НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ КАБАРЕ (театр)
Author: М. Ковров
16 (177)
Date: 22–04–97
_____
_____Полгода назад Погребничко поставил “Вишневый сад” во Франции. В том спектакле Дуняша выносила на сцену большой чайник и спичками нагревала его до кипения. Смену актов обозначали дамы в кринолинах: они отвинчивали от рельс очередную гайку. В конце марта состоялась премьера “Вишневого сада” в его собственном театре (московский театр ОКОЛО дома Станиславского). Здесь дополнительно в финале Фирс пляшет матросский танец.
_____Режиссер Погребничко — ученик Ю. Любимова, т. е. представитель школы “представления”. Они не верят в возможность переживания актера на сцене, т. к. условия публичного творчества убивают живое чувство. Формула Пушкина “истина страстей, правдоподобие чувствований” понимается ими как требование к пьесе, а не к спектаклю. Не так уж и важно, что чувствуют актеры во время исполнения пьесы на сцене —важно, что чувствует зритель. Актеры театра представления в конце концов приходят к убеждению, что подлинное чувство не сценично, не художественно и называют его грубым натурализмом.
_____Чехов поставил театр в сложное положение. Если Гоголь и Островский, скажем, на пятьдесят процентов знали, что хорошо и что плохо (Толстой — на восемьдесят, имея веские основания), то Чехов — только на пять процентов. Он страшно ценил это знание, но понимал, что это — только пять процентов. В пьесах Чехова актер и режиссер более свободны, не связаны “знанием”, они возвращены в “нормальный мир”.
_____Неудачи постановок чеховских пьес в первую очередь связаны именно с этим обстоятельством. Режиссеры знают о героях пьес Чехова больше, чем сам автор. И тогда уже не важно, к какой театральной школе они принадлежат — их спектакли одинаково не интересны. Товстоногов, Эфрос, Ефремов знают чеховских героев на сто процентов, но уже без всяких на то оснований.
_____Погребничко издевается над таким театром, он окопался в “нормальном” мире, который оказался ярче и богаче выдуманного, и поэтому официальная критика его не любит. Б. Поюровский, с блеском защитивший в Тбилиси диссертацию, в которой доказал, что лучшим эпиграфом к творчеству М. Мироновой и А. Менакера являются слова Брежнева, сказанные им с трибуны XXVI съезда КПСС, прямо так и написал в “Культуре”, что ему непонятно, за что мы кормим актеров театра Погребничко. Режиссер отреагировал на критику: новая редакция “Чайки” играется в тюремном изоляторе, но писателя Тригорина надзиратель кормит отдельно с подноса, кушанья доставлены самолетом из Парижа.
_____Однако в чеховском мире нет комфорта. Там всегда есть вопросы, на которые нет и, может быть, не будет ответа, и есть вопросы, которые мы не в состоянии даже сформулировать. Не всякая психика выдерживает это состояние, срабатывает защитный механизм — и ты скатываешься в банальность: “Все мы Алики, нигде не рождены, нигде не венчаны, нигде не умрем — ведь и смерти нет, раз нет духовного существа”. А вот это уже точно не Чехов.
_____Мне нравятся спектакли Погребничко. Убежден, что Чехов был бы в восторге от них. Но все-таки есть существенное “но”.
_____Театр ОКОЛО находится еще и около театра Т. Дорониной (МХАТа), где тоже идет “Вишневый сад”, и в нем артист В. Гатаев играет Лопахина. Чехов считал эту роль ключевой и был очень недоволен, что эта роль игралась не Станиславским. Гатаев потрясает в этой роли. Театру представления недоступны такие актерские достижения.
М. КОВРОВ
1.0x