РУССКАЯ ПАЛИТРА АЛЕКСАНДРА МОСКВИТИНА (фигура)
Author: Владимир Бондаренко
16 (177)
Date: 22–04–97
_____
_____С Сашей Москвитиным хорошо погулять по просторам его картин. Покурить трубку у какого-нибудь древнего тунгусского костра, половить рыбу, и, опять же, не городской удочкой, а древним языческим способом, потом сразиться на мечах с нежданным пришельцем, а то и с чудищем поганым, ринуться вдаль на собачьей упряжке и отоспаться где-нибудь в хоромах русской красавицы…
_____Иной читатель сразу подумает: речь идет о художнике-этнографе, или, того хуже — о ремесленнике с Арбата, в угоду денежным иностранцам, стряпающим свое варево в стиле а-ля рюс. Или же о добротном бытописателе старины.
_____Нет, нет и нет. Этот новый реализм Александра Москвитина, с одной стороны, предметен и зрелищен, как, к примеру, реализм его сибирского земляка Сурикова, с другой стороны, фантастичен, красочен до беспредметности, уже в духе Лентулова или Натальи Гончаровой. Видно, что он и хотел бы углубиться в живописный эксперимент, но его природная сибирская языческая натура не позволяет уходить в какие-то элитарные новации.
_____Он родился на берегу Байкала, там же, где росли Валентин Распутин и Александр Вампилов, Леонид Бородин и Михаил Ворфоломеев. Та же сибирская размашистость, тот же природный мудрый психологизм, та же цветастость. Нерест рыбы и схватки оленей, шаманские обряды и разбойничья удаль — яркие красочные сюжеты, исполненные, к тому же, в колдовском цветовом обрамлении. Понимаю, что не для газеты черно-белой его море огня, его сатанеющий лес, его переливающаяся всеми цветами радуги, уносящаяся в океан крупная рыба. Поверьте на слово и сходите сами — повосхищайтесь.
_____Александр Москвитин родился в 1954 году в Улан-Удэ. Рос на природе, в дворовой стихии, среди бурятов и тунгусов, русских и украинцев, солдат и бывших зэков. Из детства — и все цвета в его палитре. Закончил Иркутское училище искусств и потом подался в Мухинское, дабы охладить свою сибирскую страстность и цветастость питерским камнем, школой мирискусников, строгостью европейских стилей. Дикий байкальский алмаз получил классическую огранку. В таком виде его и узнала сначала Россия, а потом и весь мир. Выставки в Париже, Лондоне, Филадельфии, и постоянное возвращение в Сибирь, на свои священные места. Так и назвал одну из последних иркутских выставок — “Священное место”. Он — мистик, и потому ему удается соединить город и море, лес и человека, старину и фантастическое будущее. Не случайно одну из его выставок устроила в 1996 году корпорация “Энергомашиностроения”, дабы подпитаться москвитинской энергией. Конечно, управлять его стихией трудно даже ему самому, может, под силу только жене Насте. Ему требуется размах, он не вмещается в выставочные рамки. Вновь — схожесть с Суриковым. Никуда не деться — Сибирь диктует своим питомцам свои сибирские размеры. Как уместить в кухонный метраж схватку русского воина с ворогом? Как уместить в аквариумные размеры идущую на нерест косяком красную рыбу? Как величие сибирской реки втиснуть в кабинетные размеры? И потому полотна Александра Москвитина способны поместиться только в просторных залах. Каждая работа — под потолок, каждую из двери не вынесешь.
_____Его друзья — Леонид Терехов и Михаил Ворфоломеев, Тимур Зульфикаров и Надя Мирошниченко, может, и мечтают о том, как бы украсила работа Москвитина их жилища, но где им взять такие хоромы? Ему нужен выставочный зал где-нибудь размером с Бурятию, тогда бы и разглядеть его космические замыслы удобно было. Зашедшая к нему в мастерскую монахиня Ангелина Сербская взмахнула руками, пораженная: “Ни один художник с такой свободой Духа не писал! ” О том же, по сути, говорит и поэтесса Надя Мирошниченко: “Москвитин словно бросает вызов любыми нормам и школам, удерживаясь на какой-то последней грани во всем: в цвете, в композиции, в сюжете, в характере… ”
_____Он на самом деле выламывается из любых приемов и направлений. Он будет хорошо смотреться и на выставке академиков, и на выставке крайних авангардистов. Все вбирает в себя его мифологичность. Может быть, таким же был в молодости Николай Рерих? Может быть, так работали мексиканские монументалисты Ороско и Сикейрос, а сейчас так работает их ученик Влади?
_____Но этакая мифологическая всемирность, надмирность еще более подчеркивает москвитинскую русскость. Да и выставочный зал величиной с губернию может мечтаться лишь русскому художнику. Аккуратному эстонцу с такими полотнами нечего делать в кукольной Эстонии. Как говаривал один знаменитый средневековый король: “В малых странах и люди, как правило, мелки”. Добавим мы — и таланты тоже. Вот и выходим с неизбежностью на имперскость видения художника Александра Москвитина. Имперскость опять же не английская, а чисто русская, никаких делений людей по сортам — индусы, малайцы и над ними англосаксы. Нет, все же киплинговское противопоставление Востока и Запада не сработало только в России. Для Москвитина нет дороже сюжета, как погрузиться в вечные евразийские мотивы, и где там буряты, где нивхи, где казаки, где сосланные поляки — в русском имперском замысле нет таких противостояний. Значит, и вражда у нас нынче идет — иными пришельцами затеянная, вне русского замысла. И потому русская палитра Александра Москвитина, на удивление, многоцветная.
_____Его земные ландшафты сливаются с древними видениями. Его природа сталкивается с его цивилизацией, с его русским имперским проектом. Человек торжествует у него не в схватке с природой, а вместе с ней. Они служат друг другу. Его “шагающие деревья”, его “водопады”, его “Олени” идут навстречу его воинам, его священнослужителям, его лесорубам. Люди и звери, цветы и птицы, священные деревья и бушующий ветер встречаются на пространстве его полотен где-то вне времени: то ли миллион лет назад, то ли в XXI веке, но тут же какие-то технократические напластования, тут же цикл аристократически отделанных портретов, тут же исторические сюжеты. Художник в своем буйстве все перемешивает — направления, стили, эпохи. Этакое торжество плодородия. Этакое сибирское первооткрывательство. Как бы звучит поэзия Заболоцкого и Хлебникова, музыка Свиридова и Мусоргского. И всегда — земная плотность работ. Никакой пустоты.
_____Саше трудно сейчас работать. Во-первых, он не желает живописать разруху, чернуху, его кисть отрицает само существование таких разрушителей, как Чубайс. Ему художнически необходимо покорение, освоение, преодоление, нужна жизнь, а не ее сумерки. Во-вторых, у него нет и по сей день хорошей просторной мастерской. Его работы раскупаются, расползаются по всему миру, оседая в Японии, Франции, США, Канаде, Италии, Китае, а художнику даже негде их показать друзьям и знакомым.
_____С какой радостью увозил на моих глазах работу Москвитина посол Китая в России. С благодарностью принимал большой холст в подарок на юбилей земляк художника Валентин Распутин.
_____Это все ширится его выставочный зал — по городам и весям, по сибирским музеям и по холлам крупных промышленных фирм, по элитарным галереям, по народным музеям и дворцам культуры.
_____Наша русская живопись надежно и прочно прирастает сибирским художником, патриотом, объединителем и хорошим имперским прожектером Александром Москвитиным. Этот вихрь энергии еще покажет красоту и величие России!
Владимир БОНДАРЕНКО
1.0x