АФОНСКИЕ ДАЛИ
Author: Алексей Яковлев-Козырев
17(178)
Date: 28-04-97
_____
_____Исполнилось предсказание богомудрого Старца!..
_____Дивная греза души стала явью, и мы — на Афоне. Это — чудный по красоте полуостров в северо-восточной Греции, далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря. Здесь, на Святой Горе, иной мир, иное время, иная жизнь...
_____Согласно церковному преданию, Божья Матерь готовилась по жребию отправиться в Иверию для проповеди христианства, но Ангел известил Ее, что Она будет просвещать другую землю. Корабль, на котором Богоматерь и Апостол плыли на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в шторм и причалил к Афону. Язычники приняли Пресвятую Богородицу, уверовали в Господа Иисуса Христа и крестились. Всепречистая Дева оставила на полуострове одного из Апостольских мужей и сказала: “Сие место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего”. Потом благословила народ и просовокупила: “Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом”.
_____Сколько раз с той благословенной поры свирепствовали мощнейшие ураганы истории! Грозно проносились тайфуны времен, сметая на своем пути все преходящее и тленное. Но ни налеты разбойников, ни коварство пиратов, ни ярость иконоборцев, ни лютые гонения от римского папства в эпоху Крестовых походов, ни падение Константинополя в 1453 году, ни крушение Византийской Империи, ни тяжесть турецкого ига, ни происки масонствующих церковных модернистов в новейшие времена — ничто не сломило боголюбивых святогорцев. Они отразили бешеный натиск незримых врагов, сокрушили молитвенно-покаянным подвигом несметные полчища демонов, сохранили чистоту Православной Веры!..
_____И сегодня, в горниле Апокалипсиса, на исходе второго тысячелетия от Рождества Христова, афониты, как и прежде, неусыпно стоят на страже Святого Православия и молятся за весь мир...
_____Афон — уникальная страна подвижников. Будучи частью греческого государства и находясь под юрисдикцией Константинопольского патриарха, он вместе с тем являет собой единственную на планете теократическую монашескую республику, управляемую Священным Кинотом. Последний состоит из доверенных лиц — по одному от каждого из 20 монастырей Святой Горы.
_____Вот уже около 1575 лет доступ на Святую Гору лицам женского пола категорически запрещен. В 422 году Афон посетила царевна Плакидия — благочестивая дочь византийского императора Феодосия Великого. Она хотела помолиться в одном из храмов монастыря Ватопед, но вдруг услышала голос от иконы Божией Матери: “Стой! Здесь уже есть Царица!” После этого случая святые Отцы Афона приняли соответствующий закон, который позднее был закреплен и царскими указами.
_____Кроме обитателей на Афоне множество скитов, келий и, конечно же, пещеры древних и современных отшельников. Некоторые скиты (например, наш русский — Андреевский), скорее, заслуживают название Лавры. Скит святой Анны — целый городок, занимающий обширный горный склон.
_____По афонским понятиям, келья — это не комната на одного, двух или трех человек, как у нас, в России, а солидный жилой дом, нередко изящная вилла, иногда даже комплекс зданий вместе с храмом.
_____Наша “группа захвата” из четырех человек странствовала по Афону почти месяц. Поток впечатлений был крайне плотным. Даже очень хорошая память не могла охватить все то, что открывалось душе. Поэтому, как только появлялась малейшая возможность, мы с другом доставали походные дневники и писали, часто борясь с неимоверной усталостью, почти засыпая. К концу путешествия я все чаще ловил себя на мысли: “Можно описать отдельные факты, события, встречи. Но нельзя выразить Невыразимое, хотя в этом и заключается самое главное!”
_____А сейчас, через две недели после возвращения, перед мысленным взором встают яркие, незабываемые образы. Они составляют как бы квинтэссенцию Невыразимого. И вот о них-то мы дерзнем сказать несколько слов...
_____Вершина Афона расположена в юго-восточной части полуострова. Ее высота — 2033 метра над уровнем моря. У подножия и выше — в скалах — знаменитые “редуты аскетов” — Кавсокаливия, Каруля, Катунаки, святая Анна, — места, овеянные неувядающей славой духовных побед. Именно сюда, где подвизались великие угодники Божии, неудержимо стремились наши сердца...
_____5 марта. Яркий, солнечный день. По-летнему жарко. Даже не верится, что еще утром мы были в Лавре святого Афанасия Афонского, а потом посетили румынский скит Продром...
_____Идем по горной тропе. Углубляемся в лес, поднимаясь все выше. Вскоре раздается мелодичный звон колокольчиков. Это — мулы. Значит, поблизости кто-то живет. Поворот тропы, и сквозь деревья, на светло-зеленом лугу, мы видим белоснежную келью — словно чайка, парящую в густой синеве небес...
_____С облегчением снимаем рюкзаки, ставим около них наши дорожные посохи. Отцы разворачивают карту, а я сразу же снимаю с себя тельняшку, насквозь промокшую от пота, надеваю сухую рубашку и с наслаждением усаживаюсь на тенистой лавке, под сенью густых крон.
_____Наконец, выясняется, что мы почти у цели. Именно в этих местах подвизался в свое время преподобный Нил Мироточивый. Из-за изгороди навстречу нам выходит молодой человек — по виду послушник. После короткой беседы он сообщает о нас келиотам, и через несколько минут появляется убеленный сединами схимник. Сей благообразный муж вручает нашему командиру — отцу игумену — ключ от новой крохотной церкви в честь преподобного Нила, которая построена подле его пещеры. И мы — уже без рюкзаков — отправляемся к преподобному. Пересекаем живописный дворик около маленькой уютной кельи и начинаем спускаться к морю по аккуратной, узкой, выложенной камнем дорожке. Она винтообразно уходит вниз и... внезапно открывается потрясающая картина. Замираю в немом восхищении и погружаюсь в созерцание...
_____Стою на узеньких каменных ступеньках. Чуть ниже — крохотная площадка с церковью, за которой — глубоко в скале — пещерная келья преподобного. Перед площадкой — бездна. Где-то внизу, в недосягаемой глубине, шумит горный поток. Налево — с высоты птичьего полета — видна миниатюрная бухточка, обрамленная высоченными, отвесными скалами. Направо вверху, в пленительных далях — как бы в самом конце грандиозного ущелья — на фоне лазурного неба, серых круч и темно-зеленых склонов величественно вздымается жемчужная вершина Афона. Ее грозный пик воспринимается как некий таинственный, нездешний, надмирный бастион, овеянный дыханием Вечности.
_____Именно здесь, несколько веков назад, целые потоки благоухающего, цельбоносоного мира истекали от честных мощей святого Нила и по скалам струились в море. Это неслыханное чудо сделалось известным всему православному Востоку.
_____Быть может, где-то рядом или выше, там, в недоступных скалистых дебрях, у вершины Афона, обитают ныне те семь духоносных подвижников, несокрушимые адаманты духа, которые — по афонскому преданию — открывают себя лишь в исключительных случаях и только великим старцам — таким, как почивший в Бозе иеросхимонах Тихон (1884—1968), старец Порфирий, схимонах Паисий (1924—1994), изображенный на снимке. Вот как рассказывается об этом в книге сербского писателя Павле Рака “Приближение к Афону”:
_____“Есть одно братство, одно из самых старых на Святой Горе... Последний раз видели его восемь лет назад, до того шестнадцать лет никто его не видел, а еще раньше — не знаю сколько. И вот как было в последний раз. Однажды вышел молодой монах, состоявший в послушании у одного старца в пустыне, пройтись после утренней литургии и неожиданно увидел на лесной полянке шестерых незнакомых монахов, которые отпевали седьмого, усопшего. Шестеро подошли к молодому иноку и сказали, что, по традиции, в их братстве должно быть семь человек, но седьмого они хоронят. “И поскольку ты первый, кого мы встретили, то, может быть, ты присоединишься к нам и станешь седьмым в нашем братстве?” Монах, поняв, о каком братстве идет речь, захотел, конечно, стать одним из них, но не смел решиться на такое без разрешения своего старца. Шестеро похвалили его за послушание и позволили ему пойти спросить старца — таков уж порядок, самовольство к добру не приводит — но взяли с него обещание, что когда он вернется, то будет один. Не следует им быть объектом чьего бы то ни было любопытства. Между тем старца, когда он услышал о семерых, охватило странное беспокойство. Он не мог его скрыть и все повторял, что должен их видеть, даже если умрет после этого. Пошли вдвоем, плутали в роще, спотыкались о камни, но видели только терн и репейник, колючие кусты, сухую траву, шипы да сияющее небо. Ни той полянки, ни загадочных братий не было, хотя молодой монах был более чем уверен, что легко отыщет их. Он хорошо знал эту местность, и все же... Долго плутали они по жаре, пока, наконец, старец не понял, что не может увидеть семерых, потому что ему это не суждено.
_____А братство, о котором говорится в этой притче, — самое святое и молитвенное на Святой Горе. Существует о нем древнее предание: именно эти семеро отслужат последнюю литургию на Земле, на такой, какой она будет перед наступлением Царства Небесного”.
_____Окидываю прощальным взглядом чертоги суровой земной красоты. Здесь — почти полный отрыв от мира, блаженное уединение, идеальные условия для аскетического подвига. Но чем глубже уединение, тем сильнее нападает дьявол. Монахи-отшельники ведут напряженнейшую, непрестанную брань со злейшими, беспощадными врагами нашего Вечного Спасения — падшими, отверженными духами. Бесы — разумные существа, необратимо закосневшие во зле и навеки утратившие способность к Спасительному Покаянию. С момента своего гибельного отпадения от Бога, из-за своей безмерной гордыни, нечистые духи приобрели огромный опыт борьбы с добром. Эти страшные создания как бы сотканы из абсолютной лжи и непримиримой ненависти. Смысл их адского существования — ожесточенная война с Богом и людьми. Главная задача демонов — привлечь внимание, вызвать к себе интерес, пленить человека душепагубной ложью и увлечь в обители вечной смерти для нескончаемых мук. Если им не удается атака “слева”, — то есть попытка ввести подвижника в явный грех, — они атакуют “справа” через так называемые “тонкие сны”, “небесные видения” и “божественные откровения”. Демоны могут принимать любой вид и часто являются в образе святых, преподобных, мучеников, светлых Ангелов и Архангелов (иногда с крестами на крыльях), Богоматери и даже самого Христа.
_____Чтобы не обмануться в самом святом, афониты стремятся всячески избегать малейшего самомнения и строго следуют древнему святоотеческому правилу: “Что бы ты ни увидел чувственно или духовно (мысленно), вне или внутри себя, — ни в коем случае не принимай, но решительно отвергни, почитая себя недостойным!”
_____За проявления духовной бдительности Господь не только никогда не накажет, но и вознаградит. Вся церковная история подтверждает этот непреложный аскетический закон...
Алексей ЯКОВЛЕВ-КОЗЫРЕВ
1.0x