ТЕПЕРЬ «ИНОГО НЕ ДАНО», КАК НЕДРА ЗАПРОДАТЬ
Author: Борис Хорев
8 (169)
Date: 25–02–97
_____
_____Теперь стало предельно ясным, на что в основном тратилось время во время встреч Ельцина с Клинтоном и что затем детально обговаривалось в комиссии ГорЧерномырдин. Это, несомненно, тема распродажи природных ресурсов России.
_____Скандал с соглашениями о разделе продукции (СРП) неожиданно высветил то, что ранее тщательно скрывалось. Это хорошо показали недавние парламентские слушания “Обеспечение экономической безопасности России при принятии законодательства о соглашениях о разделе продукции”.
_____Как можно увязать СРП с экономической безопасностью страны? На мой взгляд, только отрицательно. Чем больше этих самых СРП, тем ниже степень безопасности. Страна допускает к своим недрам иностранные компании на льготных налоговых условиях и позволяет недра нещадно эксплуатировать лет на 2050 вперед. Какая уж тут безопасность!
_____Однако главные проводники нового курса — председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам А. Михайлов и поименованный официальным представителем правительства РФ в палатах Федерального собрания при прохождении законопроектов о СРП министр природных ресурсов В. Орлов считают по- другому. СРП-де дадут сильную экономику, без которой не может быть сильной страны — именно в этом состоит усиление экономической безопасности.
_____Семьдесят лет советские геологи разведывали, подсчитывали запасы, готовили к эксплуатации месторождения, а теперь скопом отдаем их на откуп иностранцам. Такая, значит, “сильная экономика”
_____На суд общественности впервые была вынесена “краткая характеристика участков”, попадающих под “раздел”.
_____Их 127, в том числе 49 первоочередных. По 12 участкам уже приняты решения правительства. Выражение “участки недр” — новое и придумано, видимо, только для того, чтобы сократить число включенных в законопроект месторождений: в первой редакции их было 250, а теперь 127. Но мало что изменилось: по словам одного из главных оппонентов по делу СРП зам. председателя Счетной палаты РФ Ю. Болдырева, 37 добавили, 30 убавили, а часть объединили. Очковтирательство, да и только!
_____Впрочем, именно очковтирательскими, на мой взгляд, и были основные выступления на парламентских слушаниях адвокатов СРП: не только Михайлова и Орлова, но и Гарипова, Шаталова (заместителей министра Минтопэнерго), Яцкевича (заместителя Орлова) и некоторых других. Наконец-то мы их увидели в лицо.
_____“Другого пути у нас нет”, — сказал Шаталов. Тут же вспоминается: “Иного не дано”, “Альтернативы рынку нет”. А ведь рынок настолько разорил страну, в том числе базовые отрасли и регионы, что последние наперегонки бросились на поклон к заграничному дяде с тугой мошной. Понять их можно, но оправдать — нет. Да, вас загнали в капкан, но СРП — не выход, вот в чем дело.
_____Возьмем тот самый пример, которым козыряют сами власти, а именно сахалинский.
_____Крепкий мужик, тамошний губернатор Игорь Фархутдинов, не чета московским министерским слабакам, на слушаниях выступал в качестве “тарана”. Он доложил об уже имеющемся с июня прошлого года опыте работы по СРП с американцами и японцами. Известно, что положение на Сахалине просто аховое. Стоят ЦБК, закрываются угольные шахты. Хиреет энергетика, на ладан дышит агрокомплекс. Каждый второй житель некогда процветавшего острова — за чертой бедности. Помощи, кроме как из-за границы, ждать неоткуда. И Фархутдинов пустился во все тяжкие, выбивая СРП. По его словам, сейчас Сахалин получил иностранный бонус (первоначальную плату за недра), за счет чего и живет. Уже инвестировано более 100 миллионов долларов, при этом 70 процентов работ выполнено российскими строителями. 52 миллиарда рублей налоговых платежей уже передано в бюджет области. Помимо того, в Комсомольск-на-Амуре поступил от инвесторов заказ на конструкции (опоры) ледостойких платформ. А там безработица достигает 60 процентов.
_____На мой взгляд, хотя, несомненно, можно посочувствовать сахалинскому губернатору, он не понимает и не учитывает ряда решающих обстоятельств.
_____Первое. Закрепляется нынешняя топливно-сырьевая ориентация экономики страны, и Сахалина в особенности. Ведь там, на шельфе, колоссальные запасы нефти и газа, которые в советское время не трогали, держали про запас: нефть не молоко — не прокиснет. Самому Сахалину хватало и того, что добывалось на суше.
_____Второе. Мировой рынок, контролируемый развитыми странами, теперь запомнит сахалинский адрес и лично господина Фархутдинова. Но навряд ли ему будут рукоплескать страны ОПЕК, чьи интересы будут ущемляться.
_____Третье. Мы все еще полагаемся на оборонную мощь Тихоокеанского флота, Камчатки и Курил, а между тем, в их тылу начинают непосредственно у наших берегов орудовать американцы и японцы. Гостиницы Сахалина переполнены ими.
_____Четвертое. Мы прочно садимся, и Сахалин в первую очередь, “на иглу” иностранных платежей за недра и “на иглу” иностранных же заказов (к примеру, Комсомольск-на-Амуре).
_____Какая уж тут независимость!
_____Пятое.На примере нефти особенно хорошо видно, как полученные за счет ее добычи и экспорта отечественными предприятиями капиталы сначала вывозятся за границу и там оседают на счетах в швейцарских банках, а потом, как бы обезличенные, ввозятся обратно в виде иностранных инвестиций, щедростью которых так восторгаются Орлов, Гарипов и Фархутдинов. Подумать только, 25 миллиардов долларов стоят первые два сахалинских проекта!
_____Шестое.Сколько из них окажется в российской казне? Очевидно, что финансовые риски неприемлемы прежде всего из-за массового воровства и невиданной в истории коррупции.
_____Фархутдинов совершенно прав, когда говорит, что “денег из Москвы не получаем”, но ошибается, когда добавляет, что “денег в Москве просто нет”. Вообще же, его точка зрения типична для сырьевого региона. Но деньги-то как раз в невиданных масштабах концентрируются в столичных коммерческих банках и невиданными темпами уплывают за границу. Разве неясно, что надо бы прежде всего потребовать национализации этой системы на благо страны (сейчас она работает против этого блага). Да и на Сахалине, всегда бывшем относительно самодостаточной областью, стоит перейти от рыночного хаоса и раздробленности к планово-мобилизационной экономике, и при условии местной безналичной эмиссии (к примеру, в форме векселей) средства найдутся. Но всем застит глаза идеология рынка. Ну прямо-таки смертельно боятся выговорить слова: плановость, общенародная собственность, единый комплекс. Вот и ходят теперь в побирушках. А центральная власть устранилась от государственных проблем и буквально толкает регионы на поиски финансирования из-за рубежа.
_____Очень четко, на мой взгляд, выразил требования “демократических” руководителей сырьевых регионов заместитель главы администрации Архангельской области А. Казаков, у которого теперь, если рассматривать область с Ненецким автономным округом, прямо-таки манна небесная: и нефть, и газ, и алмазы.
_____Не нужен никакой список, сказал он. Он мешает всем тем, “кто хочет работать” (т. е. отдавать ресурсы за границу за бесценок). По Тимано-Печорской проблеме уже шесть лет бьемся. Неважно, кто инвестор — российский или иностранный — “жить надо”!
_____Казаков прекрасно понимает, что при списках придется делиться и с Минтопэнерго, и с Министерством природных ресурсов (для того, видимо, они и задуманы), а без них — полная свобода. Впрочем, недоволен он и Ненецким округом, в области, мол, полмиллиона жителей, а в округе — 50 тысяч, на долю же округа приходится значительная часть налоговых поступлений.
_____Но ведь просто смешна наивная вера в доброго закордонного дядю: сначала регионы раздевала политика Москвы, теперь станет раздевать не в меньшей степени политика, формируемая на мировом рынке, где на нынешнюю Россию смотрят как на богатую ресурсами, но вместе с тем захудалую и ненадежную периферию. Разве только решат присоединить Архангельскую область к норвежцам…
_____То, что регионы ухватились за СРП, как за соломинку, свидетельствует о национальной трагедии России. Только отказ от идеологии и практики нынешнего “рынка” пока все еще способен вывести страну из тупика. Завтра, когда обрушится ТЭК, это будет уже поздно. А угроза этого обрушения весьма зрима и вполне серьезно прозвучала на слушаниях.
_____
_____КОСНЕМСЯ КРАТКОЙ характеристики “участков недр”, что включены в законопроект об их перечне, внесенный правительством в Госдуму в декабре 1996 г. (взамен отозванного майского).
_____Начнем с нефти и газа. В перечне называются участки недр к северо-востоку от острова Сахалин (Сахалин-3, Сахалин-4, Сахалин-5, Сахалин-6). По двум проектам — “Сахалин-1” и “Сахалин-2” — работы уже ведутся с июня, поскольку базовый федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” вступил в действие в январе 1996 г., и сахалинские власти уже и без того получили благословение ельцинского руководства. Напомню, что здесь инвестором выступает американо-японский консорциум при участии в первом проекте отечественного “Сахалиннефтегаза”. Только по этим двум проектам собираются достигнуть уровня ежегодной добычи почти в 30 миллионов тонн нефти и выйти на 10 процентов от общероссийского, а в будущем Сахалин вообще станет нефтяным флагманом России. Правда, чисто формально, ибо добыча будет в чужих руках.
_____Кто получит основную прибыль на Сахалине в дальнейшем? В представленных правительством к парламентским слушаниям материалах четко говорится: “Эксон”, “Мобил”, “Тексако”. И только в “Сахалине-6” появляется АО “Росшельф”, да и то по газу.
_____Затем идут участки недр юго-западной части Баренцева и южной части Печорского моря. Группа месторождений еще большая, чем на Сахалине. Перспективы здесь менее определенные, но со ссылкой на суровые арктические условия отмечается необходимость привлечения западных фирм и значительных инвестиций.
_____Основной довод — без разведки и бурения на шельфе нашей нефтяной отрасли в дальнейшем не выжить. Как будто мы никогда на нем не бурили! А Нефтяные Камни под Баку кто соорудил? Кто разбуривал еще очень давно этот шельфовый участок? Хорошо известно: советские нефтяники, позже перебравшиеся в Урало-Поволжье и Тюмень.
_____Далее указывается на огромную группу месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (объект так называемого “Тимано-Печорского проекта”, Северной территории и другие), находящиехся в основном в Ненецком автономном округе. Но тут и Коми республика, и Ямало-Ненецкий округ совсем близко. Говорят, главная окружная гостиница Нарьян-Мара буквально переполнена иностранцами. Кружат, как воронье…
_____А ведь и Печорское море, и Ненецкий округ прямо-таки в ближайшем тылу напичканной оборонными объектами Новой Земли. Куда смотрит Минобороны?
_____Далее Ямало-Ненецкий автономный округ, куда приглашен консорциум “Амоко” (в арабских странах орудовал “Арамко”, у нас — “Амоко”). В примечаниях говорится: “Освоение месторождений возможно только на условиях СРП, что позволит решить острые социальные вопросы” (?!). Подобные же примечания разбросаны по всему тексту “краткой характеристики участков недр, включенных в законопроект”. Известно, что американцы, составившие консорциум, настолько обнаглели, что даже законодательное собрание Ямало-Ненецкого округа, в отличие от Ненецкого, по крайней мере до сих пор упиралось и не давало благословения на СРП. Куш предстоит отхватить огромный. Что-то достанется и нашему “Юкосу”, государственная принадлежность коего теперь вообще сомнительна.
_____Сейчас ЯНАО вместе с Ханты-Мансийским округом дает 67 процентов общероссийской добычи нефти. Здесь более 90 процентов наших запасов газа.
_____Известно, что Советское государство вложило в освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири только за 10 лет, с 1966 по 1975 годы — порядка 300 миллиардов в долларовом исчислении тогдашнего времени, и ничего, не поморщилось. Была создана целая новая страна с десятками благоустроенных городов и поселков, где вполне грамотно решались и социальные проблемы.
_____Теперешние властители недр вместе с Ельциным эту страну развалили, нефтекомплекс растащили, а вырученные средства перекачали за границу, вложили в швейцарские банки и средиземноморские виллы. А теперь приглашают американышей, словно варягов: приходите, мол, и владейте нами.
_____Минтопэнерго еще при министре Ю. Шафранике сыграло черную роль в судьбе российской нефти.
_____Еще в начале 1996 г. (21 февраля) в “Комсомольской правде” появилась публикация с характерным предупреждением:
_____“Запад ведет в России глубокую нефтеразведку. Материалы для служебного пользования можно теперь запросто прочитать в американских журналах. А благодарить за это надо чиновников из Министерства топлива и энергетики”. В обстоятельной статье были приведены фотокопии приказа министра № 34 от 31 января 1995 г. и оглавления нового уникального издания “Российские нефтяные компании”, где всячески подчеркивалось, что, мол, у нас нет секретов уже ни от кого.
_____Неудивительно, что после такой подготовки иностранцы ринулись к СРП по проектам “Сахалин-1” (пробивается с 1990 г.), “Сахалин-2”, “Приобское”, “Западный Салым”, “Тиман-Печора”, “Южный Хылчую”, по которым теперь даже подсчитали пресловутый “эффект” (для иностранных фирм он несомненен).
_____В принципе такими делами Минтопэнерго пора бы заняться ФСБ и Генпрокуратуре. Рано или поздно так и будет…
_____Далее в перечне еще более многочисленные участки недр Ханты-Мансийского автономного округа. Липовые “экономические расчеты” говорят, что “освоение рентабельно на условиях СРП”. Даже наш знаменитый Самотлор попал туда же. Нефть и газ есть и в Эвенкийском автономном округе (Красноярский край), и, конечно же, “только при условии СРП освоение и разработка становятся экономически рентабельными”.
_____Вообще на нефть и газ в перечне приходится подавляющее большинство “участков недр”: тут и Дагестан, и Коми республика, и Саха, и Татарстан, и Удмуртия, и Красноярский край, и Иркутская область, и Волгоградская, и Новосибирская, и Оренбургская, и Пермская, и Томская, и Тюменская, и Калиниградская, и Сахалинская (суша). От края и до края. Бери — не хочу.
_____На втором месте — цветные, редкие и драгоценные металлы: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Коми, Саха, Тува, Алтайский край, Красноярский край, Хабаровский край, Иркутская область, Магаданская область, Читинская область, в том числе знаменитый Удокан, Чукотский округ. Все лучшее, что у нас есть…
_____Читатель скажет: вы пишете, мол, о “глобальных” вопросах, а нам надо жить сейчас, как-то выживать. Да не выживет русский народ при этой власти! Уже сейчас вымирает гигантскими темпами. Для добычи нефти, золота, металлов ввезут иностранных рабочих. А столицей рускапитала станет не Москва, а Лондон или Нью-Йорк с филиалом в Тель-Авиве.
_____
_____ВОЛЕЮ СУДЕБ автору как многолетнему члену ГЭК Госплана России пришлось быть втянутым в “драку”, которая разгорелась по поводу политики застройки села, более того, даже возглавить оппонирующую союзному ведомству сторону. Оказался я и в числе тех, кто энергично возражал против переброски стока северных и сибирских рек на юг.
_____В обоих случаях в основе проектов лежал узковедомственный подход: в одном — госстроевский, в другом — минводхозовский. Но то, что, казалось, было выгодно ведомствам, не устраивало государство как таковое. Интересно, что ведомственная тактика была очень схожа с нынешней по поводу СРП — выход на самые верхние властные структуры, тогда это было Политбюро ЦК КПСС, привлечение заинтересованных регионов, выбивание под проекты тех же инвестиций… Но с одной существенной разницей: раньше никто не апеллировал к загранице и никто не стремился заполучить иностранные инвестиции. Тяжба заканчивалась на уровне союзного центра.
_____Теперь же, похоже, апеллируют к некоему теневому “мировому правительству” (впрочем, полагаю, что в нашем случае достаточно комиссии Гор-Черномырдин) и деньги выбивают под проекты у иностранных инвесторов, более того, втягивают самих этих инвесторов не только в финансирование, но и в управление проектами. Столь же “судьбоносными”, как и прежде, и столь же, мол, направленными на благо страны. Послушаешь официального представителя правительства РФ при рассмотрении палатами Федерального собрания вновь внесенных законопроектов министра природных ресурсов РФ В. Орлова, и просто плакать хочется: так он печется об общегосударственных интересах России. А на самом деле — тот же ведомственный интерес, что и в прежних случаях, но только полностью совпавший на данном этапе с интересами иностранных монополий и, несомненно, обусловленный самим “курсом реформ”.
_____К чести советской власти, и госстроевский, и минводхозовский проекты лопнули еще в советское время, первый — в 1984 году, второй — в 1986. Сейчас о них никто и не вспоминает. Но удивительно, те, кто их проталкивал и пользовался поддержкой Политбюро, ныне превратились в завзятых “демократов”, а оппоненты (по-сегодняшнему, противники) оказались среди тех, кто Советскую власть защищал…
_____Иностранные монополии активно пытаются сейчас “зацепиться” за перспективные, по топливу и сырью, и вместе с тем стратегически важные регионы России: Ненецкие округа, Сахалин, северо-восток и северо-запад. Но я уверен, что в глубь России с крупными инвестициями они не пойдут.
_____Вот в Иркутской области подготовлены к эксплуатации Верхне-Чонское нефтегазоконденсатное и Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Там орудует наша фирма “Сиданко”. Но иркутяне надеются: приняв условия СРП и получив по ним льготы (одна-другая инофирмы всегда могут быть привлечены), осваивать их сами. По более мягкой, со скидками, налоговой системе. Т. е. они, иркутяне, как и все иные регионалы, крайне заинтересованы вовлечь в хозяйственный оборот свои ресурсы, дабы хоть как-то удержаться на плаву. А СРП, им так кажется, им помогут.
_____При этом почему-то им не приходит в голову, что ведь можно было бы дать хотя бы такие же скидки, как по СРП, своим, отечественным производителям, и точка. Даже в условиях рынка…
_____Пора понять и то, что никакой линии на развитие в России, лишенной своих “трех китов” — общенародной собственности, единого народного хозяйства, никогда не получится, ибо в этом случае мы всегда будем проигрывать иностранцам — издержки производства, даже только в силу суровости климата, приполярности, континентальности, огромных расстояний, у нас много выше.
_____ Мы, можно сказать, вытащили счастливый билет, когда в советское время попали в совершенно закономерную для нас экономическую нишу, и вытащили несчастливый, когда из этой ниши теперь выскочили. То есть России без государственного управления экономикой не выжить. Это только люди экономически малограмотные боятся “измов” и толкуют то ли о какой-то “третьей силе”, то ли — о “здравом смысле”, то ли — о “ведьмином помеле”. И при этом постоянно во что-то “верят”. Надо не просто верить, а знать и предвидеть.
_____
1.0x