ПАНреализм как искусство становления
Author: Юрий Путрин
10 (171)
Date: 11–03–97
_____
_____Проблемы стиля не исчерпывают сущностных характеристик большого искусства. Суждение о том, что “художники обращаются к условным мотивам, образам, формам не для того, чтобы уйти от реальности, а для того, чтобы разобраться в ней, угадать ее скрытые движущие силы и перспективы… ”— давно стало общим местом эстетики.
_____Но тогда что же такое реализм? И что реально в реализме? Если только факт бытия чего бы то ни было, произведения искусства в том числе, — тогда, действительно, все вокруг нас оказывается реализмом, а следовательно, данное понятие ничего и не объясняет. Если же реализм есть нечто, входящее в систему однородных понятий на правах вида, тогда — что именно?
_____Во всяком случае, как — по выражению Гете — созерцание следует отличать от смотрения, так, вероятно, и реализм следует отделить, например, от натурализма, который “копирует” не “интерпретируя”.
_____Когда на смену религиозной иерархии “Дух — Душа — Тело” пришла философская дихотомия: “Я — не-Я”, начались изнурительные и беспрерывные споры классицистов и романтиков. Первые преклонялись перед образцовым “не-Я”, что выражалось порой через формальное следование “правилам поэтики” и в желании “подражать природе”; вторые преклонялись перед собственным “Я”, которому, напротив, “нет закона”…
_____Попытка преодолеть локальные взгляды на действительность, страстное желание объять необъятное, и привели к появлению разного рода реализмов. Так или иначе, реализм был искусством, которое не замыкается в сфере чисто эстетической, а напротив, упорно торит дорогу к цельному взгляду на мир — мировоззрению.
_____Разговоры о тяжком “невыносимом бремени социальности”, лежащем на хрупких плечах русской культуры ХIХ века, — эти разговоры бессмысленны. Русское искусство состоялось именно как искусство социальное, проникнутое пафосом известных общественных идей. Так “социально озадаченная” Россия превратила мистика и фольклориста Николая Гоголя в признанного представителя натуральной школы… А Павла Федотова, этого утонченнейшего живописца-метафизика — в предтечу передвижников, чуть ли не в первого “критического реалиста” от изобразительного искусства.
_____Что говорить: даже далекий от политики художник Александр Иванов искренне считал необходимым “приспособить” искусство “к требованиям времени и настоящему положению в России”. Точно так же к России приспосабливали “реализм”..
_____В европейском сознании понятие “реализм” навсегда связано со схоластическими диспутами, заревом альбигойских войн и кострами инквизиции, с именами Альберта фон Больштедта (Великого) и его ученика Фомы Аквинского.
_____Эти столпы богословия утверждали, в противовес номиналистам, что идеи вещей не условны, но существуют наравне с вещами. Их позиция была полностью поддержана иерархией римской церкви. Ведь иначе получалось, что еретики — сами по себе, их идеи — сами по себе, а как поступать с теми и другими — было бы неясно…
_____В XIII веке крестовые походы, подъем экономики и расцвет средиземноморской торговли предшествующего столетия усилили роль европейских городов, а знакомство с “арабской” и “византийской” ученостью привело не только к всплеску различных ересей, но и к становлению системы университетского образования, где центральное место отводилось изучению “свободных искусств”. Свободных — прежде всего от религиозной санкции на свое существование.
_____Для магистров и бакалавров действительными авторитетами становились античные, языческие философы, поэты, ораторы, а религиозные требования воспринимались уже как что-то внешнее, постороннее и даже насильственное. Но и католическая церковь немало способствовала укоренению подобных взглядов: и собственными нестроениями, и усвоением чисто организационных, государственных форм подавления ересей. Заявленный ее богословами “реализм” оказался одной из важнейших частей этой машины подавления.
_____Тем самым противостояние “свободного искусства” понятию реализма оказалось заложенным в основание собственно европейской культуры…
_____Тогда-то реалистам-доминиканцам доверили инквизицию, и они боролись за чистоту веры столь истово, что даже имя свое стали объяснять как Domini canes — “псы Господни”. Интересно, что к наследию святого Фомы католическая церковь обращалась затем в самые кризисные моменты своей истории. В разгар борьбы с Реформацией Фому признали “пятым отцом церкви”, а в 1879 г. окончательно угнетенный итальянскими масонами папа Лев XIII пытался спасти положение, объявив учение Фомы официальной доктриной католицизма. Впрочем, как свидетельствует современный “неотомист” Лабковиц, “реакционности нового направления просто не заметили — борьба за пределами церковных бастионов казалась безнадежно проигранной, и церковь стремилась наладить мало-мальски комфортабельную жизнь внутри своих стен”.
_____Католическая церковь пыталась огнем и мечом восстановить целостность распадающегося на кусочки мироздания, и, наконец, обессиленно признала свое поражение.
_____Так “критический реализм” прошлого века, призванный пинками, тычками и идеологическими инъекциями подводить человека к “вселенской правде” достигнув апогея в Репине, тут же выродился, скатился сначала в сталинский классицизм, а после в ублюдочный соцарт.
_____Реалист подобен Сизифу, упорно и угрюмо громоздящему валун на вершину. Мгновение — камень завис в заветной точке… а потом снова падение, снова начало пути.
_____Страстное “прометеевское” желание раскрыть в каждом, пусть незначительном, элементе действительности нечто, связующее его с упорядоченным целым, — есть попытка взыскать хоть на мгновение отблеск божественного Становления — победы космоса над хаосом, общего над частным, иерархии над синархией…
_____Реалистическое искусство рождается со своей эпохой и, пройдя очередной цикл, умирает вместе с ней, чтобы завтра родиться сызнова.
_____Эстетические принципы реалистического искусства могут и должны быть отграничены от принципов натурализма, гуманизма, романтизма, модернизма, а также прочих локальных “измов”. Но граница между искусством насильственного “водворения в душу стройности и порядка” (Н. Гоголь) и искусства “восстановления первообразов, предугадывания абсолютного” (А. Шопенгауэр) лежит лишь в плоскости индивидуальности художника.
_____Интересно, что термин “реализм” всегда употреблялся купно с эпитетами-определениями: критический, социалистический, магический, сюр-, нео-, гипер-, и т. д. Очевидно, в искусстве не существует собственно реализма, реализма “в чистом виде”, без красителей и добавок.
_____Таким образом, сегодня нужно говорить только о некоем абсолютном, идеальном, “космическом” реализме — о ПАНРЕАЛИЗМЕ, живущем в жестком и чуть ли не сиюминутном каркасе своих исторических воплощений.
_____Инквизиторская мука реализма тем и ценна, что требует интенсивнейшего исследования своего Настоящего. Ибо только так, напряженно осмысливая и переживая мгновения, художник выходит в измерение Вечности…
_____Что же делать тем художникам, которые еще в студенчестве постигли красоту и смысл русского “академического” реализма, но не смогли или не потрудились выяснить для себя смысл и цель творчества?
_____Помочь им никто, кроме них самих, уже не в состоянии — никто за них не пройдет этот путь: путь от пустой, как копилка, академической формы через страшные и острые проблемы современности к торжеству ПАНРЕАЛИЗМА.
Юрий ПУТРИН
1.0x