Авторский блог Александр Прокудин 03:00 1 апреля 1997

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕРЖАЛИ ШАГ

<br>
0
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕРЖАЛИ ШАГ
Author: Александр Прокудин
13 (174)
Date: 1–04–97
_____
_____Эпицентром протеста учителей Иркутской области стало Усолье-Сибирское, где было принято решение перекрыть транссибирскую железную дорогу. Город в долгах. Всю зиму сидели без тепла: дома в пальто. Зарплаты бюджетникам нет. Терпеть уже не было мочи… Напуганные власти “пошли в толпу” с посулами и угрозами. Мол, все равно ничего не добьетесь, а область накажут колоссальными штрафами, уж лучше перекройте автомобильный тракт. А там доверчивых учителей уже ждал ОМОН…
_____Но была и неукротимая Талица!
_____Талица — старинный русский городок под Екатеринбургом. Много деревянных домов, тихие уютные улицы. Здесь всегда жил гордый, свободолюбивый народ. Когда был разрушен Союз, весь Урал следил за тем, как в Талицу перевозили из охваченного националистическим угаром Львова памятник Николаю Кузнецову. Теперь он стоит в сквере Героев, рядом с плитами в память других славных земляков. Есть в городе и знаменитая белая церковь Петра и Павла. Даже в Екатеринбурге было время без единого действующего храма. А в Талице церковь не закрывалась никогда, как и не умолкала молитва за землю Русскую.
_____В Талице, как и в Усолье, протест возглавили учителя. Знали о голодовке медиков в Нижнем Тагиле, но решили действовать иначе. Заняли городскую мэрию и двадцать дней, сменяя друг друга, “мозолили” власть своими требованиями, пока деньги не были выплачены. Это было почти год назад. Теперь положение стало еще хуже. И было принято решение: 27-го перекроем “пекинку” — так здесь называют транссибирскую автотрассу Москва—Тюмень—Пекин. Тоже были уговоры и обещания. А в екатеринбургских газетах и по телевидению пошла провокационная ложь: “Талица сняла политические требования. Учителя будут лишь стоять вдоль трассы с транспарантами… ” Нет, здесь готовились к объявленной акции! Сообщение о том, что в город поступили деньги для учителей, восприняли спокойно: сначала акция, потом деньги. Накануне в Талице побывали представители учителей двух других районов — Пышминского и Байкаловского. Для перекрытия магистрали было сообща выбрано время и место: 27-е, 10 утра, 205-й километр у поста ГАИ. Городское автохозяйство в знак солидарности выделило автобусы.
_____Утром, после короткого митинга в центре города, учителя Талицы на автобусах отправились к магистрали. Но там их уже ждали: выезд на шоссе был перегорожен вереницей подогнанных впритык тяжелых грузовиков. Один из водителей на вопрос, почему не пускают на трассу, в смущении пожимал плечами: “Еду с Уренгоя. Гаишники остановили и приказали стоять здесь, не пускать бунтовщиков”…
_____До места встречи оставалось 5 километров… И люди вышли из автобусов, молча миновали милицейский заслон, пешком пошли по шоссе. Можно ли было их остановить? Наверное, да. Правда, потребовалось бы перекрыть не только шоссе, но и все придорожное пространство…
_____Над их головами было хмурое небо. По асфальту потоком шла талая вода. Редкая защитная полоса не сдерживала пронизывающего ветра с полей. Потом они скажут, что шли с “бычьим упрямством”. По сути, стенка на стенку. Несколько сотен людей, растянувшись длинной вереницей по шоссе, демонстративно перестали жаться к обочине и пошли по середине проезжей части. Они вдруг поняли, что несравненно сильнее духом следующей где-то сзади милиции. А те были вынуждены почти сразу же перекрыть движение машин…
_____Талицкие учителя спешили. Молодые подхватывали пожилых за локти с двух сторон и вместе ускоряли шаг. Думали, что опаздывают только они. Но операция милиции была куда более широкой и продуманной, чем это показалось сначала. Автобусы из Байкаловска были остановлены милицией аж за 8 километров до своего выхода к трассе. Там люди тоже почти бежали по залитой водой дороге. Пробивались к месту и пышминцы, и учителя из поселка Пионер, и из села Бутки — “малой родины” президента Ельцина.
_____Они шли навстречу друг другу сосредоточенно и неудержимо.
_____На 205-м километре потоки людей встретились. Их оказалось более тысячи: учителя, сельчане и часть водителей остановленных машин. И они ликовали, потому что победили, познав великую силу солидарности.
_____Теперь им уже никто не мог помешать выполнить задуманное. Трасса была на два часа перекрыта. Милиция явно не мешала митингу, требовавшему отставки президента и правительства. Возможно, у них были свои счеты с властью. Неделю назад застрелился из табельного оружия прапорщик кировградской патрульно-постовой службы Шайнуров. Парень не вынес унижения безденежьем и голодом. Всем сотрудникам милиции тут же выдали в счет задержанных зарплат по 130 тысяч рублей.
_____В полдень митинг еще продолжался. Это был 205-й километр трассы Екатеринбург-Тюмень. Одна из горящих точек мятежной России.
_____… И был залитый весенним солнцем, бурлящий колоннами демонстрантов Новосибирск, был мятежный Академгородок.
_____В Академгородке шествие началось на Морском бульваре и, повернув к Дому культуры Академии, перешло в массовый митинг. Три урока преподал город ученых и студентов Сибири, отразив настрой интеллигенции российской глубинки.
_____Первый. Политические требования — “Долой президента и правительство” — уже тесны и недостаточны. Митинг проголосовал за дополнение: “Всех, кто привел страну к развалу, — под суд! ” Пусть трепещут те, кто надеется при смене власти на снисхождение: его не будет.
_____Урок второй. Впервые большой колонной шли студенты. Молодежь просыпается, вливает свою энергию протеста в общий поток, азартно кричит: “Долой! ”, пробует молодые ораторские голоса и политические мускулы.
_____И третий. В адрес лидеров оппозиции звучали упреки. Люди не согласны, что “лимит России на революцию исчерпан”. Ораторы утверждали, и митинг их бурно поддерживал, что ситуация в стране — предреволюционная. Верхи — антинародны, и терпеть их больше нельзя. Люди говорили: пробьет грозный час, и Родина вновь будет — наша!
_____
Александр ПРОКУДИН
_____
_____ЕКАТЕРИНБУРГ — НОВОСИБИРСК

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой