Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 13 января 1997

Постмодернистское время

<br>

ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ ВРЕМЯ
Author: Владимир Бондаренко
2 (163)
Date: 14–01–97
_____
_____На дворе 1997 год. Не было бы перестройки — готовились бы к очередному грандиозному юбилею октябрьской революции. А сейчас к чему готовиться?
_____Уже десять лет история для России как бы кончилась. Исчезла советская Россия, но не появилось и новой России. Прогнозы Фукуямы, похоже, оправдались пока что лишь в отношении России, если вспомнить его знаменитую работу “Конец истории”.
_____Но конец истории характерен прежде всего для постмодернизма. Никакой идеологии, никакой религии (вспомните Салмана Рушди), никакого героизма, никакой серьезности. Этакая всеобщая формула отрицания. Отрицается не только Шолохов, но и Солженицын, не только Маяковский, но и Пастернак, не только Маршал Жуков, но и Тухачевский… Разрушена иерархия культуры. Главенствует пародия на историю, на пафос, на глубину, на героизм.
_____Постмодернизм как форма отрицания государственности, национальности, религиозности. Отрицаются сама русская культура, русский образ жизни, русская действительность. Царит страшное смеховое зазеркалье. Издеваются все и над всеми. Сам принцип героизации отменен. И левыми, и правыми. Любой лидер мгновенно подвергается осмеянию и пародированию. Казалось бы — все справедливо. И у Зюганова есть неприглядные черты, и Жириновский смотрится как клоун, и Лебедь запутался в своих меняющихся манифестах, и Бабурин чересчур вальяжен…
_____Мы забываем, что Петр Великий тоже был иногда похож на клоуна; к тому же непропорционально сложен, забываем, что Сталин был сухорук и поначалу не умел выступать; что Екатерина Великая позволяла себе чрезмерные вольности… Мы забываем, потому что эти люди делали историю и жили в истории. А сегодня история для России как бы отменена.
_____Это типичное состояние постмодернизма. Постмодернизм стремится к наивысшей незаметности своих персонажей, он отрицает их лидерство, отрицает их творчество. Все уже было и все уже были. Остается пародирование, занижение и саморефлексия. Все не всерьез, все безответственно, все безнаказанно.
_____Творцы постмодернизма не оставляют никакой надежды для своих персонажей. Никаких характеров, никаких героев, никаких личностей. Они утверждают вместо культа личности время без личности. Время без поступков.
_____Кто они? Уверен, что главные творцы постмодернизма находятся не там, где их привыкли видеть. Это не Дима Пригов и не Витя Ерофеев…
_____Это постмодернисты-президенты, принимающие и отменяющие свои указы, как некие пародии. Это постмодернисты-генералы, отрицающие саму возможность настоящего Действия, настоящего Поступка, играющие в солдатиков, как в кукольном спектакле. Скажем, если даже один факт сотрудничества жены генерала Семенова с чеченскими боевиками соответствует действительности, генерал обязан спасти свою честь только с помощью своего табельного пистолета. Но генерал-постмодернист не различает поступков. Для него нет ни порока, ни добродетели…
_____В постмодернизм впадают и наши крупнейшие художники, режиссеры, писатели, порой даже не подозревая об этом.
_____Скажем, последний роман Виктора Астафьева “Прокляты и убиты” по всем признакам и канонам — типичное постмодернистское произведение. Никаких героев, никаких личностей — сплошная дурная знаковая бесконечность. Все идеи — высмеиваются, над пафосом — откровенное издевательство, прямо как в куклах Шендеровича. История пародируется, любое действие — блокада Ленинграда, взятие Берлина — обессмысливается.
_____А разве не является истинным творцом постмодернизма Татьяна Глушкова? Прочитайте внимательно серию ее статей о патриотических лидерах и деятелях культуры. Везде господствует смеховое зазеркалье. Все персонажи — не герои и не личности. Отрицается само понятие лидерства. Если все персонажи — с дурным знаком, то невозможно и развитие государственности, развитие общества. Кто его будет развивать? Нет лидеров истории и нет самой истории. Нет героических поступков, но чрезвычайно развита саморефлексия. Как и в случае с Виктором Астафьевым, нам предлагают общество без героев и без поступков, без трагедии и без пафоса — типичное состояние постмодернизма. Так можно писать, если всерьез считаешь, что история кончилась, что все персонажи — дурная пародия, что любой лидер не в состоянии что-либо изменить.
_____Появляется все больше книг и в проправительственных, и в оппозиционных издательствах, уже не борющихся друг с другом, а перечеркивающих саму возможность позитивного действия. Очевидно, винить авторов трудно, они — не гении, чтобы переломить инерцию самого времени. Они — лишь фиксаторы нынешнего постмодернистского времени, как бы выпадающего из истории.
_____Когда-то “сорокалетние прозаики” вывели на читательскую сцену маленького амбивалентного человека, разрываемого двойственностью всего уклада жизни, одновременной официальной мифологизацией людей и поступков и их же демонизацией и пародируемостью в неофициальной жизни. Результатом этой амбивалентности стал крах Советского Союза, в котором и экономика еще была на мировом уровне, и армия была могущественной, но была потеряна вера, был потерян герой, был разрушен миф, и этого оказалось достаточно для крушения супердержавы мира…
_____Увы, процесс крушения любых идеологических ценностей в перестроечное и постперестроечное время был продолжен. Ни монархисты, ни православные христиане, ни убежденные демократы не сумели этот процесс ни остановить, ни притормозить. Не сумели навязать обществу свою героику, свой миф, свою государственную мечту. Андрей Сахаров высмеивается в народе так же, как в былые времена Леонид Брежнев, нет надежного авторитета лидера ни у Горбачева, ни у Ельцина, ни у Лебедя, ни у кого другого. Общество выпало из истории и вкатилось в постмодернизм, что и зафиксировали творцы бесчисленных постмодернистских произведений. Даже наша газета временами впадает в постмодернистское безразличие к истории и дурную бесконечность пародируемых персонажей, отрицая одни ценности и не предлагая ничего взамен. Сумеем ли мы все вырваться из постмодернистского времени, сумеем ли вынырнуть из черной дыры в новую историю?
_____Молодым это постмодернистское зазеркалье, эти ужимки пародийности надоели, они рвутся к героике, это заметно было и в чеченской войне, это заметно даже по рейтингу книжных бестселлеров и рок-ансамблей. Молодежь отворачивается от постмодернистского равнодушия Бориса Гребенщикова и Андрея Макаревича и рвется на какие-то неприличные, некультурные, но героические, шоковые, романтические концерты…
_____Они уже готовы к новому историческому лидеру. Кто он?

1.0x