Авторский блог Юрий Путрин 03:00 21 апреля 1997

ИЗ ЛУГАНСКА В ТВЕРЬ ЧЕРЕЗ МОСКВУ

<br>
ИЗ ЛУГАНСКА В ТВЕРЬ ЧЕРЕЗ МОСКВУ (выставки)
Author:
16 (177)
Date: 22–04–97
_____
_____“Модные” московские галереи в апреле неожиданно впали в меланхолию: оказывается, мрачные предчувствия и эсхатологические видения посетили враз несколько русских и европейских художников, что чудесно совпало c обрушившимися на Москву солнечными весенними энергиями. И все же экспозиции “Время на конце” некоего Шемьюса Паррела (Айдан-галерея) и “Накануне” Василия Вдовина (Пересветов переулок) выглядели забавной игрой по сравнению с работами уфимки Елены Хейдиз, выставленными в выставочном центре РОСИЗО. “Пластилиновый примитивизм” — стиль, характерный для женской живописи последних лет, — этот стиль только подчеркивал метафизический ужас ударившего по Москве с тыла неклассического сибирского ницшеанства.
_____Галерея “Юнион”, что на Смоленской улице, представляет очередную уникальную и роскошную выставку из истории отечественного плаката — на этот раз она называется “Советский плакат времен Великой Отечественной войны”. Та выверенность и тщательность, с которыми каждый раз устроители подбирают материал для очередной экспозиции, — сделали “Юнион” маленькой Меккой московских коллекционеров. Однако очевидно и то, что древние лубочные картинки, рекламные плакаты прошлых лет, старинные географические карты, а также редкие открытки и марки являются объектом интереса не только профессиональных собирателей, но и всех тех, кто сколько-нибудь интересуется историей Отечества. Цветные картинки, отпечатанные в тот или иной исторический период, снабженные теми или иными призывами и лозунгами, странным образом несут в себе дух времени… Приобщиться к этому духу, почувсвовать “запах” эпох — не это ли требуется молодому поколению, вынужденному изучать русскую историю по учебникам Джорджа Сороса?
_____На конец апреля приходится каскад интереснейших выставок, которые организует Московский Дом фотографии в рамках фестиваля “История Москвы глазами русских и зарубежных фотографов”.
_____В этом мероприятии, посвященном 850-летию Москвы, задействованы основные выставочные площадки столицы: Малый и Большой манежи (соответственно, с 23 и с 24 апреля — выставки о Москве дореволюционной, советской и современной), Третьяковская галерея в Лаврушенском (с 24 апреля — “1937. Лион Фейхтвангер в Советской России” и “Москва в годы войны”), Музей личных коллекций на Волхонке (с 25 апреля — Уильям Кляйн “Хрущевская оттепель. 1959–1961.), Музей архитектуры имени Щусева на Воздвиженке (с 29 апреля — “Жизнь московских памятников”).
ТИТ
_____
* * *
_____
_____В городе Твери живет шестнадцатилетний художник — Геворг Казарян. Юноша, недавно переехавший в Россию из Армении, уже шесть лет пишет иконы. Искусствоведы не решаются отнести творчество Геворга к той или иной утвердившейся школе иконописи. Геворг Казарян сам, шаг за шагом, осваивает сложности канонического пространства. Наверное, именно так работали иконописцы первых веков христианства: изучая жития святых, творения отцов церкви, юный художник создает СВОЕ. Здесь много того, что можно назвать “иконографическим творчеством”. Любимый жанр Геворга — образа святых “в житии”. Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, епископ Григорий, просветитель Армении, святой благоверный князь Михаил Тверской предстают перед нами в мельчайших подробностях своей земной жизни. Миниатюры, повествующие о том или ином моменте жития, трогательны, и вместе с тем, тщательнейшим образом проработаны. Особенно впечатляет последняя работа — дань “новой родине” — образ Михаила Тверского. Соотношение цветов выверено классически: охристо-золотистые тона и алые вспышки. По преданию, Святой благоверный князь принял мученическую смерть именно на том месте, где через много лет будет построена печально знаменитая больница города Буденновска.
_____Некоторые картины Геворга исскуствоведы красиво называют “умозрение в красках”. Иллюстрация к Апокалипсису “Семь труб” с мчащимся в небо Архангелом и “Акафист Ангелу хранителю” иначе и не охарактеризуешь, — святые бесплотные силы предстают перед зрителями “во плоти”. К этому же жанру можно отнести дидактические “Семь смертных грехов” (миниатюры, каждая из которых живописует отдельный грех во всей его неприглядности). Трудно представить, что этот юноша — автор уже целой тысячи икон, но, тем не менее, это так. И единственный учитель Геворга — его отец, Сергей Казарян, инженер по образованию. Иконы Геворга уже украшают храмы, его творчество благославил Патриарх.
_____Сейчас выставка Геворга Казаряна проходит в Лекционном зале Тверского краеведческого музея.
М. Р.
_____
* * *
_____
_____В историко-краеведческом музее русского города Луганска (что на Украине) занятная экспозиция — выставка “Язы-чество восточных славян”. Лики богов, демонов и героев прошлого — числом 44 — впились своими выпуклыми и безумными глазами в посетителей — росичей конца ХХ века. Маски языческих идолов — плод усилий исследователя и художника Александра Гокуня.
_____Здесь деревянные образы “светлых” богов славян — Ярила, Рода, Макоша, Перуна. Тут и демоны — Черт, Упырь, Лихо, Кащей.
_____— Когда-то, — говорит художник Гокунь, — Коненков вырезал и Ладу, и Стрибога, и Старичков-полевичков… Васнецов вывел в живописи образы Змея Горыныча и птицу Гамаюн. А современные авторы, к сожалению, к теме ранних верований славян прибегают лишь эпизодически. В старинном “Слове о полку Игореве” упомянуто более двух десятков имен славянских богов. Почти все их образы воссозданы мной и представлены на этой выставке.
Михаил НИКИФОРОВ
_____
_____
* * *
_____
_____В московском Государственном выставочном центре «Ростокино» (ул. Ростокинская, 1) проходит выставка работ Виктора и Лидии Казариных. С именами Виктора Казарина и его старшего товарища Анатолия Зверева связывают формирование “русского неоэкспрессионизма”.
_____После событий октября 1993 года Казарин впал в немилость у властей, был организован негласный бойкот его произведений, которыми еще недавно восторгались наши «демократы» и зарубежные «ценители». Не секрет, что в те годы все культурные явления, которые объективно противостояли советскому официозу, были подняты на знамена «перестройки» ее прорабами и мастерами. Русский художник, выходец из рабочих, Виктор Казарин, казалось, полностью вписывается в эстетическую парадигму «нового искусства». Но нет. Внутренняя основа творчества Виктора Казарина оказалась на деле иной, не соответствующей нормам дегенеративного, саморазрушающегося и разрушающего все вокруг себя искусства гельманов и бренеров.
_____Физиологический феномен узнавания предмета, когда из отдельных цветовых пятен, отдельных линий еще не сложился его цельный образ, – этот динамический момент не является у Казарина следствием разрушения божественных установок, но есть проявление фаустовского желания «остановить мгновенье», смешанное с русским стремлением к предельности и даже запредельности бытия. Такой цельности и не могла простить художнику наша либерал-дегенератия, которая давно и прочно утратила всякое достоинство, особенно – достоинство любви (каждый обратил любовь на самого себя, извратив и уничтожив ее смысл).
_____Очень хорошо, что яркие, самобытные полотна Казарина преодолели, наконец, более чем трехлетнюю изоляцию. Да, ГВЦ “Ростокино” – далеко не Манеж и не Дом Художника на Крымском валу. Но это уже – реальный островок действительной, а не выморочной художественной жизни в Москве. Кстати, в этом месте бесплатно обучают детей изобразительному искусству, танцу, пению, лепке — Лидия Казарина преподает здесь живопись. Конечно, соседство в ее экспозиции абстракционистских полотен с каноническими православными иконами может вначале вызвать некоторое удивление. Но не стоит забывать, что отечественный авангард начала века и вышел как раз из школы традиционной русской иконы. Видимо, и обратный путь ему вовсе не заказан.
Юрий ПУТРИН
1.0x