( концерты) : «СКИТАЛЕЦ» И «ДОН ЖУАН»
Author: Елена Антонова
4 (165)
Date: 28–01–97
_____
_____Январские концерты в консерватории позволили москвичам в полной мере насладиться музыкой Моцарта. В смутные времена ощущается особенная потребность в музыке “нежного Вольфганга” — она несет гармонию и красоту в хаотичное мироздание, показывает человека именно как носителя и творца этой гармонии. Не устаю удивляться духовной близости Моцарта Пушкину. “На свете счастья нет, но есть покой и воля… ”; “По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья, Трепеща радостно в восторгах умиленья. — Вот счастье. Вот права!.. ” Так писал Пушкин, так звучит музыка Моцарта. Оттого и творчество их солнечно, радостно — “печаль светла”… Не зря Россини, называвший Моцарта “единственным”, как-то обмолвился: “Я всегда лечился у классиков. Два раза в неделю принимал Бетховена, четыре раза — Гайдна, а Моцарта — каждый день… Моцарт… всегда мил”. По-видимому, музыканты чувствуют эту настоятельную потребность в Моцарте: его музыка вне связи с различными юбилеями-датами звучала в январе чуть ли не в каждом московском концерте.
_____Четвертого января в Малом зале Консерватории (МЗК) выступало “Московское трио” — А. Бондурянский (фортепиано), В. Иванов (скрипка), М. Уткин (виолончель). Это было адекватное исполнение музыки зрелого Моцарта: Andante, менуэт и Allegretto. Жаль, что обошлось без аншлага.
_____Десятого января на сцене БЗК Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Владимира ФЕДОСЕЕВА и Московский Государственный Академический Камерный хор, возглавляемый народным артистом СССР и тоже лауреатом Госпремии СССР профессором Владимиром МИНИНЫМ, представили симфонию № 38 ре-мажор (Пражская) Моцарта и Большую фантазию для фортепиано с оркестром до-мажор (“Скиталец”) Шуберта-Листа (солист — заслуженный артист России Михаил АРКАДЬЕВ), а также — впервые в России — Псалом № 47 для сопрано, хора и оркестра (1904 г.) Ф. Шмита (солистка — Лолита СЕМЕНИНА).
_____Во время написания Пражской симфонии Моцарт завершал работу над оперой “Дон Жуан” и признавался: “С течением времени сочинять мне становится не легче, а, наоборот, труднее. Это сильнее меня. Пожалуй, вряд ли кто-нибудь потратил столько труда на изучение композиции, как я. Я проштудировал творчество всех больших композиторов: Гайдна, Генделя, Иоганна Себастьяна Баха, всех его сыновей, Глюка, Самляртини, Гассе. О, я мог бы составить список не менее длинный, чем донжуановский! ” Да, музыка симфонии — музыка умудренного, зрелого человека, принявшего жизнь во всех ее противоречиях. Поэтому дирижер не форсирует звучания, экономен в передаче оттенков музыкального настроения.
_____После Моцарта трудно воспринимать другую музыку, но “Скиталец” Шуберта-Листа прозвучал великолепно; он как бы романтически развил и укрупнил основную мысль моцартовской симфонии. Жизнь — дорога, а человек в ней — скиталец. В дороге могут настигнуть и ветер, и ненастье, и буря, но случаются и солнце, и теплый летний дождь. И, несмотря на то, что дорога жизни когда-то кончается, идущий вперед бросает вызов стихиям и Року, а потому становится как бы неподвластным им. Такое восприятие очень близко русскому мировоззрению, и не случайно вспомнились тютчевские стихи:
_______________Пускай Олимпийцы завистливым оком
_______________Глядят на борьбу непреклонных сердец.
_______________Кто, ратуя, пал,
______________________________ побежденный лишь Роком,
_____Тот вырвал из рук их победный венец.
_____Достойным завершением концерта стал Псалом № 47 Шмита — грандиозное произведение для оркестра, хора, органа (заслуженный артист России А. ФИСЕЙСКИЙ) и сопрано. Мажорный, славящий Бога Псалом, когда одновременно “фортиссимо” звучали оркестр, орган и хор, — потрясал слушателей. А когда сверху, с балкона амфитеатра, вдруг раздался высокий и светлый голос солистки, — мороз прошел по коже. Апофеоз! Какой хор! Как богата Россия талантами!..
_____
Елена АНТОНОВА
1.0x