Авторский блог Сергей Кургинян 03:00 28 апреля 1997

БЛУД В ПРЕДДВЕРИИ 1 МАЯ

<br />
БЛУД В ПРЕДДВЕРИИ 1 МАЯ ( Россия )
Author: С. Кургинян
17(178)
Date: 28-04-97
_____
_____Российская политика деформирована сейчас, как никогда ранее. И вся система критериев, с помощью которых можно сравнивать реальных политиков, действующих в этом деформированном пространстве, находится под большим вопросом. И стоит только начать критиковать серьезного действующего политика, применяя к нему эти критерии, как посыплются возражения: “А что ему делать? А кто лучше? А какой меркой измерять весь этот кошмар?”. Справедливые вопросы. Они тем более справедливы, что в конце 80-х отечественная политическая элита уже обожглась на ложных критериях, чья внешняя привлекательность не соответствовала вопиющей двусмысленности происходящего, и заплатила за это распадом своей страны.
_____Вот почему вопрос о системе отсчета ныне является основополагающим. Идеология не может находиться на первом месте в нынешней системе оценок. Здесь все зыбко, двусмысленно. Нельзя ставить во главу угла и личные симпатии и антипатии. Мне, например, не нравится господин Лебедь по многим весьма весомым в моей системе координат причинам и обстоятельствам. Но я легко могу представить, что мой политический сосед имеет иную систему координат, и в ней, как говаривали макбетовские ведьмы, “зло есть добро, добро есть зло”. И я отлично понимаю, что мой разговор с соседом по коммунальной политической квартире в этом вопросе начинает напоминать разговор землянина с марсианином. А поскольку партнер вовсе не марсианин, а соотечественник, разделяющий, вдобавок, многие мои ценностные представления и целевые установки, то сшибка наших “координатных систем”, неминуемая при упрямом желании любой ценой раз и навсегда зафиксировать “кто есть кто”, не только неделикатна и неумна, но и политически ошибочна.
_____Пристрастия (в том числе идеологические, мировоззренческие и уже тем более собственно политические) приходится выводить за скобку. Это первое качество нынешнего политического диалога, ведущегося в условиях глубокого взаимного недоверия, в условиях поврежденности элитного сообщества, в условиях того, что называется “тотальным кризисом политического меню”.
_____Вторая черта, прямо вытекающая из первой, — невозможность прозрачных и доказательных описаний там, где собственно и происходит главное — в сфере закрытых политических коммуникаций. Сама апелляция к этой сфере изначально небезупречна. Она вдвойне небезупречна после того как началась тотальная война политических компроматов. Поток грязи, вылитый на общество, коснулся отнюдь не только политиков, но и тех, кто демонстрировал обществу эту грязь с очевидным сладострастием и столь же очевидной небескорыстностью. Кроме того, обсуждение подобного рода вопросов всегда сопряжено с неразрешимой проблемой доказательности, с тем, что ученые называют “верификацией”. Скажет, например, какой-нибудь имярек, что Лебедь недавно посетил ту самую Грецию, которая “юбер аллес”. И начнет описывать, что там к чему. А его неминуемо спросят: “А что ты там — свечку держал?”. И добавят: “Откуда свечка? Что за свечка? Свечка ли? Кто зажигал?”. Вот и потонет истина в тех спорах, в которых, как известно, ничего не рождается.
_____Третья черта — глубокий внутренний цинизм, порожденный всем, что творится на нашем политическом небосклоне. Рыба тухнет с головы. Когда крупные политики говорят “А”, а делают “Я” (причем всегда ведь только “Я” — на завтрак, обед и ужин), то это становится заразительным. Успех привлекателен. Причем притягательность успеха потому и особенно велика, что задействуется подобный магнит фактически на бессознательном уровне. Том уровне, где есть неизжитый, и вправду видно — чуть ли не генетический, страх (а ну как не впишешься, а тут-то ведь такое начнется!) и столь же глубинный комплекс недоминантной особи по отношению к доминантной (как бы не остаться в дураках, тогда как сосед Вася возьмет да и впишется... Как известно, мучительная боязнь успеха ненавистного Васи из соседнего отдела иногда намного весомее всех основных мотивов “собственно политического” и “гражданского” поведения).
_____Четвертая черта — сложный эффект заимствования с превращением негативного в позитивное. Описывали наши “ревнители истины” дьявольское поведение, понимаешь, всяких там Ротшильдов, которые в одну корзину, трам-тарарам, не кладут. Все повозмущались, посетовали, поупивались втихую тайным знанием, закупленным в дешевых ларьках... А потом задумались... И начал действовать механизм негативного обучения... Мол, если эти злые силы так клево яйца свои раскладывают, то ведь и нам не грех... И начался такой беспредел, что любой Ротшильд разведет тут руками и скажет на своем аристократическом языке: “Ну вы вощще, понимаешь!”. Кто знает, может, затем и продавалась эта дешевая ларечная литература, чтобы сработал дешевый, но безотказный механизм негативного обучения. Тот самый, про который герой Грибоедова говорил, как мы помним, об истреблении силами небесными гнусного духа тупого, рабского, слепого подражательства.
_____Однако силы небесные не торопятся. А это значит, что на бога надейся, а сам не плошай, и что силы добра приходят на помощь тем, кто сам готов очиститься от скверны.
_____А потому, граждане нашего Отечества, наделенные особыми полномочиями и возможностями своим Отечеством... Вы, эти граждане, которые, отвечая за безопасность страны, уже позволяли себе двусмысленную игру... Ту игру, в которой делегированные вам полномочия, права на большее знание (и большую свободу задействования особого рода ресурсов) использовались особым образом в Карабахе и Баку, в Кузбассе и Вильнюсе, в Москве 1991 и 1993 годов... НЕ ЗАРЫВАЙТЕСЬ!
_____Оставьте при себе свои симпатии и антипатии. Выкиньте к чертовой матери плохо переваренные умничанья по части всяких там геополитических игр, в которые в нынешнем своем состоянии вы все равно играть всерьез неспособны. Прекратите упиваться двусмысленностями. Соскребите с себя (как бы больно это ни было) въевшуюся в плоть и кровь коросту цинизма (мол, уж мы-то знаем, что к чему, что почем...). Освободитесь (а уж за счет чего и как — ваше дело) от этого самого негативного обучения с его “яичной болезнью”.
_____И внимательно вчитайтесь и вслушайтесь в высказывание российского политика Александра Лебедя (который может вам нравиться или не нравиться, и который по массе других характеристик и впрямь не лучше и не хуже других).
_____12 апреля 1997 года в Лондоне, не на какой-нибудь конспиративной квартире в греческом “юбер аллес”, а на открытом международном форуме по проблемам экономического развития стран Центральной и Восточной Европы, этот политик заявил буквально следующее: “С этой властью все ясно. Вопрос только в том, как ее завалить, чтобы не залила кровью страну. ЧТОБЫ РУХНУЛА, КАК В 91-М ГОДУ, ДНЯ ЗА ТРИ — КАК СТАРЫЙ САРАЙ”.
_____И перестаньте дурака валять, объясняя самим себе (ох, уж это подсознание чертово — из любой ситуации вывернется!), что, мол, брякнул бравый “сапог”. Никакой он не “сапог”. А очень умный и толковый человек, знающий цену словам, сознательно не вылезающий из-за границы, демонстративно вошедший в параструктуры (по телевидению сообщали, как вы помните, о некоей ложе!). Он подает сигнал. Он вам его подает, зарвавшиеся господа с Лубянки и Полежаевской! Ибо в 1991 году рухнула не коммунистическая власть, а старый сарай БОЛЬШОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. То бишь СССР. Теперь вас призывают соучаствовать не в заваливании той или иной власти, о качествах которой вряд ли кто-нибудь из государственно мыслящих людей способен рассуждать апологетически. Вас призывают заваливать сарай малой и последней российской государственности. То есть нынешнее плохо скроенное, во многом ущербное, но все-таки цепляющееся за жизнь российское отечество.
_____Эти фразы Лебедя широко тиражируются электронными СМИ. На них (безоценочно, что крайне существенно) подробно останавливается Киселев в своих “Итогах”. Для образованных людей — а данная статья адресована именно к ним — все это избыточно в своей доказательности (даже без Хасав-юрта, который ведь тоже со счетов-то не скинешь!).
_____Черчилль, кажется, сказал, что у каждого политика есть свой “данцигский коридор”, то есть та черта, за которой не стоит вопрос о симпатиях и антипатиях, циничных благоразумиях, двусмысленных геополитических заморочках и прочем. А все становится ясно и очевидно. Вот он — этот данцигский коридор, господа и товарищи. И другого не будет. Выбирайте!
_____И, выбрав, не сетуйте на чьи-то козни и злую судьбу. Все происходящее находится на семи ветрах. Все проницаемо. Все слышно и видно. И каждый выбор будет понят и оценен. И каждый выбравший должен будет пенять лишь на себя (а не на какое-то “зеркало”, в котором отразилась его кривая физиономия, уже почти решившаяся на омерзительное предательство). Отвечая за свой выбор, этот имярек должен посмотреть в лицо своей стране, тем силам, которые ее хранят всегда и при любых обстоятельствах, своим близким, которым завтра придется жить в очередном союзе независимых княжеств. Он должен ответить и перед собой, и перед Богом. И, между прочим, перед людьми. Причем людьми, глядящими на весь этот блуд вовсе не глазами постороннего наблюдателя.
_____
С.КУРГИНЯН
1.0x