Это нелицеприятное обращение, адресованное Патриарху и всем постоянным членам Священного Синода, было подготовлено митрополитом в апреле 1994 года, но до сих пор оставалось неизвестным для русской православной общественности.
Его Святейшеству,
Святейшему Патриарху Московскому
и Всея Руси АЛЕКСИЮ II.
КОПИИ: членам Священного Синода
Высокопреосвященнейшему Владимиру,
митрополиту Киевскому и всея Украины;
Высокопреосвященнейшему Ювеналию,
митрополиту Крутицкому и Коломенскому;
Высокопреосвященнейшему Филарету,
митрополиту Минскому и Слуцкому;
Высокопреосвященнейшему Кириллу,
митрополиту Смоленскому и Калининградскому
_____
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Ваше Святейшество!
Забота о благополучии и единстве Русской Православной Церкви, о сохранении церковного мира и благочестия, о нерушимости канонических законоположений и неповрежденности апостольского вероучения побуждают меня обратиться к Вам с этим письмом. В последние годы я с тревогой и недоумением наблюдаю, как во внутрицерковной жизни множатся отступления от ее соборного духа, канонических норм и даже от гражданского законодательства, регламентирующего церковно-государственные отношения.
При этом особенно печально сознавать, что все чаще и чаще подобные нестроения, обретающие во вверенной мне Санкт-Петербургской епархии совершенно нетерпимые формы, оказываются так или иначе связанными с Вашим именем. К сожалению, мои неоднократные устные обращения к Вам по этому поводу не дали никакого практического результата. В сложившейся ситуации я не вижу иного выхода, кроме как письменно зафиксировать свою точку зрения и таким образом вновь довести ее до Вашего сведения и до сведения членов Священного Синода. Я от всего сердца надеюсь, что на этот раз буду наконец-то услышан и понят, ибо негативные тенденции церковной жизни, которые огорчают и тревожат меня как правящего архиерея, постоянного члена Священного Синода и просто русского православного человека — обостряются с прискорбной быстротой.
Суть проблемы такова: события последних лет дают все основания предполагать, что определенные силы — равно в структурах церковной и государственной власти — стремятся использовать Вас и Ваше имя в своих корыстных интересах, не имеющих ничего общего с интересами Русской Православной Церкви и России. В результате подобных манипуляций создается благоприятная почва для расцвета внутрицерковной коррупции, сеются соблазны и раздоры как в среде духовенства, так и среди широких масс рядовых прихожан, ставится под сомнение церковное единство и поощряются раскольнические настроения.
В основе всех этих печальных явлений лежит недопустимая практика Вашего вмешательства во внутренние дела епархии, которые по всем существующим каноническим и юридическим нормам (как церковным, так и гражданским) подлежат исключительному ведению правящего архиерея. Такое вмешательство еще можно было бы понять, если бы его результаты благотворно сказывались на духовном состоянии паствы и организации епархиальной жизни. Но на деле все обстоит как раз наоборот. Будем называть вещи своими именами — под Вашим высоким покровительством развернута широкая кампания по развалу Санкт-Петербургской епархии и дискредитации ее правящего архиерея.
Приведу лишь несколько примеров.
Среди многочисленных православных святынь Санкт-Петербурга выделяется храм Покрова Пресвятой Богородицы, что на Боровой улице. Этот храм был излюбленным местом служения священномученика Вениамина, митрополита Петроградского. В 1922 году он стал центром сопротивления изъятию церковных ценностей, после чего св. Вениамин был арестован, неправедно осужден и расстрелян большевиками. Тем не менее, в результате закулисных интриг и явных подлогов в 1989 году (в Вашу бытность митрополитом Ленинградским) храм был передан властями города баптистам. С тех пор русская православная святыня стала местом распространения чуждых, а зачастую и оскорбительных для православного русского человека идей и вероучений.
Три года подряд верующие Санкт-Петербургской епархии пытались вернуть этот храм. Делалось это исключительно мирными средствами: был организован сбор подписей, зарегистрирована община, которая обратилась в мэрию в прошением о возврате храма, соответствующее ходатайство было возбуждено в Петросовете. Каждое воскресенье у стен занятой баптистами церкви при стечении православного народа читался акафист Божией Матери «Державная».
Но вдруг, совершенно неожиданно для всех, Вы, Ваше Святейшество, направили в Комитет по управлению городским имуществом письмо, в котором заявили, что «не считаете целесообразным пересматривать вопрос о Покровском храме на Боровой», «не можете ждать гарантий, что Санкт-Петербургская епархия сможет компенсировать затраченные общиной Евангельских христиан-баптистов четыре миллиона рублей» и вообще «поднятие этого вопроса приведет к межрелигиозной конфронтации» (см. Приложение 1).
Подписанный Вами документ перечеркнул многолетние усилия Вашей паствы по возвращению русской святыни, отдав на поругание инославным святое имя священномученика митрополита Вениамина. Но ведь этот вопрос вообще не подлежит юрисдикции Москвы! Соблазн же, который был внесен Вашим поступком в массы верующих, до сих пор осложняет духовную жизнь епархии. Скажите, Ваше Святейшество, что должен я отвечать своей пастве, недоумевающей, по какой причине предстоятель Русской Церкви посмел нарушить грозные определения 12 правила Седьмого Вселенского Собора?
А ведь они недвусмысленно гласят: «Аще кто, епископ или пресвитер, окажется что либо из угодий, принадлежащих епископии или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не твердо будет сие отдание… Епископ или игумен, тако поступающий, да будет изгнан… яко зле расточающий то, чего не собирал».
Дерзаю напомнить Вам, Ваше Святейшество, слова архиерейской присяги, произнося которые, мы оба клялись «блюсти каноны св. Апостолов и седьми Вселенских и благочестивых поместных соборов, иже на сохранение правых ведений суть узаконены… и так вся хранити крепце и ненарушимо… »
К сожалению, инцидент с церковью Покрова — далеко не единственный пример такого рода.
2 октября 1990 года Президиум Ленсовета принял решение «Об использовании зданий и помещений Александро-Невской Лавры», согласно которому в ведение епархии должен был постепенно перейти весь комплекс монастырских зданий. В одном из них до последнего времени располагалась единственная в Санкт-Петербурге православная гимназия, в которой к началу этого года обучались десятки детей самого разного возраста.
Каково же было удивление православных, когда они однажды увидели свою гимназию опечатанной, а вскоре из письма заместителя мэра узнали, что «по согласованию с Московской Патриархией» прежнее решение городских властей отменено, а их здание «будет передано в установленном порядке Государственному музею городской скульптуры»! (См. Приложение 2). Помилуйте, Ваше Святейшество, — какой соборный орган Русской Православной Церкви уполномочил Ваш аппарат от имени Московской Патриархии «согласовывать» с гражданскими властями отторжение церковного имущества, да еще к тому же принадлежащего Санкт-Петербургской епархии, являющейся, согласно уставу, исключительным распорядителем «всех культовых зданий, а также зданий общецерковных и епархиальных учреждений, монастырей и духовных учебных заведений, принадлежащих Русской Православной Церкви на правах собственности или аренды и находящихся на территории Епархии». Сей устав был принят решением Священно Синода 25 марта 1991 года. Он утвержден Вашей собственноручной подписью и личной печатью, зарегистрирован по всем правилам в городском Управлении юстиции. Как же прикажете понимать после этого все происходящее?
Мне, право, неловко перечислять все многочисленные нарушения канонических норм и гражданского законодательства, совершенные и совершаемые в Петербурге с Вашего благословения. Минуя иерархическую подчиненность, через голову правящего архиерея даются какие-то непонятные доверенности на распоряжение имуществом епархии. Запрещенные мною в богослужении, уличенные во лжи и в дисциплинарных проступках, а порой проворовавшиеся клирики получают в Москве одобрение и поддержку.
Дело дошло уже до того, что с Вашего благословения заместитель мэра по вопросам культуры В.П. Яковлев планирует просто-напросто изъять из ведения епархии едва ли не все вновь возвращенные Церкви монастырские подворья на территории Санкт-Петербурга! (См. Приложение 3). Так дальше продолжаться не может. По долгу правящего архиерея и велению своей христианской совести я должен принять все меры к тому, чтобы привести епархиальную жизнь в соответствие с требованиями внутрицерковной дисциплины. Это тем более необходимо, что утвердившаяся обстановка произвола и безвластия не только создает питательную почву для коррупции и вредит авторитету Церкви, но представляет из себя реальную угрозу духовному состоянию паствы.
Священное Писание учит нас, что «сребролюбие есть начало всех зол» (1Тим. 6:10). Не будем обманывать себя и окружающих: страсти, кипящие сегодня вокруг церковного имущества и права им распоряжаться, в основе своей имеют именно этот грех, столь свойственный слабому человеческому сердцу. Но, снисходя милосердием и любовью к людским немощам, надо все же решительно и строго противодействовать тлетворному влиянию страстей, решительно пресекая их пагубное воздействие на души верующих.
С этой точки зрения мне представляется решительно недопустимым, что в церковных зданиях, которые незаконно выводятся из-под контроля епархии, предполагается размещение каких-то коммерческих структур, едва ли не банков и магазинов. Возможно, Вы, Ваше Святейшество, не осведомлены, что в Москве валютные гостиницы устраиваются уже чуть ли не в братских монашеских корпусах, но я в Санкт-Петербурге отказываюсь принимать на себя столь тяжкую ответственность пред Господом, рекшим устами апостола языков: «Желающие обогащаться впадают в искушение и сеть, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим. 6:9).
Таким бедствием может стать для Санкт-Петербургской епархии произвольное вмешательство извне в ее внутренние дела. Что сказать, если даже в Государственном университете, в среде преподавателей и руководства, открыто ведутся разговоры о том, что «между Патриархом Алексием II и митрополитом Иоанном существует глубокий раскол»! Бог свидетель, Ваше Святейшество, я делал все, что в моих силах, чтобы избежать такого развития событий, и неоднократно говорил Вам, что существуют враждебные Церкви силы, которые, пользуясь естественными человеческими слабостями и недостатками, будут стремиться любое расхождение, любую нашу размолвку употребить в качестве орудия для разрушения церковного единства, которое Вы, если судить по выступлениями в средствах массовой информации, столь высоко цените.
Самое страшное во всем этом то, что, начавшись с вещей внешних и, по-видимому, не столь уж важных настроения непременно перекинутся затем и в область святую, неприкосновенную — область церковного вероучения. «Предавшись сребролюбию, — предупреждает апостол, — некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6:10). Может быть, именно здесь стоит искать причины того, что в последние годы в Русской Православной Церкви вновь активизировалась обновленческая ересь?
В заключение скажу: я буду рад узнать, что все мои тревоги и опасения напрасны, основаны на досадных недоразумениях, случайных совпадениях и не отражают Вашей действительной позиции и политики во внутрицерковной области. В таком случае Вы, несомненно, найдете способ помочь мне как правящему архиерею привести церковную жизнь Санкт-Петербургской епархии в соответствие с каноническими законоположениями и гражданскими правилами. Я убежден, что так и случится, но должен все же сказать, что если этого не произойдет, я буду вынужден:
1. Официально вынести поднятые в настоящем письме проблемы на обсуждение соборных органов управления Русской Православной Церкви: Священного Синода и Архиерейского Собора.
2. Предать гласности в средствах массовой информации это мое обращение к Вам.
3. Возбудить, пользуясь имеющимися у меня возможностями, в высшем законодательном органе страны — Государственной думе — вопрос о необходимости совершенствования религиозного законодательства с тем, чтобы в дальнейшем исключить повторение подобных действий.
Я искренне надеюсь, что прибегать к таким мерам все же не придется, что все накопившиеся недоразумения с помощью Божией благополучно разрешатся в духе христианского мира и братской любви.
Господь Всемогущий, Праведный и Нелицеприятный да дарует нам потребные для этого мудрость и терпение, умиротворение помыслов и сердечную чистоту! Аминь.