Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 26 мая 1997

СПЕРВА ЛАМПАСЫ – ПОТОМ И ГОЛОВУ...

<br />
СПЕРВА ЛАМПАСЫ – ПОТОМ И ГОЛОВУ...
Author: Капитан Владислав Шурыгин
21(182)
Date: 27-05-97
_____
Открытое письмо экс-министру обороны России Игорю РОДИОНОВУ
_____
_____Господин экс-министр!
_____Так уж сложилось, что с подобными письмами я обращался ко всем министрам обороны нашего смутного времени. И обращения эти скорее являлись необходимостью расставить точки над “i” во взаимоотношениях газеты “День”, а затем “Завтра” и очередного военного чиновника от власти. Ведь наша газета всегда была и остается искренним другом армии, ее верным союзником. Любой конфликт, любая война освещались нами с позиции патриотов, государственников, а значит, “проармейски”. Но в этой нашей поддержке армии мы всегда резко негативно воспринимали тех ее высших чиновников, кто разваливал оборону России, сдавал ее рубежи и бастионы врагам. И поэтому вынуждены были отделять свои симпатии к армии и отношение к ее руководству.
_____Честно говоря, не думал и менее всего представлял, что однажды настанет день, когда придется обращаться к вам с подобным письмом. Но цепь ваших поступков и действий за неполный год вашего министерства и обстоятельства вашей отставки не оставляет более возможности молчать, и есть настоятельная необходимость выяснить наши отношения.
_____Итак, господин экс-министр! (Извините, иного звания у вас теперь в армии нет, а обращение “товарищ” ваше прямое начальство, насколько мне известно, ликвидировало.) Чуть меньше года вы возглавляли министерство обороны России. Я, как и большинство патриотов, с энтузиазмом и надеждой воспринял ваше назначение на этот пост. Скажу больше. Будучи уже почти четыре года, как отставлен от службы, я не раз и не два думал о том времени, когда вновь смогу одеть военную форму.
_____Так уж вышло, что любовь к армии, к службе мне была привита с детства. И отец, и деды, и прадеды — все были военными. Оба деда сложили головы на войнах. Один — еще на Финской, другой — в Отечественную. И после того, как мне пришлось расстаться с армией, я часто думал о том, что, может быть, когда-то, когда в нашей стране, наконец, к власти придет правительство национального согласия, когда развал и разор сменятся созиданием, я вновь вернусь на службу своей Родине. И ваше назначение, не скрою, я воспринял как добрый знак.
_____Все эти смутные годы вы были одним из тех, кого в патриотическом движении считали одним из лидеров, убежденным патриотом, государственником. По крайней мере, таким мы вас видели.
_____Потому-то с таким изумлением и радостью было воспринято ваше назначение. Изумление объяснялось тем, что слишком необъяснимым было оно. Как мог Ельцин, в свое время хуливший вас как “тбилисского погромщика”, реакционера, патриота, назначить вас министром обороны? Вас, кого за все эти годы “демократические” СМИ сделали едва ли не главным пугалом русского “фашизма”, “национализма” и “коммунизма”...
_____Мне хорошо известно, какую роль сыграл в вашей судьбе генерал Лебедь. Я не числю себя в ряду его поклонников, скорее, наоборот — я твердый его противник, но отдам должное Александру Ивановичу — будучи секретарем Совета безопасности, он, как никто другой, сделал многое для вашего назначения.
_____И оно наконец состоялось. Буквально в те же дни состоялся мой разговор с высокопоставленным офицером Генерального штаба, в котором он довольно сухо отозвался об этом событии.
_____— Не надо питать иллюзий. Родионов давно уже не тот. Это усталый, битый жизнью человек. А во-вторых, он просто исполнитель. Прикажут — сдаст Лебедя, а то еще и по нашим спинам саперными лопатками прогуляется. Это не лидер...
_____Тогда я негативно отнесся к этому мнению, считая моего собеседника предвзятым пессимистом.
_____Но всего через пару недель после этого разговора развернулась эпопея по снятию и изгнанию из Кремля Лебедя. И что меня тогда поразило, так это ваша личная отстраненность от всего происходящего. Словно не называл вас Лебедь близким ему человеком, словно не хлопотал за вас, не бился.
_____Трудно говорить это слово, но, по сути, оно верно — вы предали тогда Лебедя.
_____А вот чеченская эпопея. Штурм боевиками Грозного. Ультиматум Пуликовского. Именно вы тогда дезавуировали его ультиматум, выставили генерала на посмешище, объявили его поступок “горячим” и “непродуманным”.
_____Полноте, господин министр. Ведь всем известно, что Пуликовский не самолично выдумал этот ультиматум, а лишь выполнял команду. Чью? Вам прекрасно известно.
_____Вы поступили с Пуликовским точно так же, как когда-то поступил с вами Горбачев. Подставили и бросили. Это было еще одно предательство.
_____Вы безропотно и верноподданно одобрили “вывод”, а по сути — бегство и вышвыривание армии из Чечни. Даже после лебедевских соглашений оставалась возможность удержать ситуацию, сохранить контроль над русскоязычными, казачьими и “оппозиционными” районами Чечни, за что ратовал министр МВД Куликов.
_____Выступи вы в его поддержку — и Россия могла не знать нынешнего позора. Сохранить здесь свои позиции, диктовать условия. Но вы молча выполнили требования чубайсо-гусинско-березовской “ложи” — вывели войска, тем самым предав и Куликова, и интересы России.
_____Кстати, все ваши предшественники: и Шапошников, и Грачев, кто лично, кто через ближайших своих помощников, после моих писем старательно объясняли все свои “уступки”, “соглашения” и “компромиссы” исключительно интересами России. Шапошников в интересах сохранения России согласился на развал Вооруженных Сил Союза и растаскивание их между дудаевыми, снегурами, шеварднадзе и т. п. Грачев, конечно, тоже “в интересах России” довел некогда лучшую армию мира до убогих сборных “штрафбатных” подразделений чеченской войны.
_____Не сомневаюсь, что и все ваши “компромиссы” — конечно, тоже были продиктованы исключительно “обстановкой” и “интересами России”.
_____Вы вывели войска из Чечни торопливо и преступно.
_____Я помню позера Громова на фоне моста через Амударью и его фразу о том, что за его спиной больше не осталось на одного солдата, и что последний советский солдат покинул Афганистан. Это была откровенная ложь — больше двухсот пленных осталось гнить заживо без надежды и веры в зиндалах душманов. И до сего дня многие не вернулись из афганской неволи.
_____Вы переплюнули Громова, господин экс-министр. После вашего вывода войск в Чечне осталось полторы тысячи пропавших без вести и пленных ваших русских солдат. Нигде ни словом, ни полсловом вы не вспомнили о них. Вы так же, как когда-то столь ненавидимый вами Горбачев, бросили и предали их!
_____Но, может быть, действительно, вы, как хитрый русский князь, прыгали через татарские костры и целовали идолище ради сохранения России и армии?
_____Увы, это не так. За десять месяцев вашего “министерства” армия буквально провалилась в пучину тяжелейшего кризиса. Именно при вас, “тишайшем”, — такое прозвище вам дали в войсках, офицеры сидели по полгода без денег. При вас более пятисот из них покончили жизнь самоубийством от нищеты и отчаяния.
_____Именно вашими руками довершен разгром единственных боеспособных войск — воздушно-десантных. Вами подписана директива по их сокращению и передаче Сухопутным войскам.
_____Что вы сделали для армии за этот год, господин экс-министр? Может быть, вы ценой неимоверных усилий (как это было в прошлом веке в тяжелейшие годы неудачной Крымской войны) создали на границе с Чечней группировку, способную остановить, блокировать дальнейшую экспансию чеченских банд, сохранить русское влияние на Кавказе? Нет. Наоборот. 58-я армия, выведенная из Чечни, сидит практически без финансирования. Боевые части, получившие столь дорогой фронтовой опыт, безжалостно сокращаются. Уволены все контрактники, ставшие за эти месяцы отличными профессиональными солдатами. Увольняются офицеры. Списываются техника и вооружение.
_____Нет никакого корпуса. Нет вообще никакой армейской группировки, способной сегодня хоть как-то прикрыть Ставрополье, Краснодар, Осетию, Дагестан. И в этом ваша прямая вина.
_____Что осталось еще сегодня боеспособным в ваших Вооруженных Силах? Разве что Главное разведывательное управление. Но сейчас, опять же при вашем молчаливом “исполнительстве”, готовится его разгром.
_____В кармане Чубайса давно лежит засаленая бумажка о реформе в ГРУ. Уйдет Ладыгин — последний русский “шеф” ГРУ, и можно не сомневаться, на его место встанет какой-нибудь пламенный “атлантист” и искренний “израилелюб”, а само ГРУ постигнет печальная судьба ПГУ — быть филиалом ЦРУ и посредственным “источником” для капитолийского холма.
_____Что осталось от вашего “патриотизма” и “государственности”? Разве что петушиное заявление от 23 февраля, где вы, хорохорясь перед ветеранами, пнули новых русских и старых евреев. Но наутро, испугавшись собственных слов, вы буквально бросились обниматься с приглашенными банкирами и расшаркиваться перед ними в том, что вас-де “не так поняли”, что вы-де “не о том говорили”.
_____Отдаете ли вы себе отчет в том, что вы сделали? Вас вытряхнули из генеральского мундира, как денщика из генеральских сапог. Подобного унижения русская армия не знала со времен “реформаторов”-комиссаров, которые поотменяли тогда все — от погон до званий, и отдали немцам, полякам, румынам, эстонцам, литовцам все, что можно было тогда от России отщипнуть.
_____Неужели вы не понимали, что, приняв из рук Ельцина военную отставку, сняв мундир и облачившись в штатский костюмчик, вы не только унизили великую армию, но и расчистили собой дорогу для всех последующих проходимцев? Теперь министром обороны России может быть кто угодно. От заплывшей жиром Старовойтовой и юркого, как крысенок, Батурина, до любого обитателя Бердичевского гетто или, на худой случай, “мэнээса” сантехнического НИИ?
_____Мы ждали от вас действий и усилий, направленных на оздоровление обстановки в армии и на флоте. Борьбы с коррупцией, воровством, взяточничеством. И что же теперь?
_____Теперь, после долгой эпопеи по снятию вроде как “нечестного на руку” Главкома СухВо Семенова, его место готовится занять еще более одиозный генерал Чечеватов. Тот, который месяцами кормил свои войска собачьими консервами, у которого столь “странно” все годы чеченской войны взрываются склады с боеприпасами, у которого в Москве не только роскошная квартира, но и дача.
_____Увы, господин экс-министр, при вас воры в лампасах воровали так же, как и при ваших предшественниках, а вот нищета офицеров становилась все более невыносимой.
_____Но апогеем вашей нынешней карьеры стал ваш вояж в Соединенные Штаты и Японию. Тут вы умудрились даже Чубайсу, с его ветхозаветной преданностью Америке, утереть нос.
_____Видимо, прав Саша Будберг, когда написал о вас, что вы нисколько не похожи на “русского генерала”, а прямо-таки образец натовского трехзвездного лампасника, да еще в пожалованной с барского плеча (т. е. с плеча американского министра обороны) американской летной курточке...
_____После вашего визита даже самые отчаянные оптимисты словно лимонов объелись. В родном вашем Генштабе до сих пор в себя не могут прийти после вашего заявления о том, что вы будете хлопотать перед Думой в пользу ратификации договора о сокращении наших тяжелых ракет.
_____Будто вы не знали и не слышали о том, что почти двадцать лет Америка пытается избавиться от этих “молотов войны”. Америка, боящаяся, как кошмара, мегатонных зарядов “SS-18”, способных уцелеть даже при ядерной атаке и потом “стереть Америку с карты”, теперь в лице министра обороны России получила верного союзника в войне с русскими тяжелыми ракетами.
_____Но мало того, мы с удивлением узнали от вас, что, оказывается, военный союз Японии и США ничуть не угрожает нашему Дальнему Востоку, а “спорные” (хорошо еще не “исконно японские”) острова Курильской гряды мы должны демилитаризировать и развивать совместно.
_____Действия ваши, как ни странно, легко объяснимы. Вы хотели удержаться у власти. И будучи ей глубоко чужды, вы пошли по пути, давно проторенном до вас всеми временщиками от Басманова и Ежова до Лебедя и Руцкого, предавая всех и вся, лишь бы угодить царю. Лишь бы не быть выброшенным, снятым. Отсюда все ваши компромиссы, все ваши предательства, все ваше малодушие.
_____А вообще-то, господин экс-министр, мне по-человечески обидно за вас. Выходит, прав был Александр Лебедь: “Сломался дедушка”? Я ведь действительно считал вас государственником и патриотом. Еще с тех пор, как познакомился с вами на окраине разрушительного землетрясения Ленинакана, в Ереванской крепости, где вы, тогда еще командующий округом, организовывали спасательные работы.
_____А когда после Тбилиси на вас обрушилась вся мощь яковлевских газет, демократических тусовок, когда вас с утра до вечера проклинали, травили собчаки и сахаровы, отправляли комиссии для расследования, кто тогда пришел вам на помощь? Патриоты. Русские писатели, журналисты, депутаты. Именно мы заслонили вас от Собчака и Шеварднадзе, подставились под оголтелую критику, травлю.
_____Я хорошо помню, как в первые месяцы после августа девяносто первого мы, травимые, гонимые, закрываемые, печатали статьи в вашу поддержку, стремясь хоть напоследок, уходя, сохранить, спасти для России патриота.
_____Не отказывались вы и потом заезжать к нам на Комсомольский, общаться с патриотами, дружить с Прохановым. Числиться государственником, патриотическим лидером. Очевидно, именно мы и создали легенду о генерале Родионове. Эта наша заслуга, или, может быть, грех. Ведь, в сущности, кроме Тбилиси и Ленинакана, чем “боевым” вам еще похвастаться? Ведь даже в Афганистане вы не отбыли полного срока — ушли по болезни. Все остальное за вас сделали мы — патриотические газеты, журналы, писатели, политики. Наверное, мы ошибались. Вы и тогда были тем же, кем оказались сегодня. Безропотным, робким, вялым, кого полуживое чудище прилюдно отчитывает и стегает розгами, как нашкодившего мальчишку. Такого позора Россия не видела давно.
_____А ведь именно созданный нами ваш образ патриота, государственника стал мотивацией для Александра Лебедя в его хлопотах за ваше назначение на должность министра обороны.
_____В последние месяцы вы уже бегали от патриотов. В течение четырех(!) месяцев мы пытались получить ваше интервью. Александр Проханов, которого вы называли своим другом, ждал и надеялся услышать вас, побеседовать с вами, помочь вам.
_____Тщетно. Офицеры вашего пресс-центра, едва услышав слово “Завтра”, мгновенно теряли крутую мужественность и, как персонажи “ужастиков”, на глазах мутировали в женоподобные аморфные существа, с которыми договориться было нельзя ни о чем, и даже язык был неузнаваем и непереводим.
_____Помню, как за один день мы совершили восемнадцать звонков(!) всем вашим пресс-полковникам в попытке пробиться к вам. Как бы не так.
_____Вы страшились показать свою нелояльность господину президенту. Но зато Саша Будберг легко нашел дорогу в ваш кабинет. Ему не потребовалось присылать вопросы, объясняться с вашей пресс-челядью, ожидать в лакейской. Он легко стал гостем вашей дачи, вы даже сами за бутылкой для него сбегали, господин экс-министр.
_____Не потому ли, что за спиной Саши маячила тень всесильного и богатого Березовского?
_____Но, может быть, дело только в “одиозной” газете “Завтра”?
_____Помнится, в бытность министром обороны Павла Сергеевича некоторыми его заслугами считались демократизм и открытая симпатия к “русской идее”. Грачев был не идеал, но при нем патриотические лидеры, писатели, ученые, интеллектуалы имели свободный доступ к войскам. Встречались с офицерами, преподавали, выступали. В вашей родной Академии Генерального штаба кто только в эти годы ни выступал. Но с вашей легкой руки патриотам стал закрыт доступ в армию. Теперь туда легко попадать разве что будбергам да телегруппам НТВ. Именно вы воспрепятствовали выступлению Геннадия Зюганова в Петербургской артиллерийской академии. Вы закрыли перед Сергеем Бабуриным двери Генерального штаба. Вы отрезали армию от патриотов и патриотического влияния.
_____Обстоятельства вашей отставки позорны, чудовищны и убоги.
_____Престарелое распухшее “нечто”, именуемое “верховным главнокомандующим”, лично развалившее не только оборону государства, но и само государство, прилюдно бросало вам мерзкие оскорбления и брань.
_____А вы молча и безропотно их терпели. У вас не только не хватило мужества и чести поставить на место зарвавшегося, престарелого экс-секретаря обкома (уже зная, понимая, что терять нечего), бросить ему в лицо его куцые погоны, развернуться, выйти из этого содомища вон, как того требует этика офицера. У вас даже не хватило просто мужского самолюбия на то, чтобы откомментировать вашу отставку, отбросить все обвинения и хулы.
_____Ваше безропотное, лакейское поведение нанесло огромный удар по престижу и чести армии, которая прилюдно снесла очередную пощечину мерзкой антинародной власти.
_____Столь жалкий финал вашей карьеры не позволяет вам более рассчитывать на поддержку и уважение патриотов. Вы их не заслужили.
_____Выращивайте же на столь любимой вами даче столь любимые вами фрукты и овощи, господин экс-министр, экс-генерал-полковник, экс-патриот. Боюсь. правда, что пенсии, которую назначит ваш главковерх, на это вам не хватит.
_____Искренне жаль, что одним патриотом в России стало меньше.
Капитан Владислав ШУРЫГИН
1.0x