Авторский блог Юрий Путрин 03:00 8 апреля 1997

ИСПЫТАНИЕ КРЫМОМ

<br>
ИСПЫТАНИЕ КРЫМОМ
Author: Юрий ПУТРИН
14 (175)
Date: 8–04–97
_____
_____Стою у старого парапета с чашкой кофе в руках, а под ногами плещется, рвется в бой вечный мытарь – неутомимый прибой Понта Эвксинского.
_____Море. Оно, как гигантское сонное животное, ворочается в чудовищном лотке – переживает очередное утро ранней крымской весны. Чешуйчатое, сверкающее в солнечных лучах, это море уткнулось в гористый, отчасти заросший, отчасти застроенный старыми татарскими домиками, берег. Я, привыкший переходить потоки московской весенней слякоти (подсоленной Лужковым на морской манер), невольно повторяю избитый тезис: субтропический Крым создан как будто для жизни сладкой и беззаботной.
_____Советское государство – суперцентрализованная машина – применило в деле освоения Сибири т. н. вахтовый метод. Государство превратило Крым в важнейшую зону физической реабилитации для тех, кто подорвал здоровье, работая в “марсианских” условиях Восточной Сибири. Каждый год тысячи рабочих и инженеров отдыхали в крымских санаториях и курортах, чтобы через некоторое время снова кинуться торить штольни коммуникаций в дикие районы сибирского морозильника…
_____Мистика и символика Крыма для отечественной культуры шла рядом, но никогда не сливалась с символикой Кавказа – достаточно сравнить между собой пушкинские “Бахчисарайский фонтан” и “Кавказский пленник”. Если Кавказ был и остается испытанием для русских как этноса, то Крым остается испытанием для России как государства. В Крыму умирала “белая” Россия как воплощенная в государственные формы идея. А в 1945-м здесь же, в Ялте формировалась Сталиным и союзниками структура послевоенного мира.
_____Греки и готы, скифы и киммерийцы, фряги и ордынцы, хазары и славяне – кто только не селился на этой земле, кто не хотел считать ее своей! В южнорусских наших землях бытует странное выражение: “прошел и Крым, и Рым”, – это о человеке, повидавшем виды, что называется, тертом. Причем испытания в этом случае подразумеваются не героические, как в присказке про “огонь, воду и медные трубы”, а самые что ни на есть будничные и обыденные. Само совмещение Крыма с Римом – вот загадка языка.
_____Здесь, видимо, не просто звуковое подобие. Для русских путь к Константинополю — Новому Риму, путь “из варяг в греки” пролегал через Крым – землю, издавна близкую нашим предкам. Имеющий славянские корни Ахилл, герой “Илиады” был облачен в неуязвимые для бронзового оружия стальные доспехи, откованные мастерами Корчева-Керчи – города кузнецов XIII века до нашей эры. Из Крыма пришла на Русь славянская азбука, в крымском Херсонесе принимал православную веру Владимир Красно Солнышко. Тьмутаракань и Лукоморье (вместе с великолепными крымскими дубами) навечно поселились в сказках нашего детства. Сюда, в Крым, на помощь “цивилизованной Османской империи” против “реакционной России” явились в середине прошлого века войска англо-французско-сардинской коалиции. А чуть позже, с семидесятых годов, на крымском побережье стали расти дворцы августейших особ и придворной знати… Ожидаемая победа Антанты в Первой мировой войне гарантировала России контроль за Босфором и Дарданеллами. Но – грянула революция, и вместо Константинополя бывшим государевым слугам, освободивших себя от присяги на верность России, досталось голое Галлиполийское поле. Точно так же и Горбачеву, строившему для себя на крымском берегу роскошный бункер и мечтавшему войти хозяином в “общеевропейский дом”, достались ГКЧП, развал СССР и всеобщее презрение.
_____Нынче Крым – территория независимой Украины, что ассоциируется с гнусными сварами между суверенной Украиной и не менее суверенной Россией из-за Черноморского флота и Севастополя. Ярящаяся от своей “незалежности” Украина установила на границе драконовские таможни (процедура проверки и осмотра в аэропорту длилась около часа) и пытается даже купировать телевизионные передачи из Москвы. А «крутые» крымчане надеются по-прежнему жить курортным туризмом, виноделием, морской торговлей и обслуживанием флота (чей он будет – уже не так важно, хоть НАТОвский), как это было последние сорок лет. Случившийся после развала Союза резкий спад количества отдыхающих сильно ударил по экономике полуострова. Вместо прежних 8–10 миллионов туристов сегодня за сезон Крым посещают два или три миллиона… Простой ялтинский водитель такси и чиновник министерства туризма Крыма, сходятся на том, что переживающая кризис Украина вряд ли способна пестовать и поднимать крымский курортный бизнес. Налицо так же резкое сужение социальной базы туризма. Многие и многие бывшие советские граждане не могут себе позволить путевки в санатории и дома отдыха. Но до сих пор 90% отдыхающих – граждане Российской Федерации, а среди них – половина москвичей. Привычка, ностальгия по прошлому, близкая языковая и культурная среда при относительно дешевых продуктах и услугах (примерно на 20 процентов ниже чем в Москве), – все это, несомненно, влияет на выбор москвичей, справедливо предпочитающих Крым и считающих что “не нужен им берег турецкий… ”. Кстати, одна из фирм, занятых отправкой российских туристов на курорты Турции, осуществила прошлым летом своего рода спецоперацию — на Курском вокзале в Москве рядом с билетными кассами был выставлен провокационный стенд — “Осторожно! В Крыму холера! ”
_____Политическая ситуация в Крыму кажется замерла в точки упадка и стагнации. Бесконечные, изнурительные дрязги в Верховном совете Крыма окончательно подрывают принципы крымской автономии. Те же силы, которые летом 1991 года десантировали в Чечено-Ингушетию генерал-майора запаса Дудаева, высадили в Симферополь команду московской творческой интеллигенции во главе с Евгением Сабуровым, которая заняла практически все властные посты в правительстве Республики Крым. Игра на национальной гордости чеченцев не сильно отличалась от игры на искренних московских симпатиях крымчан и была столь же беспроигрышной. Не случайно весной-летом 1995 года газета “Коммерсантъ” под аккомпанемент чеченских боев разразилась серией маловразумительных, претендующих на недоказуемую сенсацию, статей о “крымских зорях чеченского конфликта”: “демократы” заметали следы собственных гарантий теневым хозяевам Крыма. Те, разумеется, были оскорблены и начали подыскивать себе “крышу” понадежнее. Выбор, надо признаться, был невелик: или Турция (патронирующая крымских татар), или Украина. История с назначением и отставкой родственника президента Украины Кучмы А. Франчука главой исполнительной власти Крыма – яркая иллюстрация того, что вся нынешняя крымская политика – достаточно мелкотравчатое изделие, распутать которое, впрочем, мудрено нашим властным покорителям Чечни. Между тем уже московский мэр мечет громы и молнии: “Севастополь – русский город, город русской славы”! Да! А весь Крым – не русский? А разве не русские города – Одесса, Донецк и Харьков? А сам Киев –”мать русских городов” или нет? Вы, любители лечить перхоть с помощью гильотины – снявши в Беловежье голову, что теперь плачете по волосам?
_____Нет, Крым не заграница… Однако теплое отношение к гостям местного населения, установка московского времени на всех часах полуострова, не приближают к России русский Крым.
_____Пока Россия, русские, не совершат свой собственный, внутренний и кажущийся даже бессмысленным подвиг: не откажутся от миража “рыночного рая” и от тех, кто заталкивает в него “костлявой рукой голода” и “железной рукой насилия”, – до тех пор нам предложить Украине и Крыму нечего, так же как нечего с ними делить. Чем Ельцин и Лужков лучше для жителя Днепропетровска, чем Кучма и Мороз? Чем сегодня жители Российской Федерации отличаются от жителей Крыма и Слобожанщины? Теми же невыплатами зарплаты по полгода? Или “рыночными реформами”? Или тем, что сибирской нефти и ямальского газа украинцам не досталось? Кого назначить им в лидеры: механического апельсина Немцова или ржавого Чубайса с его ВЧК? Иль Лебедя в Вольтеры дать?
_____Среди зелени и скал — серые недостроенные отели. Они, угнездившиеся над морем, напоминают брошенные на берег черепа огромных коней. По ночам соленые морские туманы заходят в их пустые глазницы и разъедают оплетенную арматурой твердую структуру литого бетона. Эти памятники архитектуры начала девяностых оставляют впечатление трагической неопределенности…
_____Да, ось русского экономического и культурного влияния на Украину: Харьков–Донбасс–Крым–Приднестровье может выстроиться почти сама собой. Но для этого должна существовать у нашей страны соответственная экономическая и культурная политика, а не имитация оной перед тем или иным барьером действия. Тогда пусть украинские власти сколько хотят требуют “вiдрубностi вiд москалiв”, – в полном соответствии с теориями своих кумиров, либеральных петербургских интеллигентов рубежа веков. Вопрос о Крыме – это не вопрос отношений между Украиной и Россией, это вопрос о внутренней сущности нынешней России. И дай нам Бог выдержать очередное испытание Крымом.
Юрий ПУТРИН
1.0x