ГДЕ РОЗОВ — ТАМ ДРУЗЬЯ (театр)
Author: Наталья Николаева
8 (169)
Date: 25–02–97
_____
_____
_____Категоричен перечень условий, необходимых для процветания молодого существа в сегодняшней “обновленной” России: владеть “зелененькими”, говорить по-английски, уметь пользоваться компьютером, пластиковой карточкой и презервативами, а главное, не упустить свой шанс, думая только о себе, заботясь только о себе, живя исключительно для себя!
_____Как непохож этот убогий и бездушный мир на сказочную страну, в которой обитают герои самой первой из пьес нашего замечательного драматурга Виктора Сергеевича Розова. Речь идет о премьерном спектакле МХАТа им. Горького “Ее друзья”. И сам автор, и художественный руководитель театра Татьяна Васильевна Доронина, задумывая реанимацию постановки почти полувековой давности, конечно же, отчетливо себе представляли, как трудно перекинуть мостик из далекого 50-го в 97-й! Правда, есть проверенные рецепты — состряпать “ностальгический винегрет” с прологом из современной жизни, а то и вовсе “сбацать” мюзикл, и тогда ножки, попки и “забытые мелодии” (которые нынче только ленивый не эксплуатирует) сгладят всю сентиментальную архаику заданного материала.
_____Но МХАТ пошел своим путем! Дебютанту в театре, кинорежиссеру Валерию Ивановичу Ускову, поручили сберечь и выпестовать этого мамонтенка 1950 г. рождения, в ледяном контейнере доставить на сцену, и в таком вот замороженном виде представить удивленной и взволнованной публике. Режиссер-постановщик любимых многими кино- и телесериалов, Валерий Усков, повторю, — новичок на театральных подмостках. Кроме того, параллельно репетициям в театре он работал над завершением ленты-гиганта — исторической киноэпопеи “Ермак” (так получилось, что премьерные просмотры были назначены на одни и те же часы, и постановщик, как известный герой Мольера, метался из ДК во МХАТ и обратно). Но, несмотря на подобную суматоху, Ускову удалось выразить главное — то, ради чего все, собственно, и задумывалось Розовым! Чистоту и доброту в отношениях между людьми.
_____Молодые актеры не боятся быть наивными, старомодными и верят в высокие чувства своих героев, которые так же искренне признаются в любви к Родине, Партии, друг другу! Актеры верят в своих героев и зрительный зал верит им, — быть может, потому, что у МХАТа на Тверском свой особый зритель. Зритель этот не избирал “гаранта Конституции” и не хлопал небрежно дверцей “мерседеса”, рассеянно спеша в театральный буфет глотнуть шампанского. Люди, любящие и посещающие театр Дорониной, все рассчитывают заранее. Перечитывают репертуар, откладывают далеко не лишнюю в семейном бюджете денежку на билет и программку. Ну и, конечно же, — на цветы.
_____Когда спектакль закончился — Розову устроили такую овацию, какой, по-моему, не удостаивался ни один любимец демократических СМИ и властей.
_____В заключение особенно хочется отметить великолепную игру молодых исполнителей — Ирины Фадиной и Ксении Косаренковой, а также Станислава Курача. Опытные Наталья Вихрова и Клементина Ростовцева были, как всегда, на высоте.
_____По окончании действа и у актеров, и у зрителей одинаково блестели глаза. Стена времени рухнула — премьера состоялась.
_____
Наталья НИКОЛАЕВА
1.0x