УРАГАН НЕ ТОЛЬКО НАД АРКАНЗАСОМ
Author: С. Кургинян
12 (173)
Date: 25–03–97
_____
_____20–21 марта — Состоялись встреча и переговоры в Хельсинки президентов США и России Билла Клинтона и Бориса Ельцина.
_____
_____Когда в 1992 году в США впервые избирался Билл Клинтон, представители тогда всесильных российских демократов вели себя более чем странно. Они яростно лоббировали Джорджа Буша, называли Билла Клинтона агентом советского КГБ и переживали его избрание как свое личное крушение. Может быть, Билл Клинтон и впрямь был связан с советской разведкой, и поэтому Глеб Якунин, например, так яростно его ненавидел? А что? Ведь обвиняют же Клинтона теперь в связях с китайской элитой, в лоббировании интересов Китая, в зависимости его предвыборной кампании (а значит, его обязательств) от китайских денег? Чем КПСС хуже КПК? Тем более, что помощника Клинтона Строуба Тэлботта просто непрерывно терзают как агента российского влияния! А это ведь друг президента!
_____Разумеется, речь идет лишь о политической шутке. Играя в Хельсинки, Клинтон еще раз показал, что он не является ни агентом КГБ, ни агентом влияния Китая. Он — президент своей страны. Страны, считающей себя (со многими основаниями) победительницей в “холодной войне”. И он умеет блюсти интересы своей страны. По крайней мере — на уровне той инерционной схемы мирового политического процесса, которая довлеет над умами всех нынешних политиков как в США, так и в России. Но беда-то в том, что эта инерционная схема фактически уже не срабатывает.
_____В Германии начинают охотиться за американскими агентами. Одновременно это делают Франция и Италия. Немецкий респектабельный журналист, комментируя визит министра иностранных дел Великобритании, называет этого министра “евреем Рифкиндом”. Шеварднадзе, Алиев (доки в политике!), Кучма и даже “рыцарь неосоветскости” Лукашенко в один голос говорят о новой Европе без США. То есть о Европе, где будет доминировать Германия. Немецкие солдаты побывали в Сербии, что еще недавно казалось невозможным. Немецкие солдаты впервые в послевоенное время открыли огонь в Европе, стреляя в европейцев — граждан Албании. Мировая пресса и мировое экспертное сообщество, захлебываясь, говорят о том, что в Турции (ключевой зоне нынешней геополитики) происходит борьба между объективным ростом влияния Германии и традиционным американизмом военной турецкой элиты. Традиционным? Чем традицию измеряете, господа эксперты и журналисты? Турция была союзником Германии в двух мировых войнах. Такое не забывается. А то, что после Ялты она стала играть по американским правилам… Что ж, тогда многие более или менее удачно притворялись тем, кем надо было притвориться для выживания.
_____Теперь время притворства подходит к концу. Так что и традиция, и объективность делают из Турции одно и то же — элемент монтажа знакомой системы Берлин-Багдад. Да и нечто новое, вдобавок к указанному. Недавние переговоры Ирана и Турции, двух непримиримых вековечных врагов (вот уж где традиция так традиция!), окончились беспрецедентным фактически результатом. И чем дольше Нетаньяху и его коллеги будут бомбить Иран своими претензиями и разрывать возможные коммуникации Ирана и России (вместо того, чтобы опереться на эти коммуникации), тем быстрее сомкнутся Иран и Турция под патронажем Германии, которая, кстати, спит и видит, как подчинить Иран своему влиянию окончательно и выступить посредником в ирано-турецком сближении.
_____Уже и Арафат вещает о том, что функции израильско-арабских урегулирований следует передать ЕС, лишив доверия США. И сколько бы Клинтон ни расшаркивался, ни прерывал визиты в любезный его сердцу Арканзас, пострадавший от урагана, ему не заслужить доверия арабских экспортеров нефти, двигающих Арафата, как пешку на шахматной доске, пока раскланивающихся перед США, но внимательно приглядывающихся в Абу-Даби к антиамериканским силам в России и ждущих своего часа.
_____В Боснии американцы сетуют на укрепление позиций иранской разведки. Изетбегович для проформы говорит “Бэг йо пардон”, убирает несколько фигур, но на деле оставляет всю инфраструктуру указанного типа влияния.
_____Талибы шквалом проходят через Центральную Азию. Американская игра? Мы помним, что Гитлера тоже считали американской игрой. Те же Рокфеллер с Морганом так считали. А чем все кончилось? Спасением европейской демократии на Волге в дымящемся Сталинграде.
_____Ураган, промчавшийся тогда над Европой, был не чета тому, который требовал присутствия Клинтона в родном Арканзасе. Правда, тогда считалось, что этот ураган не перенесется через Атлантический океан. Но японцы показали, что и без подобного переноса можно добиться многого. А это была не та Япония, которую мы имеем сегодня. Сегодняшняя Япония неизмеримо сильнее той императорской в экономическом смысле и уже отменяет 7-ю статью своей конституции, запрещающую Японии иметь вооруженные силы. Придавили в 1945 году? Сбросили бомбу? Швырнули в лицо японцам советские войска, разгромившие Квантунскую армию в считанные дни? И что? Виноград поражения превращается в вино реванша, а это вино становится все крепче и забористее после того, как оно настаивается десятилетиями.
_____Кроме того, в конце ХХ века возникает и нечто неслыханное. Колоссальный ренессанс ислама. Анкара фактически беспрепятственно склеивает пресловутый союз Д-8, предполагающий единство исламского мира от Алжира до Малайзии. Вначале — экономическое единство. А затем? Премьер Турции Эрбакан прямо заявляет, что это единство будет вскоре и политическим.
_____Между тем, в 1939 году в мире не было Израиля. И не было обязательств США перед этим государством. А это почище обязательств Англии и Франции перед Польшей. У Израиля первоклассная армия? О да! Для того, чтобы блокировать 4−5f°Сирий. Но не для того, чтобы в условиях растущего пацифизма, сдачи территорий, в условиях, когда расколотое израильское общество приноравливается к благоденствию XXI века, отбить натиск такого урагана, который предвещает панисламистская политика, взятая на вооружение теперь уже и Анкарой. Израильтяне просто не успеют в случае прихода подобного урагана эвакуировать через имеющиеся порты даже детей, а не то что всех жителей, оказавшихся запертыми в уготованной нынешней политической элитой “цивилизованного сообщества” Обетованной Ловушке. И чем ответят США? Вопрос почти риторический.
_____Между тем, вызовы множатся. Албанский процесс совсем не так прост, как кажется многим. Взаимное покаяние Чехии и Германии — это шаг к очередному аншлюсу. Гавел, совершивший этот шаг, не мог не понимать этого. Но кто такой Гавел? Тоже ведь не праздный вопрос. Он становится особенно не праздным в момент, когда Ватикан признанием Ливии явно наносит пощечину США и их ближайшим союзникам (каковых осталось-то, между прочим, совсем немного). Что означает, когда генерал Лебедь вещает об оси Париж-Бонн-Москва, а французская либеральная пресса с дрожью в голосе сетует на то, что в списке встреч оного генерала во Франции “слишком много реакционных политиков”? Значит, здесь не только пресловутый Ле Пэн! Кто еще? Сторонники какой идеологической модификации оси Париж-Бонн-Москва? Демократической? Прямо скажем, очень сомнительно.
_____А в это время американская креатура — Квасьневский — терпит крупный политический урон от вчерашних ставленников вчера еще дружного с США Ватикана. От “Солидарности”, то бишь. И это тот самый мир, в котором должно воцариться возглавляемое США НАТО? Расширяющееся по той или иной схеме при том или ином отношении всеми третируемой России?
_____Глубочайшее заблуждение людей типа Киссинджера, Олбрайт, Гати состоит в том, что они пытаются притормозить претензии Германии с помощью расширения НАТО. Глубочайшее заблуждение всех отечественных западников (от капитулянтских типа Козырева, считающего, что НАТО будет надзирать над Россией, до последовательно наступательных типа Березовского, требующего на полном серьезе вхождения России в НАТО) состоит в том, что они считают нынешнюю Европу хотя бы метастабильной, а альянс развитых стран мира сколь-нибудь устойчивым. Нет на самом деле ни того, ни другого! И чем скорее это будет понято, тем лучше будет для всех тех, кто может стать жертвами невиданного урагана, который не остановят ни Атлантический, ни Тихий океаны. Пройдет совсем немного времени, и мы забудем все эти баталии по поводу вступлений или невступлений в то или иное НАТО. Мы будем с иронией смотреть на тот или иной вариант ловли тогдашних блох. И мы будем страшно и страстно жалеть о потерянном времени и потерянных возможностях.
_____Ибо не случайно люди типа Якунина сетовали на победу Клинтона. И не потому они сетовали, что Клинтон чей-то агент. Один эксперт, к которому я обратился за разъяснениями, объяснил мне эти сетования следующим образом: “Понимаете, Буш — полностью задан. А Клинтон нет. Он не на сто процентов производное от тех, кто дергает за ниточки, он может взбрыкнуть. Это маловероятно, но это возможно. И это пугает. И ваш Ельцин такой же. Это не значит, что они семи пядей во лбу. Или что они свободны. Это не Рузвельт и не Сталин. Время другое, масштаб другой. Но это не полностью заданные люди. Есть крохотный ресурс свободы. И даже этот ресурс пугает. Таковы ставки, таков накал глобальной игры”.
_____Я охотно соглашаюсь с подобным мнением. Хотя и вижу, что Клинтон, выбранный в 1992 году, и нынешний Клинтон сильно разнятся, и эта разница — отнюдь не в пользу свободы. И все же — соглашаюсь со всеми натяжками. Глубоко игнорирую в условиях подобного расклада сил и тенденций мышиную возню с теми или иными договоренностями, которые рухнут вместе с субъектами и институтами нынешнего вовсе уже нестабильного мира. С одним не соглашаюсь из сказанного процитированным мной экспертом. С тем, что измельчание политиков — это рок, это некий объективный процесс, который не может никуда сдвинуться. При подобном обмельчании на фоне роста вызовов и угроз мир просто обречен. А я никогда не соглашусь с тем, что подобный тип обреченности не имеет альтернатив. Свободна воля людей, государств, человечества. И эта свободная воля всегда — по крайней мере у подавляющего большинства — нацелена не на смерть, а на жизнь. Так что предопределенности не существует. И еще есть время для действительно крупных выборов и решений.
_____Случай ли или какой-то режиссер предопределил мизансцену, при которой Клинтон буквально скопировал Франклина Рузвельта на “пластическом уровне”? Или тут — и случай, и режиссура? Или режиссура слилась воедино со случаем? В любом варианте следует констатировать, что в России нашлись люди, способные прочитать адекватно этот символ, жест, пластическую метафору. Я знаю, что у советников Клинтона есть друзья (и влиятельные!), отнюдь не чуждые режиссуре. Если это их постановка — пусть знают, что она понята и оценена. Однако лимит времени для подобных посланий (чей скрытый смысл официальный истеблишмент России просто не понял) подходит к концу. А моя метафора урагана тоже имеет и пластический, и символический смысл. Видит Бог, если ураган состоится, то он заведомо промчится и над нами, и над Арканзасом. И надо отдавать себе отчет, что отреагировать на это задним числом с помощью приездов либо неприездов — никто уже не успеет.
_____
С. КУРГИНЯН
1.0x