ДОКОНАЛ МЕНЯ КАНАЛ
Author: Ольга Генкина
19(180)
Date: 13-05-97
_____
_____— Не звони ему. Он не будет с тобой разговаривать. C тех пор, как он ушел наверх, бывшие друзья для него не существуют.
_____— А разве он “наверху”? Он уже изгнан оттуда. Да еще с таким позором. Я хотела бы его утешить...
_____— Он в этом не нуждается. Его еще могут затребовать наверх. Или сам попробует всплыть: он же хитер, умен и чувствителен к переменам политической погоды.
_____Да, Эдик Сагалаев умен, но насчет всплытия — сомневаюсь. Думаю, что его “утопили навсегда”. Добровольная отставка — не самая ужасная катастрофа. К тому же, уходя с поста председателя Всероссийской государственной телерадиовещательной компании, Сагалаев предложил председательское кресло “своему” человеку — Николаю Сванидзе. Следовательно, не теряет надежды. Но надеяться, в сущности, не на что: творческий потенциал Сагалаева, в прошлом талантливого тележурналиста, разрушен собственноручно. Год работы на российском телевидении с безупречной очевидностью высветил и усугубил этот процесс личностного саморазрушения. Энергия распада толкала Сагалаева в сторону, прямо противоположную творчеству. То материальное удовлетворение, которое в конце концов подвело его под монастырь и вынудило оставить высокий председательский пост, это неистовое обогащение — всего лишь жажда компенсации за испарившийся талант.
_____Господи, да все эти киселевы, доренки, сванидзе и прочие пенкосниматели в подметки не годились Сагалаеву с его таранно-ураганным перестроечным “12-м этажом” и молодежной редакцией бывшего ЦТ, которую возглавлял Эдик. Программа “Взгляд”, сработанная на удивление успешно, — тоже детище Сагалаева. Ведь это было совсем недавно!
_____Да, он был неординарной личностью. А в масштабах родного Самарканда — просто выдающейся. А кем же еще надо было быть в далеком от Москвы провинциальном городе, чтобы тебя заметили в столице и, оценив по достоинству, пригласили работать в аппарат ЦК ВЛКСМ? Без блата, взяток, покровителей и толкачей — просто за умение быть личностью? Цековские начальники ему втихаря завидовали, потому что уступали Эдику во многом. Он, представьте себе, не кичился! Был раскован, ненавязчиво инициативен и безупречно исполнителен. Он быстро освоился с чиновничьим креслом, за что был награжден московской пропиской для себя и своей семьи из четырех человек: он, жена, сын и дочка... Правда, квартира досталась на первом этаже, зато четырехкомнатная и с видом на Останкино. До телецентра рукой подать. Очень кстати для инструктора ЦК, курировавшего на Центральном телевидении молодежные программы. Проработав в ЦК, при первой же возможности он и ушел на телевидение, где, надо сказать, высшее начальство не упускало возможности уязвить его провинциальным прошлым.
_____Самарканд подпортил Эдику характер и биографию двумя неприятными обстоятельствами: не обеспечил высоким культурным уровнем и... законным отцом. Он почему-то из-за этого комплексует и даже вынужден обставлять свое происхождение намеками на близость к Богом избранной нации. На этом пути у него больше всего разочарований. Вынужденный уход с российского телевидения — лишнее доказательство тщетной игры с национальной картой. Хотя случаются приятные мгновенья. Один из самых влиятельных в Москве демократических газетных магнатов замену Сагалаева на Сванидзе прокомментировал так: “А какая нам разница? Узбекского еврея сменили на грузинского еврея”. Ух, как бы польстила Эдику такая номинация! Откроем самую заветную тайну его жизни: Эдуард Михайлович Сагалаев — чистокровный русский. Шалишь, магнат, Эдика к своим не причисляй! Конечно, русские нынче — презираемая нация... Впрочем, Эдику не привыкать: соль национальных отношений он познал на самом чувствительном уровне — бытовом.
_____Его мать, Татьяна Ивановна, получив в родном Саратове медицинское образование, уехала по распределению в солнечный Узбекистан — врачевать в Богом забытом кишлаке. В ту пору это было делом естественным, романтичным и безопасным, поскольку являлось защищенной статьей госбюджета и фактом общегосударственной политики. Мудрый Сталин знал, что делал. Мама Эдика личным примером доказала благотворность национальной политики товарища Сталина. Полюбив узбека Сагалаева и выйдя за него замуж, русская девушка из Саратова тем самым способствовала сближению народов и единению их в одну советскую семью. Великая Отечественная война навсегда разлучила молодую жену с мужем-узбеком: последний погиб смертью храбрых. В память о нем осталась фамилия, которую и стал носить сын, родившийся позже уже от другого человека. А потом появился и тот, кто стал отчимом — Михаил. Тихий, скромный еврей, офицер горвоенкомата. Жили дружно и счастливо. Это потом, когда Эдик подрос и стал неординарно заявлять о себе, местное общественное мнение озаботилось его принадлежностью к некоренному населению солнечного Узбекистана.
_____Пребывание Сагалаева в “верхах” соответствует формуле: свой среди чужих, чужой среди своих. А как он жаждал быть с ними! Особенно с тех пор, как они безраздельно завладели телевидением. Кто “они”, надеюсь, понятно? Это те, кто по простодушному выражению раздраженной зрительницы “только и торчат в телевизоре”. Весной 1992 года они не скрывали своего ликования: наша взяла! Откровеннее всех радовался Андрей Разбаш, в ту пору заместитель Сагалаева, сегодня — ведущий программы “Час пик” на ОРТ, телекомпания ВИД. Эдику была неприятна подобная откровенность. Впрочем, он тогда был, что называется, на коне.
_____После работы в молодежной редакции, которая обеспечила его славой на всю оставшуюся жизнь, Сагалаев совершил невозможное: согласился перейти в редакцию информационных программ, руководителей которой обычно выносили вперед ногами. Нервное напряжение, огромные эмоциональные перегрузки, ответственность за каждое слово в самой главной тогда новостной программе “Время” он выдержал. Когда Горбачева выгнали из Кремля, Сагалаев пошел на повышение: в замы к Егору Яковлеву, поставленному Ельциным во главе Центрального телевидения. На время летней осады “Останкино” силами оппозиции Эдик предусмотрительно уехал в Германию навестить дочь-студентку. А потом упорно и целеустремленно занимался строительством собственной телекомпании — будущей ТВ-6.
_____За доблестную телеслужбу вскоре был отмечен шикарной квартирой на Арбате. Вот когда случилось непоправимое — классическая сделка с Мефистофелем на безоговорочных условиях последнего: я тебе — земные блага, ты мне — душу с потрохами. Переезд на Арбат и переход на ТВ-6 изменили Сагалаева до неузнаваемости.
_____Он не вылезал из Америки, созидая на паях с Тедом Тернером ТВ-6. Прибарахлился. Омещанился. Обуржуазился. Разбогател. Разжирел. Растерял старых друзей. Пытался вписаться в модную тусовку. Пристроил детей. Дочку выдал замуж за богатого еврейского мальчика. Подарил зятю “мерседес”. Вскоре молодожены развелись — “мерседес” остался у дочкиного мужа. Эдик совсем потух. Не верьте, когда он с телеэкрана хвастается любовью к женщинам и крепким напиткам. Вино и женщин придется забыть навсегда, чтоб не повторился конфуз, случившийся 4 апреля 1994 года в Центральном доме журналиста на праздновании дня рождения Павла Гусева, главного редактора “Московского комсомольца”. Сам Эдик вряд ли помнит, что случилось с ним тогда, опьяненным вином и женщинами. От скандальной бульварной хроники его “спасло” событие следующего дня — убийство Отари Квантришвили, который накануне был тамадой у П. Гусева. Не забывайся, Эдик! И не зарывайся!
_____Что имеет он сегодня вместо утраченной славы? Суперэлитный ночной клуб на Зубовской площади? Дорогостоящий ресторан “Три пескаря”?
_____Сейчас в телевизионных коридорах о Сагалаеве предпочитают не вспоминать, хотя вынуждены использовать его идеи и находки. Помните знаменитые “Встречи в Останкино”, которые привлекали к себе внимание по обе стороны экрана? Они вернулись на российское телевидение под новым название “Встречи на Воздвиженке”. И то хорошо, а то уж было совсем опустились, все ТВ-программы словно бы исключительно для дебилов... И вот спохватились, вспомнили сагалаевские наработки.
_____Эдик Сагалаев был умен. Но сегодня он, увы, не сможет допрыгнуть даже до себя самого, тогдашнего, десятилетней давности, героя и кумира перестроечного телеэкрана...
Ольга ГЕНКИНА
1.0x