Авторский блог М. Мамиконян 03:00 8 апреля 1997

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

<br>
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ (Россия)
Author: М. Мамиконян
14 (175)
Date: 8–04–97
_____
_____2–7 апреля — Критика идеи интеграции с Белоруссией и ненависть СМИ к президенту Лукашенко нарастают, а авторитет России в СНГ падает.
_____
_____Второго апреля произошло «подписание-неподписание» договора о Союзе. Президент Ельцин подвесил идею интеграции, не сказав «нет» и не сделав «да». Что дальше? Само по себе отодвигание срока окончательного решения, скорее, благо, поскольку скроенный наскоро и не во всем удачно документ нес в себе определенный заряд назапланированного разрушительства. Но, учитывая силы и страсть, брошенные через СМИ на изничтожение данного начинания в зародыше, можно предполагать, что за полтора месяца идею интеграции добьют окончательно. Во всяком случае, стараться «электронные СМИ» будут. Ведь затронуты не только их интересы, но и мировоззренческие основания. (Не побоимся этого слова в применении к представителям «второй древнейшей»).
_____Страх и отвращение — вот неподдельные чувства, захлестнувшие телекомментаторов и ту «референтную группу», которая призвана формировать общественное мнение в оставшийся срок. Страх — что может быть сорван их «западный проект». Страх этот смел остатки приличий и заставил людей в модных пиджаках и красивых галстуках отпускать в адрес президента соседней страны эпитеты, лежащие далеко за рамками принятых. И самые яркие, самые с отвращением произносимые — те, что касаются его, лукашенковского, «колхозно-совхозного» происхождения. Об этом говорится как о ГРЕХЕ, как о «каиновой печати». «Деревня! » — вот ключевое слово, то и дело вылезающее из взбаламученного подсознания наших культуртрегеров. Такое «обвинение» возможно только в устах очень недавно «образовавшихся» и малокультурных горожан. А снятие запретов сознания говорит о действительной глубине неприятия данной политической фигуры, несводимого к обычной ангажированности.
_____Так что, повторяем, идея интеграции с Белоруссией как бы обречена. Но для того, чтобы это «как бы» обрело плоть, надо куда больше того, что мнится нашим «телезвездам» в их самонадеянности. Уверенность в чрезвычайном влиянии разоблачительных репортажей на умы современников, в том числе — главного политического современника — Б.Н. Ельцина, явно сродни головокружению от успехов. И утверждение, что, дескать, именно критика СМИ заставила президента в последний момент одуматься, — не более чем обольщение.
_____У президента побудительные причины к тем или иным политическим поступкам лежат отнюдь не в плоскости телеморализаторства. Он недавно болел, и долго. Он, поправившись, обнаружил целых два (!) политических альянса, угрожающих его власти. Один — явный, фактически уже состоявшийся: между КПРФ и Черномырдиным. Другой — перспективный: между Лебедем и Лужковым, о нем ничто не свидетельствовало впрямую, но все намекало. Что мы увидели дальше, что разворачивалось на наших глазах последний месяц? Борьба с продвигающимся НАТО? Нет! Были, правда, выстроены потемкинские деревни «международной политики», шумовые и дымовые эффекты позволили соблюсти какую-то мину при насквозь проигранной игре, но основные-то силы брошены на другие фронты — на удержание пошатнувшейся власти. И здесь проявлены незаурядные способности.
_____Под крики о необходимости двигать реформы в правительстве произвели такие перемены, которые заведомо все заклинивают: в частности, ввели в это правительство Чубайса. Знаменитый реформатор, возможно, и думал от души пореформировать оставшееся хозяйство, но ведь дело не в том, что думал Анатолий Борисович, а в том, что делал Борис Николаевич. А Борис Николаевич делал одно — что только он и умеет делать — разделял, дабы властвовать. На данном конкретном участке политического пространства он, объединив Черномырдина и Чубайса, разъял политическую смычку Черномырдина и Зюганова. Ведь всем ясно, что как ни гибка наша «системная оппозиция», но у гибкости есть предел по имени «Чубайс». Так точным перемещением рыжего ферзя была решена первая неотложная задача.
_____Вторая неотложная (Лужков как возможный компаньон Лебедя) имела решение чуть вычурное, так сказать, с архитектурными излишествами. Открылась эпоха гонений на московского мэра: всякие дорожные фонды, которые то отбирали, то отдавали, сомнительные пивные долгострои на миллионы долларов и, главное, несомненно раздражающие московскую общественность, вырастающие, как грибы под золотым дождем, творения любимого мэрского скульптора. Все шло к печальной развязке… И вдруг — в одночасье переменилось. Оставим доверчивым москвичам версию о внезапном натиске грузиноориентированной общественности, так же, как и о силе заступничества отдельных представителей столичной богемы (скажем, А. Вознесенского или О. Табакова). Чтобы данные представители возвысили свой голос против поношений, надобно нечто большее, чем те или иные художественные пристрастия.
_____Нужно неизмеримо большее! Нужна отмашка! И эта невидимая миру отмашка была дана. Как все сразу преобразилось, похорошело в Москве! Юрий Михайлович вместе с Патриархом поспешили во Храм, а там уже встречает Зураб Церетели, которому ДОВЕРЕНО работать иконостас! И часовню Св. Александра Невского, что на Манеже, — тоже доверено! Главным архитектором Москвы А. Кузьминым (да, да, тем самым, что совсем недавно был так суров) назначено, чтоб именно З. Церетели отвечал за «дизайнерское оформление» (это «дизайнерское оформление» применительно к часовне хоть и дорогого стоит — все же лингвистическая мелочь на фоне большой политики). А большая политика пошла вскачь: на юбилейной выставке подарков в Малом Манеже экспонируется одеколон «Мэр», созданный признательными парфюмерами. У входа этой выставки вас встречает восковая фигура-двойник мэра работы театра «Тетрис», обликом удивительно напоминающая Дуче. Венчает все это новомосковское благолепие отказ Марата Гельмана, галерейщика и ярого борца за старый облик города, продолжать свой крестовый поход.
_____Таким образом, мы по косвенным, но очень ярким признакам можем констатировать, что операция по обезвреживанию московского конкурента успешно завершена в те же сроки, что и обрушение думско-белодомовской политической «времянки» Зюганов-Черномырдин.
_____Но президенту этого мало. Будучи никаким стратегом, он отлично владеет тактикой ведения политических боев. Врага надо добить в логове (в логовах). И мы видим, как идет атака. Думу Ельцин сначала «задирает» обвинением в желании тратить бешеные деньги на парламентский центр (хотя общеизвестно, что идея строительства, во всяком случае, была им одобрена). Потом больше — Ельцин инициирует (уже по которому разу! И, как всегда, кстати) обсуждение темы Мавзолея. Засунув эту испытанную «рогатину» в берлогу, ждет неизбежной реакции. Получает в виде требования смены госсимволики. Для пущей остроты некая «организация» взрывает памятник царю. Телевидение с наслаждением крутит кадры 93-го года. И, надо сказать, есть что сравнивать! Телевидение же, что ни день, распинается о монархии. (С чего бы это «собаки низко летают»? Неужели к дождю?!) Новый виток стравливания — вопрос об интеграции. Полтора месяца демСМИ будут выть о белорусском тиране и получать в ответ той же мерой.
_____Е. Киселев уже договорился до того, что подавление демонстраций в Минске «перешло все пределы возможной жестокости!.. ” У него что, амнезия? Кому он это говорит?! Тем, кто пережил московские показательные расстрелы? Некоторые — не только по телевизору! Зрелища разгонов всегда отвратительны, избиения всегда недопустимы. Но цинизм телепатетики в устах тех, кто (на нашей памяти!) смаковал подробности куда худших расправ, отвратительнее стократ и приводит к обратному эффекту — вызывает хохот и озлобление. Так что общество будет неизбежно реагировать, а президент России пухнуть на дрожжах взаимной гражданской ненависти. Чтобы быть НАД СХВАТКОЙ, необходима схватка, чем выше ее накал, тем выше значение арбитра. Ведь в политике этого типа результатом является не благо страны, а устойчивость властителя. Наращивая неопределенности, придушивая »ближних бояр«, можно весьма эффективно восстанавливать пошатнувшуюся власть (проигрывая при этом страну).
_____Что касается главного »боярина« — премьер-министра, по нему нанесен сильнейший удар. И еще неизвестно, чем кончится: подержат в зубах и отпустят, как Лужкова, или напрочь откусят голову. Перепечатка из »Монд« о суперсостоянии Черномырдина и дальнейший разворот событий (публикация в »Известиях« первоисточника скандала — стенограммы обсуждения Конгрессом США коррупции в высшем российском руководстве) предвещают с большой вероятностью премьерскую отставку. Хотя… опыт указывает на необычайную живучесть этого политического персонажа. Опять же — не зря сказано, что »нынешнее правительство — последнее правительство Ельцина«, да и »вес« Черномырдина таков, что вполне может потянуть за собой Хозяина. А значит, скорее всего, и эти беды преходящи.
_____Если же они непреходящи для Черномырдина, то и тут нет фатума, и тезис о »последнем правительстве« — тоже можно опровергнуть. Ведь в ельцинском загашнике есть еще, как мы видим, »белорусский вариант«, »монархический вариант«, а возможно, и »правительство в погонах«. Ну, совсем как в анекдоте, где курицы сдохли раньше, чем истощились варианты высыпания им зерна!
_____Так что нам всем следует пожелать друг другу хотя бы живучести, не меньшей, чем у нынешней власти, дабы дотянуть до времен, когда »политика« перестанет быть стыдливым синонимом слова »интрига«, а политический анализ станет чем-нибудь, кроме грустной необходимости разбирать эти гнусные интриги.

М. МАМИКОНЯН
1.0x