Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 28 апреля 1997

Выставка-продажа

Государственная дума России сделала запрос о выставке “Сокровища России” и о странных историях вокруг нее. Никто не хочет показывать сам контракт на выставку. Оказывается, экспозиция, состоящая из бесценных сокровищ, собранных из Царского Села, Павловска, Ярославля и, наконец, из Государственного Алмазного фонда, первая такого рода выставка за пределами России, отправилась путешествовать по Америке на целых (?) два года без всяких государственных гарантий и на сомнительной коммерческой основе. Только подумайте — крупнейший в мире бриллиант, платья русских цариц, расшитые драгоценностями, 260-каратный сапфир супруги Александра II, и так далее, и так далее. На сто миллионов долларов, по самым примитивным подсчетам. А уж какова историческая ценность всех экспонатов — трудно представить...

И два веселых дельца — один из них Михаил Моисеевич Гусман, брат всем известного депутата, второй — бывший советник по культуре посольства России в США, а ныне там и обосновавшийся предприниматель А.П. Потемкин — вместе с такими же, как они, устроили грандиозный турпоход сокровищ России по всей Америке. Да такой, что у посла России в США Ю.М. Воронцова не оставалось иного выхода, как блокировать эту выставку, блокировать грузовик с экспонатами чуть ли не гангстерскими методами, не допуская вывоза сокровищ из Вашингтона. Посол насчитал шесть грубейших нарушений, на основании которых все сокровища на долгие годы могли бы остаться в США. Прежде всего недопустимая коммерциализация выставки. Ради собственной выгоды иные дельцы готовы жертвовать всеми сокровищами России. А куда смотрит наше дохлое министерство культуры? Куда смотрит наша свободная пресса?

В этой истории все подозрительно изначально. Ходят слухи, что готовилась выставка в спешке, еще до выборов президента, чтобы на основе контракта вывезти наш Алмазный фонд из России в случае победы Зюганова. Поэтому и смотрели сквозь пальцы на все финансовые прегрешения президентские чиновники и наши хваленые чекисты, допустившие подобную аферу. Министерство культуры сейчас уверяет, что им было дано указание свыше срочно отправить эту выставку. Сейчас срочно в США вылетел зам.министра, известный своей реституционностью Михаил Швыдкой — затирать следы. Кто принял решение об отправке сокровищ России в США на два года? Чья подпись стоит под контрактом? Кто готовил контракт? Как оговорена безопасность и сохранность сокровищ? Самое главное условие — выставка должна была быть некоммерческой. Кто позволил на ней зарабатывать деньги? Куда ушли деньги? Руководители американо-российского фонда, в том числе и бывший советский дипломат Потемкин, отказались встречаться с послом России Воронцовым, настаивали на дальнейшем вывозе сокровищ из Вашингтона. Сколько гнили и продажности оказалось среди нашего дипломатического корпуса, особенно в западных странах! А потом спрашивают: откуда взялся 37-й год? И был ли он необходим?

Шесть суток простоял трайлер с сокровищами дома Романовых, блокированный посольскими машинами, прежде чем переехал на территорию нашего посольства по жесткому требованию посла Юлия Воронцова. “Экспонаты выставки должны быть возвращены России”, — заявил находящийся в те дни в Вашингтоне мэр Москвы Юрий Лужков. С этим вынуждены согласиться и официальные американские представители. Но как такое стало возможным? Так и Кремль перевезут в одну ночь куда-нибудь в Нью-Йорк или Тель-Авив, купив, по случаю, у одесского барыги. Проснется его дряхлеющий обитатель, кинется звать своих молодых слуг — Борьку кудрявого да Тольку ржавого, а за окном какое-нибудь Мертвое море, и он уже числится экспонатом при проданном Кремле... Его-то нам нисколько не жалко, но как могли бесценные исторические драгоценности, уникальные экспонаты из Алмазного фонда России на каких-то сомнительных условиях, вне государственного присмотра, по договоренности каких-то Гусманов и Потемкиных покинуть на столь долгий срок Россию? Или планировалось там, в Америке, весь Алмазный фонд и оставить, да помешала только случайность?

17(178)
Date: 28-04-97


1.0x