Авторский блог Николай Анисин 03:00 27 января 1997

ШКОЛА: БОРЬБА С РЕЖИМОМ — В РАСПИСАНИИ УРОКОВ

<br>
ШКОЛА: БОРЬБА С РЕЖИМОМ — В РАСПИСАНИИ УРОКОВ
Author: Николай Анисин
4 (165)
Date: 28–01–97
_____
_____13 января закончились зимние каникулы в школах.
_____13 января началась забастовка 500 тысяч учителей.
_____Сеятели разумного в шестидесяти трех областях и краях закрыли классы перед тремя миллионами детей. Из тридцати территорий учителя приехали в столицу — в пикет к Дому правительства.
_____В Москве тринадцатого мела метель. Дорогой Борис Николаевич покоился в главной клинике. Менее дорогой Виктор Степанович резвился на охоте, находясь в законном отпуске. Поэтому первые лица во власти на забастовку учителей никак не отозвались, а пятые-десятые сделали вид, что ее заметили.
_____К засыпанным снегом учителям вышел чиновник из Дома правительства и пригласил восемь пикетчиков на встречу с вице-премьером Илюшиным и двумя министрами. Им было вручено обращение бастующего учительства. Через три дня его рассмотрели на заседании правительства. Протокол заседания (как решено погашать 7 миллионов долга педагогам) было обещано передать в ЦК профсоюза работников народного образования на следующий день. Но ЦК не получил этот протокол и через две недели.
_____Власть плюнула на забастовку учителей. Зато обслуживающая режим электронная пресса выразила им сочувствие. Учительский пикет показали в новостях все телекомпании. Показали и плакат с кукишем из окошка кассы, и лозунги, например: “Сегодня голодный учитель — завтра страна дураков”. Прошли по ТВ и репортажи из бастующих школ: ох, как несладко живется учителю.
_____Кроме охов сострадания из телевизора в один из январских вечеров, учительство ничего не получило. И забастовку не прекратило. Часть педколлективов ее приостановила, часть — бастует и в конце января.
_____Закрытые для детей школы — это показатель качественно иного состояния страны, нежели остановленные заводы. Первая массовая длительная и безрезультатная забастовка учителей свидетельствует: отныне Россия превращается в людоедский африканский бантустан, где сильные безжалостно пожирают слабых и где у вождей нет ни желания, ни воли спасать детей и заботиться о будущем. Режим Ельцина приговорил школу к медленной и мучительной смерти. Учителя своей забастовкой и просят, и требуют одновременно отменить этот приговор. Но отменить его не способна ни одна инстанция — ни в столице, ни в областных и районных центрах.

_____
_____
_____

ВЫСОКИЕ ЛБЫ И
БРИТЫЕ ЗАТЫЛКИ
_____На круглой площади в старинных зданиях в тверском городе Торжке меня остановил мужик в болониевой куртке и трико, достал из-за пазухи кинжал, в истертом кожаном чехле, и протянул мне: “Купи — всего три тысячи рублей”. Я спросил: “Чего так дешево оцениваешь оружие? ” Мужик ответил: “Да разве это теперь оружие? Настоящее оружие вон у тех, кто ездит на “джипах” и “мерседесах”.
_____Роскошные иностранные лимузины мелькают на улицах Торжка то и дело. И их каждый день видят учителя города, которые за ноябрь, декабрь и январь не получили за свой труд ни копейки.
_____За пару часов до того, как я пришел во вторую торжокскую школу, там были два крестьянина. Они предлагали учителям парную говядину по 12 тысяч рублей за кило. Ни у одного из 37 педагогов такой суммы не нашлось. Директор школы Любовь Николаевна Егорова пыталась уговорить крестьян продать мясо в долг — под расписку с печатью. Но они отказались: если нет у вас денег, то и не будет.
_____Обед в столовой 2-й школы состоит, как правило, из двух блюд: на первое — чай, на второе — пару печений. Такой обед, обыкновенно, заказывают и учителя, и ученики.
_____Муж молодой учительницы математики Светланы Владимировны Королевой работает на вагонзаводе. И тоже зарплату не получает с октября. Но им помогают их родители. Те же учителя, у кого нет родственников хоть с какими-то деньгами, распродают, чтобы покупать хлеб, мебель, одежду, бытовую технику.
_____Учебные наглядные пособия 2-я школа не приобретает с 1991 года. Библиотеку новыми книгами не пополняет три последних года. На 37 учителей выписывает всего две газеты и один журнал. Но при всем том в 1996 году школа выпустила 6 медалистов и получила несколько призовых мест на районных и областных олимпиадах.
_____“Мы как работали раньше, так и сейчас работаем при унизительной нашей нищете, — сказала мне учитель физики Татьяна Вениаминовна Щербинина. — Когда в класс не приходишь, жизнь кажется вообще беспросветной. Дети отвлекают от проклятых проблем. Но надолго нас при таком отношении к нам государства не хватит. Постоянное безденежье в учительских семьях — это постоянное недовольство друг другом, это лишние конфликты и нервотрепки. Мы живем в вечном страхе перед днем завтрашним, мы теряем уверенность в себе, мы лишены возможности самим учиться, пополнять свои знания. Нищета выматывает учителя и обрекает его на человеческую и профессиональную деградацию. Но школа оказывается перед угрозой вырождения не только из-за учительского безденежья. Нынешняя власть с ее реформами, во-первых, отняла у детей элементарные стимулы к учению, а, во-вторых, закрыла талантливым, но бедным, дорогу к образованию. У меня зять закончил аспирантуру, а живет в лаборатории в институте, спит на топчанчике, не раздеваясь. Что ему аспирантура дала, и чего ради другой способный человек, зная его положение, будет в нее поступать, если у нас в городе те, которые и девять классов не закончили, но выбрили себе затылки, имеют и квартиры, и “мерседесы”, и кучу денег. А вот в десятом классе у нас есть ученик Дима. С редкими задатками к физике и математике. Он может украсить любой технический вуз. Но у него одна мать, которая еле концы с концами сводит. И он, даже если очень захочет поступить в институт, то будут ли у него деньги, чтобы доехать до Москвы и прожить там во время вступительных экзаменов — большой вопрос. Образование детей брошено государством на произвол судьбы. Государству теперь все равно: есть у детей знания или нет, и, стало быть, в нашем труде оно не нуждается. И как нам, видя это, сохранить желание работать? ”
_____
_____6-й школе Торжка — шесть лет. Тогда, когда ее строили, у государства были деньги не только на зарплату учителям, на классы, книги и технические средствами обучения, но и на бассейн при школе. Ныне бассейн на замке — у государства нет трех миллионов (в старых деньгах — пятьсот рублей) на его ремонт. И ни у кого в городе, где полно лимузинов за 150—200 миллионов рублей, директор школы Виктор Михайлович Зыков найти жалкие гроши на ремонт не может. Например, семь раз он пытался попасть на прием к директору завода пожарной техники — и семь раз получал от ворот поворот.
_____Среди 86 педагогов 6-й школы есть молодые учительницы из детских домов (круглые сироты), есть беженцы из Узбекистана, которые собственного жилья не имеют и никогда не смогут его заиметь. От государства же бесплатные квартиры школа получила последний раз пять лет назад, и теперь всем ее новым бездомным учителям уготована только участь бомжей. Преподавательнице литературы, которая, как и все в школе, три месяца не видела зарплаты и не уплатила вовремя за общежитие, недавно предложили освободить комнату, и где она теперь будет готовиться к урокам, чтобы чувства добрые лирой пробуждать, никому неведомо, ибо ночлежки такой, например, что описана в пьесе “На дне”, в Торжке нет.
_____“Мне лично, — цитирую биолога 6-й школы Ольгу Алексеевну Кухорову, — согласиться на забастовку было очень тяжело. Мои два ребенка учатся в нашей же школе — в 8-м и 10-м классах. Как не беспокоиться, что они остаются без уроков? Но я сама могу с ними заниматься по многим предметам. А другие родители этого не могут. Значит, они должны еще больше беспокоиться. Отвадить от учебы ребенка легко, а как потом привадить, как заставить наверстать упущенное? Но и это не все. Школа в нашем микрорайоне — больше, чем просто школа, поскольку у нас нет досуговых учреждений. Поэтому если ребенок не сидит за партой, то оказывается в околоуголовных компаниях на улице, где тоже учат. Конечно, наша забастовка бьет и по детям, и по родителям. Но мы должны бастовать. Если мы не изменим наплевательское отношение к нам со стороны власти, если сегодня не спасем себя от полной нищеты, то завтра школы не будет, и дети пострадают еще больше. Кстати, многие родители это понимают. Например, родительский актив из 1-го класса приходил к учительнице Нине Николаевне Ширяевой, чтобы сказать: давайте мы все соберемся, детей с собой возьмем и пойдем вместе с вами к администрации города”.
_____
_____В конце ЯнварЯ власть Торжка была должна учителям один миллиард двести миллионов рублей. Ежедневно в казну города поступает в среднем 40 миллионов рублей. Если все эти деньги отдавать учителям, то долги можно погасить за тридцать дней. Но из сорокамиллионных ежедневных поступлений администрация обязана оплачивать и службы жизнеобеспечения города, и больницы, и бензин милиции, и выдавать зарплату аппарату управления. Стало быть, на долги учителям останется, в лучшем случае, миллионов десять с небольшим в день, и погашение их растянется минимум на три месяца.
_____Ставка учителя с высшим образованием и стажем работы свыше десяти лет составляет 300 тысяч рублей. Если он набирает полторы ставки, то получает 450 тысяч. Учитель самой высокой, 14-й категории с самой высокой нагрузкой может иметь зарплату не более 600 тысяч рублей. Учителя же начальных классов зарабатывают от 200 до 260 тысяч рублей в месяц.
_____Средняя зарплата в школах составляет примерно пятьдесят процентов от средней зарплаты официально показываемой в промышленности. Учитель в Торжке, как и во всей стране, стоит дешево. Так почему же он не может в срок получать свою крохотную зарплату?
_____По Конституции, система народного образования находится в двойном ведении — федеральном и местном. Скажем, шестая школа в Торжке, с одной стороны, — часть единого российского ведомства, с другой — одна из бюджетных структур города. Городская власть по закону обязана кормить школу. Но не кормит. То есть не исполняет закон. А не исполняет она его по той простой причине, что у администрации Торжка нет реальной власти — нет права распоряжаться собственностью и людьми.
_____Когда в Торжке строились школы с бассейнами, когда учителям выдавались бесплатные квартиры и они могли не только покупать мясо, но и ездить в отпуск к морю, все предприятия и магазины города принадлежали государству. Оно забирало в свои руки все доходы от производства и торговли и затем распределяло их между производителями, торговцами и бюджетниками. Каждый получал установленную ему государством зарплату день в день, и каждый был государством недоволен, считая, что оно обделяет именно его.
_____На волне этого недовольства и произошла смена режима в стране. Верх взяла та политическая группа-сила, которая громче всех кричала о том, как выгодно для народа отделить государство от собственности.
_____Новый режим раздарил госимущество отдельным кучкам граждан и не граждан России. То есть сознательно превратил богатое прежде государство в нищее и при этом создал условия, позволяющие новоиспеченным собственникам уклоняться от установленных законом финансовых выплат на содержание государственных служб, на образование в том числе.
_____До реформ все расчеты между юридическими лицами в том же Торжке производились только в безналичной форме, что полностью исключало присвоение неучтенных доходов. Наличные деньги использовались лишь на зарплату и мелкие канцелярские и представительские расходы. В последние же четыре года предприятия и торговые точки платят “налом” и за товары, и за услуги. Или производят взаиморасчеты бартером, меняя товар на товар. А поскольку как то, так и другое не проходит через банк и не поддается учету, то от государства утаивается как налог на добавленную стоимость, так и налог с прибыли. У новых собственников оказались в руках огромные суммы неучтенных доходов, что позволило им покупать и налоговую инспекцию, и милицию, и прокуратуру, и таким образом защищать свои сверхдоходы.
_____Сейчас, как уж говорилось выше, собственники платят властям Торжка по 40 миллионов в день. А должны платить, по расчетам местных экспертов, раз в десять больше. То есть, если бы городская власть собирала все положенные налоги, то она выплатила бы долги учителям за три дня и потом смогла бы увеличить их жалкую зарплату в несколько раз. Но это остается лишь розовой мечтой.
_____
_____НА ТРЕТИЙ ДЕНЬ учительской забастовки собрание представителей Торжка (15 депутатов) приняло решение о пятикратном увеличении налога за право торговли в городе — с 200 тысяч рублей в месяц до одного миллиона. Торговцы в ответ на это объявили свою забастовку — закрыли все ларьки и коммерческие магазины. И что же? Решение об увеличении налогов было немедленно приостановлено.
_____Городская власть бессильна перед новыми собственниками в торговле и производстве, ибо за ними и большие деньги, и бритые затылки в “мерседесах”. И любые ее решительные попытки изъять в бюджет неучтенные доходы, закончатся сегодня тем, что в городе будут другие депутаты, другая администрация, и высокие учительские лбы зарплату вовремя не получат.
_____Но они в Торжке тем временем бастуют. Бастуют без всякой надежды на помощь местной власти. Кто реально им может помочь спастись от нищеты? Не власть ли областная?
_____

ИЛИ УЧИТЕЛЬ, ИЛИ РЕЖИМ
_____
_____Тверской губернатор Владимир Платов уже вписал свое имя в историю области. Вписал тем, что благословил строительство в г. Ржеве кладбища-мемориала немецким оккупантам, которые семнадцать месяцев расстреливали, вешали, жгли и угоняли в рабство в Германию тысячи ржевцев. Под мемориал выделено 3 гектара тверской земли, и когда он будет возведен, то Платова наверняка запомнят как лучшего немца области.
_____Ныне же господина Платова чаще вспоминают в народе по иному поводу. До 1995 года Тверская область входила в число 15 субъектов Российской Федерации, где не бывало задолженности по выплате зарплаты бюджетникам. После года правления уважаемого Владимира Игнатьевича долг только учителям в области составил 39 миллиардов рублей. Есть ли в этом личная вина губернатора и его аппарата?
_____В соседнем с Торжокским — Кувшиновском районе — зарплата учителям не задерживалась до Нового года и, как утверждают местные власти, будет выплачена в срок и в январе, хотя Кувшиново значительно уступает Торжку по экономической мощи. Из этого следует, что состояние бюджета в районе зависит не столько от производственного и коммерческого потенциала территории, сколько от уровня собираемости налогов и, соответственно, от качества администрации.
_____У кувшиновского мэра Виктора Иванова такие же права по отношению к новым собственникам, как и у мэра торжокского Юрия Черноволенко. Но первый сумел заставить их любить бюджет, второй пока не успел (его недавно избрали). Но если Торжок, как ходят слухи, действительно насквозь криминализирован и коррумпирован, то Черноволенко будет поставлен перед выбором: либо уносить ноги подобру-поздорову, либо войти в мафиозные структуры.
_____В случае, когда глава районной администрации состоит одновременно на службе у новых собственников и бритых затылков, глава администрации областной — губернатор, практически не способен добиться пополнения казны в районе, ибо у него нет полномочий заменить продажного, но избранного населением мэра.
_____Некогда машиностроительный завод “Прогресс” в Тверской области был поставщиком тысяч станков с ЧПУ на все отечественные авиазаводы. Ныне же он сократил численность своих работников в 3 раза, оставшимся работу дает лишь 3 дня в неделю и, соответственно, налогов платит в 6 раз меньше возможного. Но вины губернатора в том никакой, ибо не господин Платов, а господин Черномырдин отобрал у “Прогресса” покупателей, выделив полтора миллиарда долларов на закупку американских авиадвигателей и самолетов, и тем самым остановил российские авиазаводы. Опять-таки не Платов, а Черномырдин и его кабинет распахнул страну для иностранных харчей и лишил тверские колхозы рынков сбыта и возможностей иметь доходы и платить с них налоги.
_____
_____У областной власти сегодня нет шанса ни предотвратить расхищение бюджетных средств на местах — в районах и городах, ни изменить преступную, направленную на подрыв отечественной экономики политику федерального центра, поскольку и каждый губернатор в отдельности, и Совет Федерации в целом по Конституции — ничто для президента и правительства. По большому счету, областная власть сегодня просто-напросто бесплодна, и когда тверской обком учительского профсоюза пишет гневное письмо в адрес господина Платова (мы на вас надеялись, когда голосовали за вашу кандидатуру, а вы…), то можно лишь посочувствовать обкому за напрасно потраченные творческие писательские потуги.
_____Учителя Торжка, решив приостановить забастовку, намерены вместе с тем обратиться в суд с индивидуальными исками к городской администрации по факту нарушения ею статьи 96-й Кодекса законов о труде (неисполнение условий трудового договора в виде невыплаты зарплаты). Чем закончится история с исками — предугадать нетрудно. Возможны два варианта. Первый: суд будет бесконечно долго откладывать слушание по искам. Второй: суд признает иски справедливыми, арестует банковские счета гороно, где денег кот наплакал, и опишет его имущество — столы, стулья и шкафы с папками. Но на этой безрезультатной акции борьба учителей за выживание вряд ли прекратится, поскольку им нечего терять.
_____В середине февраля педагогические коллективы предлагают своим профсоюзам возобновить всероссийскую забастовку учителей. Причем возобновить не только с экономическими, но и политическими требованиями. Предупреждение об этом было сделано уже при начале забастовки 13 января в обращении к правительству: “Непринятие срочных мер по нормализации положения в образовании потребует от нас сказать на уроках и лекциях правду ученикам, студентам и их родителям о нежелании власть имущих выполнять взятые ими обязательства в отношении детства, школы, учащейся молодежи, о бездействии правительства Российской Федерации, приводящем к разрушению интеллектуального и образовательного потенциала России, прямо создающему угрозу национальной безопасности государства”.
_____Учитель вынужден политизироваться и вынужден вносить борьбу с режимом в расписание уроков, ибо режим не оставил ему иного выхода. Школа, судя по всему, придет в политику. Но где те политики, которые ее поддержат и помогут победить в борьбе за право на жизнь?
_____
_____ Тверская область — Москва
1.0x