МУХИ НА КОНСТИТУЦИИ
Author: М. Мамиконян
10 (171)
Date: 11–03–97
_____
_____24 февраля — Б. Ельцин принял нового председателя Конституционного суда М. Баглая и нашел в нем единомышленника — оба считают, что нельзя допускать поправок и изменений в Конституции.
_____
_____Последние недели внутрироссийской политики богаты событиями. И объективно главнейшее из них — выступление президента перед Федеральным собранием. Это событие “многосмысленно”. Тут уж и не поймешь, что важнее — содержание ли программного заявления, сам ли факт публичного появления Ельцина после полугодового отсутствия или намерение президента разобраться с поднакопившимися “странностями и излишествами” политического пейзажа.
_____Насчет “появления как такового”. Сколько бы справедливой критики по сути произнесенного 6 марта ни звучало со стороны оппозиции, сам факт наличия Ельцина на трибуне с внятной и политически проартикулированной речью резко обесценил многомесячные усилия Думы по его медицинской дискредитации. И чем больше эксплуатировалась тема нездоровья, тем сокрушительнее подействовала на наш истеблишмент демонстрация здоровья: вот уже и Лужков рад-радешенек “встать под знамена”, вот уж и Черномырдин смотрит “ельцинским соколом”. Что же до заграницы… физическое здоровье Ельцина означает резкое падение акций его главного конкурента Лебедя на рынке политических услуг. Определенно, выступление сдвинуло очень многое в обозначившимся к зиме раскладе политических сил. Даже помимо заявленных изменений в правительстве, влекущих, соответственно, изменения в тактике “реформ”. (Но это отдельная тема — ее сейчас не будем касаться).
_____Из всего же, что было сказано Ельциным по существу, обратим внимание на одно признание (оно того заслуживает!) — об ОШИБКЕ, которой была чеченская война. Это сильное заявление — и не только потому что, как заметил один исторический персонаж, иногда ошибка “хуже, чем преступление”. И даже не потому, что естественно возникающий вопрос о “плате за ошибку” — будет ли она, и чья? — следует признать риторическим. Сама легкость, с которой Б. Н. произнес это, уже предполагает: он уверен, что “повинную голову меч не сечет”. Но чья-то же плата будет! Контуры этой “платы” уже очевидны. Всмотримся в них.
_____Месяц назад И. Рыбкин, обсуждая в интервью “Известиям” варианты договора о разграничении полномочий с Чечней, заявил: “Мы готовы предоставить широчайшие полномочия! От татарстанских и вплоть до предоставления Чечне статуса государства в составе России”. Это — Рыбкин, оппозицией отвергаемый!… но в тот же день В. Илюхин, комментируя проект постановления об амнистии, назвал его ПОКАЯНИЕМ государства перед российскими гражданами. Комплекс вины государства перед гражданами можно было бы только приветствовать, если бы не до боли знакомое звукосочетание… “покаяние”. Совсем недавно под бесконечное повторение этого слова-мантры уже было разрушено одно государство. Теперь пришел черед следующего?
_____Установившиеся после выборов отношения с Чечней более, чем двусмысленны. Москва пытается привязать ее экономически (что само по себе и неглупо), но даже незначительные ответные “знаки привязанности” официального Грозного тут же гасятся радикалами: то Басаев с Радуевым заверят литовского читателя, что война с Россией продолжается, то Радуев поклянется Аллахом, что в годовщину гибели Дудаева Россия содрогнется от терактов, то официально объявят, что все, сотрудничавшие с федеральными властями понесут наказание… не говоря уже о похищениях журналистов, и уж совсем не говоря о похищениях простых граждан. Чего уж тут говорить!
_____Но отношения Москвы с Чечней — не есть предмет их внутреннего диалога. Чечня — камертон, по которому будут (и начинают уже!) строиться отношения со всеми субъектами Федерации. Рыбкин давно намекал, что решать проблемы Чечни следует с помощью изменения конституционного закона. Минюстиции Ковалев подтвердил сообщение секретаря Совбеза о подготовке закона об изменении правового статуса субъекта Федерации. И вот, в воскресных передачах ТВ 2 февраля мы имели удовольствие лицезреть Рыбкина во всей непревзойденности — патетически провозгласив подписание им с Удуговым проекта документа “о мире и согласии” окончанием эпохи многовекового противостояния (?!), он далее изрек нечто, требующее дословного воспроизведения. “Надо принимать конституционный закон об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, там прописать алгоритм этого статуса, который давал бы широчайшую самостоятельность субъекту, большую свободу и во многом независимость от федерального центра, и оставлял бы взаимодействие с федеральным центром в рамках того, что сам субъект делегирует ему для того, чтобы обеспечить нормальную жизнь людей в этом регионе”.
_____К сожалению, вышеприведенную тираду никак не отнесешь на счет краснобайства районного масштаба, столь свойственного данному чиновнику. Тут все “прописано”, вплоть до “алгоритма”. То, что такой сногсшибательный проект якобы в интересах “нормальной жизни людей в регионах” существует, спору нет, вопрос лишь в авторстве и степени приверженности этой “доктрине” выздоравливающего у нас на глазах от сердечных и иных напастей “федерального центра”. Того самого, чьей персональной собственностью и гарантией безопасности является именно эта Конституция — без поправок и изменений. Буквально на следующий день Ельцин в очередной раз заявил о неприемлемости изменения Конституции, но официальных опровержений рыбкинских инноваций до сих пор не последовало. А жаль.
_____Между тем, весь предыдущий месяц шел под знаком противостояния “регионы — центр”. Ряд областей предупредил о прекращении выплат в федеральный бюджет: Сахалин, Иркутск, Кубань, Тула, Иваново. Иваново, правда, бывшее первопроходцем на этой стезе, по иску Федерального казначейства суд уже принудил к уплате налогов. Но руководство области пообещалось “в случае чего” опять перекрыть отчисления. Краснодарский край шлет и шлет телеграммы (массовый одновременный порыв трудящихся!) с требованием “отпустить на вольные хлеба”, в Иркутске губернатор Ножиков было отступился под нажимом Москвы, но тут же стал оговаривать пункты соглашения, и пока решение о приостановке налогоотчислений действует. Пять субъектов Федерации подали запрос в Конституционный суд об указах президента: 1994года — разрешающего местным властям собирать налоги по своему усмотрению, и 1996-го — отбирающего это право. Субъекты, естественно, со вторым не согласны.
_____Еще один пункт “бодаловки” (и тоже спровоцированный “непоследовательностью” президента) — упорное желание местных Дум продлевать свои полномочия. Возможность эта появилась, когда Б. Н., с целью разнести по времени выборы губернаторов и депутатов, выпустил соответствующий указ. Теперь указ работает против Центра. Ну и классический случай — с Удмуртией. В 20-х числах февраля Ельцин пошел в атаку на “удмуртский сепаратизм”, потребовав в десятидневный срок выполнить решение КС о приведении закона Удмуртской республики в соответствие с Конституцией РФ. И не далее как 3 марта на совещании в администрации президента соответствие было достигнуто.
_____Но… “хвост вытянут — грива увязнет”! Центр не справляется с обязательствами, не дает обещанного — вот подтекст новых региональных демаршей — и значит, полномочия пора пересмотреть в пользу субъектов Федерации. Вот Конференция судей Татарстана обращается к Б. Н. по вопросу недофинансирования судов: “в 1997 г. становится реальной остановка их деятельности”! Вспомним, что судебная вертикаль — одна из основных скреп Федерации, и вопрос о ней уже стоял недавно. Вот — осенний призыв всего на 20 процентов финансировался из федерального бюджета, остальное (до 85 процентов) — из региональных и местных. Характернейший и многообещающий штрих.
_____Небезызвестно, что во многих регионах пребывающие в нищете дивизии подпитываются от местных властей. (И в ответ помогают чем и как могут). Казалось бы, такую взаимоподдержку только приветствовать, да вот беда — очень уж это попахивает обзаведением местными армиями, особенно, если фонд помощи формируют коммерческие структуры (а откуда в области другим средствам взяться?).
_____Москва пытается противостоять центробежным порывам — Черномырдин на днях пригрозил санкциями регионам-налоговым саботажникам, Госдума готовит закон, позволяющий президенту освобождать губернаторов и назначать их досрочные выборы, и все же… Подспудный рост “регионального самосознания” регистрируется не только и не столько на уровне препирательств по законодательству. Идеи и настроения, до поры не имеющие правовых последствий, подчас значат гораздо больше. Слух о намеченном (якобы) разделе Кемеровской области с укрупнением соседних, прежде всего Новосибирской — что под ним? Не реанимация ли идеи Сибирской республики, обретшей второе дыхание после избрания в декабре новосибирского губернатора Мухи председателем “Сибирского соглашения”? Вот проходит в Сыктывкаре конференция Северо-Западной парламентской ассоциации (СЗПА) — не зарегистрированного Минюстом, но действующего с 1994 г. объединения одиннадцати регионов. Регионы представлены руководителями законодательных органов, которые полагают, что если им как сенаторам не удастся принять закон в СФ для всей РФ, то можно принять единые нормативные акты на своих территориях. Характерна проговорка председателя СЗПА В. Иванова (он же возглавляет Ленинградскую областную Думу) : “В конце концов, мы можем даже прийти к новому территориальному делению России” (!)
_____Не хочется сгущать краски и видеть во всех региональных лидерах “отделенцев”, но… веление ли времени или еще Бог знает что… Якутия подает в суд на Военно-космические силы РФ “в связи с опасностью для ее территории запусков ракет с космодрома “Свободный”… Как знакомо! Байконур, “Семипалатинск — Невада”, Игналинская АЭС — именно с экологических претензий республик к “имперскому центру” начинался распад СССР! И еще одно — самое, пожалуй, существенное и тоже адресующее к опыту распада Союза: наличие идеологических вбросов, без которых любые губернаторские заморочки, финансовые и административные, так и останутся мертворожденными. Они последнее время “идут косяком”, и в самых противоположных изданиях!
_____“Русский вестник” (3 февраля) рассуждает о необходимости общего символического захоронения Красной и Белой армий, что под силу (внимание!) только руководителям регионов. “Русский вестник” же (15 февраля) устами А. Стерлигова ратует (довольно нелогично) за создание южными областями совместно с северокавказскими республиками комитетов по борьбе с терроризмом (надо полагать, северокавказским?), с последующим (в момент нарастания политической драки в центре) формированием губернаторами-славянами правительства русского народа. Куда при этом генерал девает кавказцев, неясно. Зато ясно, что это идея пресловутой Южно-Русской республики — вполне сепаратистская идея. “Правда-5” (28 февраля), Гавриил Попов (!) : сверхидея России должна быть великорусской! “Труд” (28 февраля), А. Филиппов: нужно признать, что русская идея потерпела крах и пришло время прагматиков, здравого смысла и “малых дел”. “Независимая газета” (15 февраля), В. Ступишин: важнее не территориальная целостность, а право на самоопределение. Пусть от России отделяются все, кто захочет, а русская нация создаст Русское государство. Там же и тогда же публикация статьи покойного М. Гефтера с той же идеей — никакого принуждения регионам. Д. Восток, Сибирь, Урал, Кавказ, Север, Центр — практически страны, отличия между ними носят цивилизационный характер.
_____Но при чем тут Гефтер — возразят мне, это — не политика. Ой ли! Обратим внимание на то, что самая больная сегодня интеграционная тема тоже становится инструментом развала России, причем в технологиях, адресующих именно к Гефтеру. Говорит ли об интеграции такой новый “ястреб патриотизма”, как Ю. Лужков, или давний “монархо-либерал” В. Шумейко — идея-то ведь одна. Создать десяток макрорегионов вместо нынешних субъектов Федерации (что само по себе неплохо), объединить эти регионы (внимание!) конфедеративными отношениями, добавить к ним такую же конфедеративную Белоруссию. Чем не Гефтер! А поскольку в ходе подобных трансформаций понадобится, естественно, новая Конституция, то в нее по дороге можно запихнуть много разрушительных идей, в том числе и в ультрапатриотической оболочке.
_____И две последние мысли, сформулированные уже не публицистами, а политиками, возвращающие нас к роли Чечни в затеянном переделе. Простые, как мычание. Шумейко: региональные выборы важнее президентских, именно главы субъектов будут определять экономику, политику и федерализм в России; Конституция 1993 года вписала ЧР в РФ без федеративного договора. М. Шаймиев: Чечне нужен договор с Россией… главное — принять поправку к Конституции, где должны быть закреплены права народов, через Конституцию узаконить их экономическую и политическую самостоятельность. Процесс пошел?!
_____
М. МАМИКОНЯН
1.0x