времена. Во-вторых, потому что сам митрополит, подготовив подобный документ, все-таки не разослал его адресатам.
И все же, после долгих колебаний и сомнений, мы, сотрудники митрополита Иоанна, объединившиеся после его кончины в Общество ревнителей памяти нашего дорогого Владыки, решили опубликовать это письмо. Ведь путь обретения истинного духовного единства — это путь соборности, путь открытой и честной внутрицерковной дискуссии. А поговорить нам, видит Бог, есть о чем. Ситуацию в Церкви, когда «табачный митрополит» богатеет на продаже «гуманитарных» сигарет, а патриарх — благословляет проведение в храме Христа Спасителя концерта католической религиозной музыки, нельзя признать нормальной!
Сращивание коррумпированного церковного руководства с антинародной кремлевской верхушкой представляет сегодня, пожалуй, главную опасность для Русского Православия. Поэтому мы не считаем себя вправе молчать далее. Больше того, мы приглашаем всех, кому дороги наши тысячелетние русские святыни, кто не забыл веры отцов и не отрекся от любви к Богу и Отечеству, — к широкой и нелицеприятной дискуссии о современном положении дел в Русской Православной Церкви...
Пусть публикуемое сегодня письмо митрополита Иоанна задаст тональность такой дискуссии. В архиве пресс-службы хранится копия этого документа со всеми приложениями, ссылки на которые даны в тексте. Мы не изменили в нем ни единого слова, лишь выделили наиболее важные, по нашему мнению, места. А о его злободневности — через три года после написания — мы предоставляем каждому судить самостоятельно.
Господи, спаси и помилуй нас, грешных. Аминь.