Авторский блог Мария Мамиконян 03:00 21 апреля 1997

СТРАШНАЯ КОШКА НА ЗАВТРА

<br>
СТРАШНАЯ КОШКА НА ЗАВТРА (Россия и мир)
Author: М. Мамиконян
16 (177)
Date: 22–04–97
_____
_____9 апреля — Резко обострилась обстановка на палестинских территориях. Есть убитые.
_____11 апреля — Нетаньяху высказался против политической роли ЕС в ближневосточном мирном процессе.
_____15 апреля — Евросредиземноморская конференция на Мальте подвергла политику Израиля резкой критике.
_____— Украина обещала не поставлять турбины для российского контракта по строительству АЭС в Иране.
_____
_____Ближний Восток опять, как это бывало уже не раз, бурлит политическими противостояниями на грани военных. Обострение, запрограммированное самим фактом победы на выборах Б. Нетаньяху и назревавшее более полугода, “наконец” вспыхнуло. Строительство в Восточном Иерусалиме оказалось тем камнем преткновения (и отнюдь не случайным!), о который споткнулся ближневосточный процесс. Сейчас почти все поголовно и без устали ругают Нетаньяху, который неосмотрительностью своего курса вернул к “первобытному состоянию” арабо-израильские отношения. Не надо наивностей — чего нет в политическом поведении нынешнего израильского лидера — так это неосмотрительности. Нетаньяху абсолютно сознательно — в здравом уме и трезвой памяти — сделал единственное, что мог: разрушил фикцию, выстроенную его предшественником.
_____Подчеркнем — сделал единственное, что он, лидер партии, стоящей на позициях жестокой борьбы за выживание своего маленького государства в большом арабском регионе, мог сделать. Оставим в стороне (двум заинтересованным участникам) спор об исторических правах и допустимости создания еврейского государства. Констатируем только, что коль скоро таковое существует, оно, видимо, заинтересовано существовать и далее. Политический “горбачевизм” Переса и Рабина, имеющий поклонников в Израиле и особенно на Западе (и не случайно также увенчанный нобелевской премией Мира), встречает в Израиле и резкий отпор. Поскольку замечательно миролюбивая идея бесконфликтного существования двух миров, выдвинутая И. Рабином, на деле неизбежно (и быстро!) приводит к поглощению меньшего “мира” большим.
_____Эта истина очевидна большинству политиков, а также 50, 2 процентам израильтян, проголосовавших за Нетаньяху. Если бы было возможно бесконфликтное сосуществование, не было бы радикалов с обеих сторон, не было бы взрывов и убийства Рабина, и такого голосования тоже не было бы. Итак, истина очевидна, и возникает вопрос — отчего так дружен хор осуждения, отчего вдруг прожженные, вполне циничные политики враз заговорили языком “абстрактных гуманистов”? А оттого, что после крушения “двуполярного мира” цена Израиля для Запада совсем не та, что прежде. Ставки (настоящие, крупные ставки!) делаются на арабский Восток, и отнюдь не только потому, что он богат нефтью. Европа лихорадочно выстраивает свой противовес Штатам — мы видим это по противоречиям внутри НАТО, по борьбе за сферы влияния на Балканах и Кавказе, по бесконечной и, казалось бы, мелочной конкуренции за “пай” в урегулировании ближневосточного конфликта.
_____Европейским лидером на ближневосточной арене является, безусловно, Франция и, естественно, не на стороне Израиля. США, разумеется, продолжают патронировать Израиль, но уже не столь самозабвенно. Вопрос же таков, что и малое изменение режима патронирования воспринимается крайне болезненно. Да, “клинтоновская Америка” опекает ближневосточного младшего брата, но Клинтон-97 — это не Клинтон-95, а уж мадам Олбрайт точно дает “почувствовать разницу”! И Клинтон, как все понимают, не вечен… Да, США заблокировали в ООН резолюцию с осуждением строительства в Восточном Иерусалиме, они подтвердили финансирование военных программ Израиля, но в Пентагоне говорят, что американская часть финансирования противоракетной лазерной системы “Наутилус” существенно сократится и составит несколько десятков миллионов долларов, а не 200 миллионов, на которые рассчитывали израильтяне.
_____Что же касается планов Нетаньяху переиграть весь ближневосточный процесс заново — так, будто не было мадридских договоренностей, сесть за стол переговоров и усадить США (как некогда в Кемп-Дэвиде) гарантом, то Клинтон от этой почетной роли только что определенно отказался.
_____Нетаньяху не намерен “поступаться принципами”. “Безопасность не предмет торга”, — по-прежнему его лозунг. Но вся логика ситуации, сложившейся вокруг (и внутри) Израиля, побуждает его к созданию коалиционного правительства. И он уже заявлял, что готов к этому. Но любой сдвиг в эту сторону вписывает Израиль в арабский процесс по европейской модели. Израиль становится “младшим братом Европы”. Но чего хочет Европа? Чтобы он не мешал ей договариваться с исламским миром. Чего еще? Чтобы задействовал еврейское лобби для снятия препятствий европейскому процессу. Чтобы не было американского доминирования в Европе.
_____Европа сначала выстроит самое себя, параллельно начиная дружить с арабским миром против Израиля (что мы уже наблюдаем). Потом окажется, что эта консолидированная Европа консолидирована не как-нибудь, а вокруг Германии (что более чем логично), и уже имеет свою коммуникационную переферию в исламском мире.
_____Израиль, который боялся СССР как лидера исламского мира, скоро получит Европу как лидера того же мира. Утешение, что либеральная Европа лучше коммунистического СССР — сомнительно, поскольку и вся-то Европа в целом особой любовью к еврейскому государству не пылала (в отличие от США), а ее будущий авангард Германия — и подавно. Так что, если евро-исламский альянс состоится — вряд ли это станет триумфом Израиля.
_____Что нужно Европе, чтобы “процесс пошел” на Ближнем Востоке эффективнее? Проевропейского лидера во главе Израиля. Такой человек есть — это Перес. И последние события удивительным образом играют ему на руку — Нетаньяху заподозрен в махинациях. А именно — в назначении на пост юридического советника правительства адвоката Бар-Она, примечательного лишь тем, что брался закрыть дело по обвинению в коррупции Арие Дери, лидера религиозной партии “ШАС”. Голоса этой партии были якобы обещаны премьеру при проведении через Кнессет вопроса о выводе израильских войск из Хеврона.
_____Бар-Он, пробыв на видном посту всего сутки, подал в отставку, так как пресса дружно обвинила его в некомпетентности. Теперь, как считают многие в Израиле, подавать в отставку пришел черед Нетаньяху — полиция после трехмесячного расследования передала дело о злоупотреблении служебным положением генеральному прокурору. Каковы бы ни были юридические последствия, крупный политический скандал уже состоялся. Шимон Перес назвал его “политическим землетрясением” и заявил, что не склонен входить в коалицию с “Ликуд”.
_____Скорее всего, никаких досрочных выборов не будет, хотя репутации Нетаньяху нанесен серьезный урон. Но урон этот будет сокрушителен, если подтвердятся слухи о связи все того же А. Дери с бизнесменом Наумом Минбаром, который якобы участвовал в сделке по продаже Китаем Ирану отравляющих веществ для химоружия. Скорее всего — это только слухи, но сам факт появления такого слуха свидетельствует о серьезности “евронамерений”.
_____Это “знаковая” тема. Что может быть в Израиле страшнее связей с Ираном? Прежде всего, для самого Нетаньяху? Вооружающийся сосед — действительно единственная угроза (поскольку все прочие арабские страны не способны успешно воевать с ненавистным Израилем). Но, кроме того, израильское общество, и премьер в том числе, заворожены этой угрозой, находятся от нее в своеобразной психологической зависимости. Что называется — “страшнее кошки зверя нет! ”. А ведь рядом стремительно исламизируется Турция. И именно Турции Штатами отдана роль региональной державы, смыкающей две исламские “полудуги”. Разомкнуть эту единую дугу от Филиппин до Гибралтара в принципе мог бы шиитский Иран. Чему в принципе могла бы способствовать Россия, поскольку это в высшей степени и прежде всего — в ее интересах. Фактически, у Израиля сейчас на евроазиатском континенте есть только один потенциальный стратегический союзник — Россия. В силу наличия одного и того же врага — радикального Ислама. Но визит Б. Нетаньяху в Москву прошел на редкость бездарно. В силу вышеобозначенной зацикленности — на теме Ирана. Высказав свои всем известные опасения и услышав в ответ, что Россия откажется от сделок с Ираном, только если ей компенсируют потери, гость отбыл ни с чем. Возможно, российские политики и впрямь определяют внешнеполитические приоритеты в денежном эквиваленте, возможно, — шутили. Возможно, всерьез намерены рука об руку с Европой строить единый исламский мир в пику Израилю и США, но и со скверными для себя последствиями. Но, право, жаль, если единственный шанс расколоть этот, на глазах радикализирующийся ислам, будет упущен обеими странами, а завтра окажется, что самая страшная “кошка” совсем не та, на которую думали.

_____
М. МАМИКОНЯН
1.0x