Авторский блог Владимир Бондаренко 03:00 23 декабря 1996

Самая неожиданная книга года

Для меня книга “Это я, боринька!..” оказалась самой неожиданной книгой этого года. По-своему — откровением. И при всей моей нелюбви к постмодернизму — может быть, единственным шедевром этого направления...

САМАЯ НЕОЖИДАННАЯ КНИГА ГОДА
Author: Владимир Бондаренко
52
Date: 24-12-96
_____
_____Для меня книга “Это я, боринька!..” оказалась самой неожиданной книгой этого года. По-своему — откровением. И при всей моей нелюбви к постмодернизму — может быть, единственным шедевром этого направления...
_____Конечно, можно прочитать книгу “Это я, боринька!..” и как сборник крутых антиельцинских анекдотов, которые подходят под ту или иную статью уголовного кодекса. Очевидно, поэтому о такой уже достаточно популярной книге молчат и “Литературная газета” (ау, постмодернист Курицын, куда вы забились от страха — у вас же Бондаренко хлеб отбирает), и “Независимая газета”, и даже такой поклонник подобного жанра, как Щуплов из “Книжного обозрения” (рассказывают, что в “Книжном обозрении” эту книгу читали хором, но так и читают молча до сих пор; может быть, Саша Щуплов завидует мастерству собрата?). Конечно, это покруче, чем статьи Минкина: “Удивляется народ, СПИД шумейку не берет! Видно, у шумейки член из нержавейки!” ...И так по каждому из членов руководства. Любой законопослушный журналист испугается...
_____Конечно, можно прочитать книгу “Это я, боринька!..” и как сборник нового русского фольклора, этакий вариант “Заветных сказок” Афанасьева. Не случайно от книги в восторге такой словесный пурист и знаток русского языка, как Юрий Лощиц. Для меня его оценка оказалась решающей при определении решения — печатать или нет полосу отрывков из книги в нашей газете. Рядовой читатель и воспримет книгу как полноценный живой русский неумирающий фольклор:
_______________Ко мне милый
______________________________ охладел
_______________Сказал —
______________________ “морда сизая”!
_______________На себя бы
_____________________________ поглядел!
_______________ЕЛЬЦИН
_____ В ТЕЛЕВИЗОРЕ!

_____Критик же обязан разглядеть в авторе книги тонкого эстета, книжного эрудита, полиглота ... и даже композитора. Впечатление такое, что прежде чем сесть писать очередную главу, автор играет часа по два этюды Шопена на фортепиано. По крайней мере, знает хорошо композицию.
_____Книга музыкальная. Книга эстетствующая. Книга, написанная по законам постмодернизма.
_____Автор как бы музицирует на тему Гоголя, Рабле, Боккаччо, Лимонова, Солженицына, Набокова. Эта книжка сшита по канве гоголевского “Носа”. Как у Гоголя нос отделился от хозяина и жил своей отдельной жизнью, так и у нашего анонима от Ельцина, старого члена партии и, больше того, выше того — почти что ЧЛЕНА ПОЛИТБЮРО, как бы отделился этот его ЧЛЕН ПОЛИТБЮРО. И все дружно охотятся за этим членом, стараются уничтожить, раздавить или куда-нибудь... запихать... Сюжет о том, как Ельцин ведет борьбу со своим членством, и что из этого получилось. Сюжет о маленьких человечках, потому и пишутся все они с маленькой буквы. Автор сам как бы среди них, он тоже ничто, он — один из них, и при этом — он все что угодно. Его анонимность, по сути, не носит политический характер — это акт жанра. За каждым рассказом, за каждой частушкой — прасобытие, пражест. Это тебе не примитивные плоские куклы Шендеровича. Автор “...бориньки” ретранслирует всю историю России и всю литературу. Он превращает всю перестройку в постмодернистский дурной бесконечный знак. А ее персонажей — в безответственных постмодернистских пародистов. Генералы — постмодернисты, президенты — постмодернисты... Убивают миллионами, и ни за что не отвечают. Это не сталинская величавость трагедии, признаваемая и его врагами.
_____Возможен ли реальный поступок у таких знаковых субъектов?
_____Конечно, нет! При них — нет истории, все — дурной жест. “Удивляется народ, чубайс тоже патриот!”
_____Я уверен, что этот таинственный автор — самое интересное литературное явление нынешнего года. Его книга — это самый реальный знак всей нашей эпохи. Может быть — это главный приговор ельциным и чубайсам?! Постмодернистский зеркальный мир лишен героизма и трагедии. Он — безрезультатен. Ельцинская эпоха — это культура дурной бесконечности. Как только она уйдет, исчезнут без всяких следов и ее ничтожные игроки. Ради этой книги я готов даже простить постмодернизм. Покупайте ее в издательстве “Палея” и вы убедитесь, какие ничтожные персонажи нами правят.
_____Кстати, выпустило эту книгу московское издательство”Новый Иерусалим”. У нас же здесь — только перепечатка.
_______________Когда в душе твоей
___________________ погас святой очаг,
_______________Неважно, друг мой, кто ты — шейнис
_____ иль собчак.

_____

Владимир БОНДАРЕНКО

1.0x