Авторский блог Майя Ганина 03:00 24 марта 1997

Jus visada givi (Юс висада гиви)

<br>
Jus visada givi (Юс висада гиви)
Author: Майя Ганина
12 (173)
Date: 25–03–97
_____
_____I. Благоухает сосна, разогретая солнцем, сухо и хвойно пахнет подстил. Он немного пружинит и покалывает пальцы, когда трогаешь его ладонью. Трава холодит ладонь. Это свежая трава, напившаяся влаги, поэтому она холодная, а иглы теплые. Трава еще мелкая, трудно разобрать, что во что вырастет. Крошечные, вырезанные по краям, как нож для хлеба, листья одуванчиков, круглые — подорожников, шершавый крохотный лист будущей медуницы…
_____Тонкий горьковатый запах идет от земли — так пахнет разогретое солнцем тело. Сосны водят вершинами, иглы выпрямляются под солнцем, наливаются соком. Соснам хорошо на этой земле.
_____Когда ходишь по здешнему песку, хочется улыбаться.
_____А покойники в этой земле превращаются в мумии. В подвале вильнюсского Доминиканского собора мне довелось лицезреть толпу черных, как бы обожженных светом Бомбы людей. Но все они умерли в разные сроки, лет триста назад, лежали в гробах, пока кто-то не использовал гробы на топливо. Потом кто-то другой собрал и расставил трупы в дальнем краю подземелья. Одежда истлела, плоть почернела и усохла — крепкая и чуть влажная наощупь. Ладони у мумий приподняты над грудью — указывают точный объем воды, испарившейся из клеток. Третий кто-то — самый находчивый — вложил в предполагаемые объятия точно такие же усохшие трупики детей, демонстрируя сие страшное и трогательное зрелище небесплатно. Раз увиденное — оно незабываемо. Тридцать пять лет прошло, помню до сих пор: черноплотная невероятная толпа, сжимающая в высохших объятиях маленькие тела.
_____Что, кроме желания заработать, двигало совершившим сие?..
_____Кощунственно забавлялся?
_____Тогда же, тридцать пять лет назад, впервые попав в Литву, я увидела “смуткяле” — деревянную резную фигурку Божьей матери на дорожном столбе, как принято было там, на развилке дорог. Скуластая и широколобая, как и большинство литовских женщин, она держала на коленях фигурку голого бородатого Христа. На груди у Божьей матери, как бы вынесенное за скобки, было приклеено деревянное, пронзенное кинжалом сердце.
_____И гениальный безвестный создатель этой скульптуры, и вышеупомянутый глумитель над трупами — дети одного народа. Каких до нашего времени дожило больше?..
2. На желтой песчаной земле — ряд за рядом — серые гранитные плиты с чугунными досками.
* * *
_____Полковник Назаров Н.К. Погиб в 19411945 г.На железной ленте, перевившей железный венок, слова: “Eus visada givi”… “Вы всегда живы”.
* * *
_____Лейтенант медицинской службы Гудова М.Г. Погибла в 19411945 г.Наверное, ее звали Мария.
* * *
Шесть неизвестных воинов. Погибли в 19411945 г.
* * *
Рядовые: Рядченко С. Н., Ачкосов Н. В., Луйков И. К., Иббинов Ф., Казатиков Г.А. Погибли в 19411945 г.
* * *
Рядовой Морозов И.Б. Погиб в 19411945 г.
* * *
Лейтенант Гаврилов А.И. Погиб в 19411945 г.
* * *
Рядовой Горчаков П.П. Погиб в 19411945 г.
* * *
_____Рядовые Словач А., Курницов Н. А., Колмогоров А. М., Кашевитин С., Зятьков К. Т., Багурников Г. К., Роблундов Г. В., Синдиков Ю.Н. Погибли в 19411945 г.Они не знали друг друга, никогда друг друга не видели — лежащие теперь в этих могилах солдаты. Каждый из них однажды пробежал по здешним холмам, оскальзываясь на хвойной подстилке, лицо его было изменено ненавистью, азартом боя или страхом.
* * *
_____Лейтенант Коротков. Погиб 16/VII1944г.Литва должна была отмечать пятидесятилетие своего освобождения от фашистской оккупации 18 июля 1994 г. Вот почему так точно известно, когда погиб безымянный Коротков.
* * *
_____Младший лейтенат Конуркин Алексей Матвеевич 19241944 г.Ему было двадцать лет.
* * *
_____Майор Таран И. Я. 19211944 г.Двадцать три…
* * *
_____Младший лейтенант Максимов А. М. 19231944 г.
Двадцать один…
* * *
_____Младший Лейтенант Ремизов Алексей Федорович 19241944 г.
Двадцать лет…
* * *
_____Старший лейтенант Кузьмин Сергей Сергеевич 19141944 г.
Тридцать лет…
* * *
_____Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант
_____Фефилов П. П. 191516/VII1944 г.
Двадцать девять…
* * *
_____Полковник Бузырин И. В. 19081944 г.
Тридцать шесть…
* * *
_____Рядовые Барниев П.П. Поварин Г.А. Ванаев Я.А. Шубин, Сиходеев В. Погибли в 19411945 г.
_____Я не знала никого из тех, кто тут похоронен.
_____3. Зато я знала Лешку. Он родился в 1924 году.
_____В год пятидесятилетия Победы ему бы исполнилось семьдесят.
_____Вместе с семьей и друзьями готовился бы, по средствам, отпраздновать юбилей. Жена, дочь, невестка, а может быть, внучка, к дате напекли бы деду и гостям сдобы. Зайдя случайно на кухню, Лешка увидел бы, как тянется за пирожком к блюду на столе младший внук. Сверкнул прорезавшимися недавно зубиками, выговорил: “Деда — хеба! ”
_____— “Хлеб, сыночка! ” — поправил бы его, поднимая на руки и целуя в сладкую щечку Лешка. Подумал, что кольцо жизни сомкнулось: он сам, с такой же белозубиковой улыбкой, некогда произнес вошедшей матери это Главное слово потом, спустя годы, сын — ему. И вот — внук…
_____Кольцо сомкнулось…
_____Не родился у Лешки ни сын, ни дочь, ни внуки: его убили под Москвой в декабре 1941 года. Ему было семнадцать лет.
_____Не случайно, что нет среди погибших и похороненных на прибалтийском кладбище, рожденных в 1924 году. Их призвали в начале декабря 1941 года семнадцатилетними, не научив воевать, даже не вооружив, бросили в кипящий совсем неподалеку от Москвы котел войны. Остались они, побывав в этом котле, как и обещано в русской сказке, навечно молодыми и красивыми. Не дошли те семнадцатилетние ни до Прибалтики, ни до Польши, ни до Болгарии. Не захоронены нигде доселе их кости, нет могил, нечего осквернять, нельзя проклясть, оболгать, поглумиться…
_____Много людишек все еще живет на Руси, не штучный это товар, не жалкий Власть имеющим. Таких же, молодых и красивых, снова брошенных необученными, невооруженными — семнадцати- восемнадцатилетних — видели мы недавно на телеэкранах в репортажах с очередного праздника приготовления “Именинного пирога из начинки людской”, который очередной Властьимущий для очередного своего Державного брата щедро испек.
_____“Именинный пирог из начинки людской брат готовит державному брату”… И еще: “Синее море, белый пароход, сяду, поеду на Дальний Восток. На Дальнем Востоке пушки гремят, русские солдатики убитые лежат… ” А после: “Пусть гаолян вам навевает сны… ”
_____Такие песенки распевала малышня, когда я, Лешка, друг его и ровесник Илья и многие прочие, кого уже давно нет, были маленькими…
_____Что ныне навевает сны русским солдатам, захороненным бульдозером вдали от родного дома в общей яме? Победные крики “Аллах акбар?.. ”
_____4. Осенью сорок первого года я поступила на первый курс автозаводского техникума при Московском автозаводе имени Сталина. До войны я успела закончить только шесть классов, а зимой сорок первого — сорок второго в Москве мало кто учился.
_____Сначала Лешка и его друг Илья, учившиеся на втором курсе, нравились мне одинаково, но потом я влюбилась в Лешку. Случилось это так.
_____Как-то я “отоваривала мясо и жиры” в магазине, к которому были прикреплены наши продуктовые карточки. Тогда острословы объясняли, что люди не падают с круглой земли, потому что их карточки прикреплены к магазинам. Очередь шла медленно. Продавцы выстригали и подсчитывали талоны, покупатели следили, чтобы стрелка весов приходилась точно на нужное деление: голодная весна научила беречь крохи.
_____Слушала, о чем судачат, покачиваясь вместе с монолитом стоящих, — тогда было принято стоять в очереди тесно сомкнутым рядом, — продвигаясь потихоньку к прилавку. К тому времени все мы — и старые, и малые — были натренированы терпеливо стоять в очередях.
_____Тут я почувствовала, что на меня кто-то смотрит, оглянулась. Это был Лешка. Он сразу же отвернулся, но потом взглядывал еще два раза. Я решила, что, наверное, нравлюсь ему, и влюбилась.
_____На переменках девчонки парами прогуливались по коридору, ребята толклись возле дверей аудиторий, либо торчали внутри. Если мне удавалось увидеть Лешку хотя бы на одной из перемен — это было, как вспышка, нежданный счастливый удар.
_____Однажды Лешка не пришел. Я угадала это, едва прошлась по коридору: обычно, если даже не слышался его голос в аудитории, все равно как-то зналось, что он здесь. Теперь я чувствовала, что его нет, даже отважилась заглянуть в их дверь — ни Лешки, ни Ильи не было.
_____Лешка не пришел и на следующий день, но Илья пришел. Мы с подругой ходили по коридору, я глядела на Илью, было мне пусто и покойно.
_____На третий день Лешка пришел. Я встретила его два раза: на первой и четвертой переменке.
_____Не думаю, что я выглядела хорошенькой: голодная худущая девчонка. Но я знала, что нравлюсь Лешке. Теперь он обязательно на переменках стоял у дверей, когда мы проходили мимо, встречался со мной глазами. Я иногда даже пробовала делать вид, что мне все равно, смотрела в сторону, но Лешка тогда просто уходил, и я бывала наказана.
_____В начале ноября нам объявили, что техникум отправляется разгружать баржи с капустой в Южном порту. Сейчас помню огромный склад, замусоренный капустным листом, запах подгнивших овощей, бурты картофеля и баржи с капустой на причалах.
_____Прежде всего мы до тошноты наелись капусты и длинных кочерыжек, остругивая их, как палки. Потом стали разгружать. Перекинули доску на берег, сделали цепочку — и кочаны пошли по рукам. Старшекурсники работали на других баржах, но я знала, что Лешка где-то недалеко, и была тем довольна.
_____Вдруг кто-то прыгнул с берега на нашу баржу — прямо перед собой я увидела Лешку. Он поднял кочан и кинул мне: “Держи! ”
_____Я поймала, передала дальше, даже не удивившись, что вижу Лешку, что это он сказал “держи” — первый раз обратившись ко мне. Я схватила и тот кочан, что передали по цепочке, после поймала Лешкин, потом опять тот, что передали, потом снова Лешкин.
_____Я улыбалась ему, он улыбался мне.
_____Господи, как же немного надо было нам тогда для счастья, как надолго хватило воспоминаний! Больше между нами ничего не было. Мы просто теперь улыбались друг-другу, встречаясь. Думаю, что у Лешки вообще уже больше ничего такого не было: через месяц их с Ильей призвали, а затем убили.
_____Ну а у меня, как у всех, кто остался жить, было много хорошего, плохого, несчастливого и счастливого. Но Лешку я помню.
_____5. В Литву я попала впервые в начале шестидесятых: пригласили, пообещав щедро показать свою маленькую страну литовские писатели, оказавшиеся со мной за одним столом в столовой подмосковного дома творчества. До этого все мои дороги пролегали в сторону противоположную: в Сибирь, в тайгу, на Дальний Восток. Уговорила приятельница, которую они тоже пригласили, объяснив, что такого прекрасного случая, возможно, уже не представится.
_____Не совру, сказав, что тогда все “наши”, попадая в Прибалтику, воспринимали эти три страны как заграницу. Иная архитектура, язык, изобилие иных товаров в магазинах. И холодок коренного населения, никогда не исчезавший, как никогда не исчезали с тех прилавков товары и продукты, как в семидесятых-восьмидесятых по всей России пропали.
_____Друзья наши приняли нас прекрасно, повозили по Литве, приложив всяческие усилия, чтобы мы увидели прекрасные места, куда туристов не возят, и другие прекрасные места, куда туристов возят. Тогда же я впервые побывала на том самом воинском кладбище, о котором поминала вначале, и на всю оставшуюся жизнь научилась произносить по-литовски: “Юс висада гиви — вы всегда живы”. Как, впрочем, и многое другое по-литовски: к языкам я внимательна и восприимчива.
_____Дружеская сердечность, не приправленная никакой романтикой, сохранялась между теми, кто нас так прекраснодушно принимал, и мною до последних лет. Пока, в связи с изменением политики в Москве и Вильнюсе, оба этих старых литовских писателя не были убиты другими, более молодыми писателями и представителями творческой интеллигенции. Ибо “сотрудничали с русским оккупационным режимом”.
_____Недавно русская женщина, по замужеству москвичка, а по рождению рижанка, рассказывала, как, приехав в Ригу навестить своих родителей, стала свидетелем интересного диалога, едучи с отцом, отставным подполковником Советской Армии, в рижском автобусе. Латышская дама громко, с расчетом, что будет услышано, рассуждала, что, конечно, все памятники советским воинам необходимо снести, ибо то была оккупационная армия. Подполковник в отставке тему подхватил, рассуждая также громко, что согласен: памятники надо снести, равно, как и понтонный мост через Даугаву, и другой мост, и заводы, и некую фабрику — все, что за пятьдесят лет тут настроили русские, дабы ими и не пахло!.. Дама смолкла.
_____Ну а мои литовские друзья уже не смогут в подобной ситуации произнести ни за, ни против, ибо их нет в живых. Убиты. Не ножом, не пулей, но словом. Тех, кто при “русском оккупационном режиме” (подобно, как и ныне процветающая московская творческая элита) жил прекрасно, однако, вовремя повернув нос по ветру, начал кричать, бия себя в грудь, что боролись, подвергались, были преследуемы, а то, что книги и пьесы выходили, награды давались, так это не потому что, а вопреки.
_____Не ножом, не пулей — Словом. “Убей гадину! ” — кричал московский “цвет интеллигенции”, взывая к тому, кто распорядился стрелять по Парламенту. Подобно, как две тысячи лет назад иудеи кричали Пилату: “Да будет распят! ”.. “Пилат, видя, что ничто не помогает, взял воды и умыл руки: невиновен я в сей крови… И отвечали они: кровь Его на нас и на детях наших… ”
_____И вот вновь содеянное как бы и забыто, прощено, утекло в небыть. Подобно, как никто не стыдится, не горюет, что у Лешки и миллионов сотоварищей по судьбе (так же, как у тысяч новых убиенных!) нет могил, нет креста над прахом, дабы проводить душу в горние выси. Оскверняются, разрушаются воинские кладбища, памятники руками бывших друзей, ныне “демократов”…
_____Господь им судья. Не так ли? “Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят… ” Как и те, распявшие?..
_____“О распенших Тя моливыйся любодушие, Господи, и рабам Твоим о вразех молитися повелевый, ненавидящих и обидящих нас прости, и от всякого лукавства к бротолюбному и добродетельному настави жительству… ” Так?
_____Вложи меч в ножны: неужели моему народу не пить чаши, кою по грехам дал ему Господь?..
_____Так?..
_____Во имя какой идеи, говоря выспренно, погиб, не успев пожить, Лешка?.. Вряд ли, конечно, в те мгновения, когда умирал, он успел подумать об этом. Но если бы успел, был спрошен Свыше?..
_____За то, чтобы ХЛЕБ по-прежнему назывался ХЛЕБОМ, ЗЕМЛЯ — ЗЕМЛЕЙ, НЕБО — НЕБОМ… За то, чтобы сказки, которые ему рассказывала бабушка, рассказывали на том же языке ныне живущим русским детям. За то, чтобы песни, которые слышал и пел он, продолжали звучать ныне и присно и во веки веков…
_____Так?
_____Но вот недавно с экрана TV господин, всю жизнь жирно евший и сладко пивший, многие лета себя настойчиво величающий “первым поэтом в этой стране”, произносит: “Между прочим, Пушкин ведь был не совсем русский поэт… ” Запомните, уважаемые слушатели: не совсем русский!
_____А какой, извольте узнать, господин малопочтенный?.. Сколько штук эритроцитов было в крови великого Пушкина от черного прадеда, а сколько от русских потомственных дворянских предков?.. До подобного подсчета даже недоброй памяти Адольф не договорился, а господин, многие лета, опять же “демократом” себя рекламирующий, кощунственно домыслился!..
_____Ну и что же дальше? Пускай эти “господа” продолжают брезгливо объяснять терпеливому народу, что народ сей ленив, пьян, вороват и ничтожен. И не было у него в роду ни великих писателей, ни великих поэтов, ибо все они, равно как и Пушкин, “не совсем русские?.. ”
_____Или:
_____“Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагам хулящим тя и претящим нам, Христе Боже наш: погуби Крестом твоим борющие нас, да уразумеют, како может православных вера!
_____Господи! Воздвигни силу твою, и приди во еже спасти ны!.. ”
_____Проснись, Россия!
_____
_____5 февраля
_____1997 г. г. Талеж
_____
1.0x