Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 24 марта 1997

НУЖЕН НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ!

<br>
НУЖЕН НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ!
Author: Владимир Бондаренко
12 (173)
Date: 25–03–97
_____
_____Когда с восьмидесятых годов началась последовательная дегероизация истории России ХХ века, вряд ли все авторы статей, фельетонов, очерков, эпиграмм, принижающих тот или иной подвиг, понимали, в какую глобальную кампанию они втянуты… Одни якобы доискивались до исторической истины, другие якобы реабилитировали задвинутого в тень соавтора подвига, третьи жаждали сенсаций. В результате почти все имена-символы Великой Отечественной войны были осмеяны и опошлены…
_____Молодогвардейцы оказались мелкими жуликами, воровавшими продукты из немецких магазинов; Зоя Космодемьянская оказалась фанатичкой, поджигавшей дома колхозников по одной версии, и вовсе другой девушкой, которую не признала мать, — по другой. Матросов оказался уголовником, по пьянке упавшим на амбразуру. Панфиловцев то ли совсем не было, то ли было во много раз больше. Гастелло никуда не падал, а если и падал, то другой летчик и в другое место, не было ни дома Павлова, ни поднятия флага над рейхстагом… Что-то из приведенных “новых фактов” соответствовало истине. Нашлись несколько неизвестных панфиловцев; обнаружилось, что флаг над рейхстагом поднимался несколькими группами. В целом же стратегия дегероизации зародила сомнения в сердцах многих молодых людей. То ли были героями их отцы, то ли лучше бы нам пить баварское пиво?
_____К сожалению и даже удивлению, в той стратегии дегероизации активно поучаствовала и газета “Правда”. В атмосфере всеобщей антисталинской истерии мы готовы были даже Великую Победу опошлить — лишь бы принизить значение Сталина. Героическая мифологизация Великой Отечественной войны требовалась не Сталину, а народу, государству. Начиная с Древнего Египта, Рима, Греции, любая освободительная война, любой боевой поход обрастали легендами и мифами. От Александра Македонского и Тамерлана до Эйзенхауэра и Черчилля — национальные лидеры, государственные лидеры, имперские лидеры становились мифическими героями, мистика пронизывала их деяния. Народ, лишенный национальных героев, начинает равняться на чужих героев.
_____После первой волны дегероизации, начавшейся еще в брежневский период и завершившейся гибелью советской цивилизации, наступил новый период — разложение русского народа как такового. Для удачного завершения этого периода никак нельзя допустить новую героизацию кого бы то ни было. У нас нет героизации диссидентов и лагерных сидельцев. Нет героизации белогвардейцев и монархистов. Нет героизации мучеников Церкви. Проправительственная пресса не допускает героизации новых лидеров ельцинской России, оппозиционная пресса не допускает героизации новых лидеров оппозиции. Любые герои прошлого в быту обладали скверными привычками или характерами, но, как говорится, мы их ценим не за это. У сегодняшних же — будто у всех русских лидеров без исключения — ничего достойного, скопище уродов, да и только. “Правда-5” превратилась в полигон для отстрела патриотических авторитетов. Я уже писал, что, на мой взгляд, Татьяна Глушкова, увы, выполняет неблагодарную постмодернистскую роль по дегероизации современного патриотического движения. Мне понятен Анпилов, когда он критикует Зюганова или Селезнева, — он делает это во имя своего движения. Мне понятен Лимонов, который отвергает всех других лидеров, делая ставку на свой национал-большевизм…
_____Но дегероизация абсолютно всех более-менее заметных фигур в русском национальном движении Татьяной Глушковой, увы, укладывается в общую дегероизацию России как таковой. Плох Распутин, но плох и Солженицын, плох Зюганов, но плох и Анпилов, плох Баркашов, но плох и Макашов. Так кто же хорош?
_____Удачно дегероизацию проводит и Эдвард Радзинский. Сначала принизить монархию и монарха Николая II, затем таким же образом поступить со Сталиным, сейчас готовится передача о Солженицыне. Все знаковые фигуры подвергаются сомнению. Не в противостоянии друг другу, а — чохом. И белые нехороши, и красные, а о зеленых и черных даже говорить незачем.
_____В эпоху достаточно ярких событий, даже для мировой истории, умудриться не заметить новых героев можно только осознанно.
_____Скажем, где яркие герои защиты Дома Советов? Может быть, и есть какая-то мистика в том, что ни один депутат не погиб во время штурма, но забудем о депутатах. Стали ли национальными героями, известными в каждом патриотическом доме, в каждом семействе, погибшие участники защиты? Есть ли фонды их имени? Есть ли книги о них? Есть ли плакаты, значки? Че Гевара известен всем, это миф ХХ века, ходят легенды о лидерах итальянских “красных бригад”, сейчас в США успешно героизируется негр Луис Фаррахан. Выходят сотни книг, видеокассет, посвящаются стихи. А кто-нибудь знает о судьбе моего однофамильца Бондаренко, рабочего из Ростова, бросившего бесполезный автомат и пошедшего на ельцинских головорезов 4 октября 93-го года в подвалах Дома Советов уже безоружным с проклятьями на устах? Его расстреляли в упор. Его фотографии должны тиражироваться сотнями тысяч. Его биография должна стать легендой. О нем должны быть написаны стихи. Где это все?
_____Герои сопротивления изначально по вине самой оппозиции были обречены на забвение и дегероизацию.
_____Даже новосибирец, отвесивший Горбачеву оплеуху по всем законам античного мира, должен быть мифологизирован, кто бы он ни был…
_____Перейдем от героев сопротивления к общенациональным русским героям. На Архиерейском Соборе иерархи Православной Церкви судили-рядили: надо ли канонизировать Николая II и его семью, но канонизировали погибших “новомучеников” из числа расстрелянного духовенства. Я не богослов, но, по-моему, не меньшей канонизации подлежит и зверски убитый озверевшими чеченами православный священник отец Анатолий. Многие ли узнают его на фотографии? Да и есть ли она? Многие ли знают его биографию — офицера, ушедшего в Православие, собиравшего вокруг храма в Грозном всех страдальцев, благословлявшего русских воинов? Его должна была прославить вся русская армия, ему посмертно надо было дать Героя России. Его должна была как мученика и героя славить Церковь. Но Патриарху, видно, не до отца Анатолия.
_____Я заявляю решительно: отец Анатолий — национальный герой России. Всей своей жизнью он доказал и святость свою, и героизм свой. Не будем влезать в политику. Шла война. Чечены обрастали и героями, и легендами. Потому они и победили. У них даже “гинеколог” Шамиль Басаев, убивавший беременных русских женщин, — национальный герой. У них со сталинской логикой героизации войны все в порядке. В Америке все в порядке с героями Вьетнама и “Бури в пустыне”. У нас нет ни героев Афгана, ни героев русской Чечни. Неужели все были жуликами и трусами? Что делает трусливая “Красная звезда”? На что тратит немалые деньги военное телевидение России?
_____Возвращаюсь к отцу Анатолию. Это-то пример — выдающийся. Это генерал Карбышев. Это — Ослябя и Пересвет. Кто мешал ему уехать из полуразрушенного храма? Кто мешал ему смириться с чеченами? Миссионер. Проповедник. Герой. Любой другой народ сложил бы о нем уже песни, изобразил бы на холстах, прославил бы как пример для подражания. На нем как на национальном герое России должны были сойтись Ельцин и Зюганов, генерал Грачев и генерал Макашов, Патриарх и омоновец.
_____Его — не заметили ни в левой, ни в правой прессе. Его смерть упустили как ненужную мелочь…
_____Народ, не знающий своих национальных героев, обречен на уничтожение.
1.0x