Авторский блог Сергей Щербаков 03:00 14 апреля 1997

НЕТЛЕННЫЙ ДЕНЬ

<br>
НЕТЛЕННЫЙ ДЕНЬ
Author: Сергей Щербаков
15 (176)
Date: 15–04–97
_____
_____Алексей Нилыч, на ходу беседуя с двумя казаками, направлялся к машине. Увидав меня, подошел, поцеловал: “К сожалению, не имею ни минуты свободной. Если хотите, поехали со мной на Крестный ход”. Я остановился в замешательстве. С одной стороны, от такого богоугодного дела не отказываются, но, с другой стороны, в кармане-то у меня всего три тысячи…
_____Алексей Нилыч уже укладывал в багажник литературу, иконы, и я поспешил помочь ему.
_____По дороге он рассказал, что мы едем освобождать храм. Сейчас в нем располагается техникум, сдавший к тому же первый этаж какой-то индийской фирме, а приход ютится в малом приделе.
_____Завершив молебен, вышли в коридор: и тут вокруг нас засуетились, запрыгали какие-то люди. Во время-то службы только сам главный бес посмел подать голос.
_____Шустрый молодой человек, явно торгашеского вида, самоуверенно бросил на ходу: “Не будет здесь храма”. Откуда-то возник чернявый, сам похожий на индуса, переводчик: “Вы не имеете права: у нас договор об аренде с техникумом, мы уже заканчиваем ремонт (он был, считай, закончен: типичный американизированный офис; оставалось только ручки на двери прибить да мебель занести) ”. Алексей Нилыч опустил видеокамеру и спокойно произнес: “Распоряжением президента храм передан патриархии”. Потом мы смотрели наряды на ремонт, договор, другие бумаги, разговаривали со строителями и заверили, что к завтрашнему обеду, после окончания службы, мы со всеми расплатимся. В это время русские парни уже крушили стены офиса.
_____У стола вахтера дожидалась группа руководителей техникума:
_____— Это захват! Мы милицию вызовем!
_____— Есть распоряжение президента о передаче храма…
_____— Но у нас договор с батюшкой, что он занимает свой придел, а остальные помещения остаются за техникумом. Покажите нам распоряжение правительства Москвы…
_____Алексей Нилыч своим обычным тоном, тихо:
_____— У вас есть два выхода: либо не мешайте нам, либо мы завтра приведем две сотни человек и вынесем все ваше имущество со всех трех этажей на глазах приглашенной нами прессы, телевидения. Не мешайте.
_____Директор техникума замер с открытым ртом, а Алексей Нилыч прошел дальше, взглянув на меня, мол, объясните господину.
_____— Вы против Православной церкви?
_____Директор снова смешался:
_____— Да нет, я не против, хотя сам неверующий. Но как же нам прикажете теперь быть? Индусы-то нам заплатили, с ними мы все проблемы могли решить…
_____Один из наших резко оборвал его:
_____— Да вы русский человек или нет? Страна погибает от безверия, а он тут о деньгах рассусоливает, о себе беспокоится! Будете под ногами у нас путаться, так мы сейчас весь ваш техникум вынесем.
_____Я положил руку на плечо разгорячившегося товарища:
_____— Успокойтесь, видите, человек неверующий, не понимает. Боится, что мы и его выгоним. А мы его не будем выгонять. В техникуме все наши ребятишки русские учатся. Зачем мы их-то обижать будем, они и так обиженные. Пусть правительство Москвы сначала найдет для них помещение.
_____Директор, совсем сбитый с толку такими речами, перешел на доверительный тон:
_____— Я одно понять не могу, зачем вам весь храм, когда и в вашем-то маленьком приделе народу всегда мало бывает?
_____Пожилой человек, проходивший рядом с доской в руках, остановился:
_____— Народу, говорите, мало. А видели, сколько на Пасху возле церквей людей стоит на улице?! Потом, у вас, к примеру, огород пять соток, и вам вроде бы их хватает, но дай вам еще пять — и вы ведь все равно найдете силы и на них зерна посеять. Так ведь? Потому и мы до тех пор будем храмы освобождать, пока в них вся Россия не поместится.
_____Директор неожиданно согласно кивнул головой, но гнул свое:
_____— Вы вот — люди верующие, а сами храм захватили. А как там у вас в Библии сказано: надо все отдавать и щеку подставлять… Как же это у вас согласуется?
_____Неизвестный мудрец даже посмотрел на директора с жалостью:
_____— Да неужели же вам непонятно, что мы не захватили, а освободили. Понимаете: о с в о б о д и л и.
_____— Да какая разница? — неожиданно осмелел директор.
_____— Огромная. Мы не чужое отбираем, а возвращаем русскому народу то, что наши православные предки потом и кровью создавали. Вам, конечно, трудно понять, но пока в храме не молятся Богу, этот храм плененный.
_____К разговору в таком измерении директор, видимо, не привык и, уже совсем потерянно произнес:
_____— Вы меня тоже поймите. Я — лицо административное. Потому я вынужден буду обратиться к властям.
_____— Россия на краю гибели. Это вы понимаете? В такое время мы спасемся только тогда, когда каждый русский человек, или хотя бы многие из нас, самые сознательные, начнут поступать не только как усердные исполнители, но как граждане Отечества. Для этого никаких бумажек не нужно. Вот лично вы хотя бы не мешайте сейчас нам, и это будет ваш поступок на благо Отечества. Ведь потому у нас все разваливается, что мы не с того начали. Начинать нужно было с фундамента, а фундамент нации — это дух, вера ее. Мы сегодня не просто храм освободили, но взялись фундамент для освобождения нации закладывать.
_____Растерянный, так, видимо, ничего и не понявший директор молча ушел в кабинет.
_____Строители, поначалу уверенно заявившие, что здесь работы на все два дня, видя, с каким воодушевлением мы расчищаем храм, вскоре тоже засучили рукава. Через четыре часа все стены были разрушены, весь щебень вынесен и аккуратно сложен во дворе, иконостас сооружен, алтарная часть отделена перегородкой, над входной дверью под золотым крестом засияла вместо черной вывески икона Георгия Победоносца. В пять часов храм был готов к богослужению.
_____Шустрый молодой человек, утверждавший несколько часов назад, что “храма здесь не будет”, заискивающе подбежал к Алексею Нилычу:
_____— Я понимаю, здесь все бесповоротно, а у меня товар в подвале хранится. Дайте время найти новое помещение, а то я просто ума не приложу, как мне теперь быть.
_____Алексей Нилыч великодушно разрешил:
_____— Даем три дня.
_____Следом подошел мрачный переводчик:
_____— Фирма просит до завтра оставить ей хотя бы одну комнату для вещей.
_____Алексей Нилыч и на этот раз смилостивился. А один веселый парень тут же добавил переводчику:
_____— Братишка, передай ты индусам, чтобы они впредь не снимали под офис храмы: все равно мы теперь все их освободим…
_____В комнате у отца Димитрия отдыхали несколько счастливых освободителей. Батюшка сиял от радости и благодарил всех. Один из нас молвил: “Что вы, отец Димитрий. Это вам нижайшее спасибо. Дед учил меня: убери камень с дороги — пятьдесят грехов с тебя снимется. А мы сегодня, можно сказать, храм освободили (кто-то тут же поправил: “Не “можно сказать”, а освободили”)… вот я и говорю, сколько же с нас-то грехов снялось?! ”
_____Здесь же сидел новый человек. Во время освобождения я его не видел. Лицо чистое-чистое, будто только что из бани, глаза ясные-ясные, даже словно немножко хмельные (это бывает у постников). Волосы не седые, а белые-пребелые, и мягкие. Вот такие шагали когда-то по Руси Великой на Соловки или в Киев Святой Господу помолиться за весь русский народ.
_____Белоголовый, видимо, продолжая разговор с Алексеем Нилычем, сказал:
_____— Вы знаете, вот интересно. Ветхий Завет евреи хорошо понимают, а Евангелие для них закрыто. Вот чудо-то Божье.
_____Тут пожилой мудрец вставил словечко:
_____— Мне думается, в отличие от всех других книг, Евангелие может постичь только тот, кто идет путем Христовым. Аз есмь путь. А евреи не идут.
_____Наш собеседник теперь даже будто обрадовался:
_____— Точно. Но сколько же опасностей, даже идущим Его Путем. Я вот взял на магнитофон записал Евангелие от Матфея, и как только из дома выхожу, так сразу наушники надевают. Люди, поди, думают, вот старый дурак музыку слушает.
_____Увидав Алексея Нилыча, спросили: нельзя ли нам уйти по своим делам, но он попросил еще побыть, мол, мало ли что индусам в голову взбредет, да и руководители техникума так просто не смирятся с потерей такого источника дохода. Я подумал, что ничего они теперь с нами не сделают, и храм вновь пленить не посмеют, но промолчал. А когда часа через два Алексей Нилыч снова не отпустил нас, тогда белоголовый вспомнил, как Амвросий вот так же целых два дня продержал в Оптиной Пустыни одного торопившегося, а потом оказалось, что в те дни его под мостом дожидались с топором — хотели убить.
_____— Не знаю, дожидается ли кто нас с топором, но я чувствую, чем дольше мы возле храма пробудем, тем для нас безопаснее, а если и убьют — не страшно, тогда мы с вами прямиком от врат храма попадем ко вратам рая, и они откроются.
1.0x