Author: Юрий Путрин
12 (173)Date: 25–03–97
_____
_____Случившаяся в Москве в галерее на Кузнецком Мосту выставка работ художественной молодежи производит впечатление в целом унылое. Во всем чувствуется некоторая растерянность и рассеянность. Рассыпанная, многоликая экспозиция вступает в невеселый диалог со зрителем.
_____Однако удивительное дело – самые живые и интересные работы были подписаны женскими именами.
_____Есть мнение, что доминирование женщин в искусстве ни к чему хорошему не приведет и что сей факт сам по себе есть признак всеобщего упадка. Однако, оставив подобные рассуждения высоким теоретикам, следует искренне поблагодарить участниц молодежной выставки Каракашеву, Волокитину, Полякову, Годину, Егорову и Соколову. Есть надежда, что перечисленные выше художницы не станут «отрезанными ломтями» русского искусства.
_____И хотя праздник 8-го марта давно позади и вроде бы уже необязательно расточать елей по поводу «женской живописи», сами обстоятельства толкают нас к этой теме.
_____Выставка работ Наталии Нестеровой занимает (и будет занимать до 6 апреля) два огромных зала на третьем этаже ЦДХ. Кстати говоря, здесь совсем недавно проходила и относительно тихо скончалась ярмарка «Арт-Москва» – неудачный эстетический пролог к провалившейся Мартовской либеральной революции в России образца 1997 года.
_____Горькие полотна Нестеровой всегда отличались некоторым отстраненным презрением к своим «героям», специально погруженным в абстрактное пространство и время, и представляются то в виде силуэтов, вырезанных из облачного неба (и наложенных на мрачный условно-городской фон), то в виде мозаики из игральных карт. Но даже те из них, что награждены человеческим лицом, щеголяют бесстыдной карикатурной маской. А поскольку «Количество глупцов бесконечно» (так называется одно из представленных полотен), – то нет нужды различать этих однообразно-тупых роботов. Пусть себе играют на свежем воздухе в волейбол, коротают время на пляжах или засыпают в шезлонгах за чтением И. Бродского… В любом из возможных ракурсов автор отвергает любой намек на возможное свое родство с этими персонажами.
_____Однако Нестерова своим искусством демонстрирует понимание того, что, например, «цепь из цветов прочнее цепи железной» («Разжавший руки»), заявляет о своей способности видеть нисходящие пространственно-временные метаморфозы жизни («Тарелка с фруктами»), что указывает на посвященность в некое высшее знание, позволяющее даже угадывать нынешнюю игру наших слепых, сменяющих друг друга правительств («Чехарда»). Рискну предположить, что здесь – не просто женская чуткость, а знание таинственных законов бытия: в картине «Часовая мастерская» местечковый демиург отмеряет времена и эпохи на глазах у посетителя сумрачной комнатки. Но, похоже, с этой картины, датированной памятным нам 93-м годом, творчество Наталии Нестеровой начинает обретать новое и для многих неожиданное качество, реализованное, наконец, тринадцатью полотнами «Тайной вечери»: по одному на каждого из апостолов и на самого Христа. Голуби, гранаты, виноград, рыбы, хлеб, античные колонны… Здесь у Нестеровой впервые задний план занимает пейзаж. Он еще условен, но уже неизбежен – необходим ей как воздух. Неужели внутреннее время Нестеровой двинулось вспять: от пожара девяносто третьего к эпохе европейского Возрождения, а там, возможно, и дальше – к доникейскому единству христиан восточных и западных? Но даже если это не так, если «Тайная вечеря» – всего лишь эпизод хаотического движения «души живой», все же нынешнее направление этого движения превращает искусство Наталии Нестеровой в незаурядное явление – яркое пятно на весьма тусклой и порядком затертой палитре современной художественной жизни.
_____
Юрий ПУТРИН