Авторский блог Андрей Девятов 03:00 23 декабря 1996

Сын полка

Спустя некоторое время я узнал, что эти ребятишки попали, если можно так сказать, в рабство. Оставшись без родителей, они оказались у чеченцев. И за кусок хлеба и крышу над головой их заставляют делать черную работу: лазить по свалкам и руинам, собирая все, что может пригодиться в хозяйстве, пасти отары, воровать и т. д. Причем настолько умело запугивают малышей, что любые попытки военнослужащих хоть как-то помочь обустроить их судьбу — отправить в дома-приюты или интернаты в Россию — вызывают панический страх.

СЫН ПОЛКА
Author: капитан Д. Девятов
52
Date: 24-12-96
_____
_____

Так с любовью называли бойцы девятилетнего Андрюшку. Его трагическая судьба в итоге сложилась благополучно. А вот что ждет сотни и тысячи детей, оставшихся в Чечне?


_____
_____
_____О чеченской войне сказано многое, но не все. Мы писали о боях, о городах, о павших.
_____Но о чем не писали ни разу — это о детях войны. Оказавшись лицом к лицу с ужасной реальностью, они, по сути дела, были брошены на произвол судьбы. Счастье, если оставались живы родители или хотя бы близкие родственники. А если нет? Сколько русских сирот осталось в Чечне? Девчушек и пацанов, которые в свои восемь-десять-двенадцать лет вынуждены были самостоятельно бороться за свое выживание. И мало кто мог поддержать их в критические минуты, помочь укрыться во время обстрелов, раздобыть глоток воды и корочку хлеба. Обреченные, они, как затравленные зверьки, искали пристанища, выбирая своим детским умом тех, кто мог бы их защитить.
_____Они сновали между рядами, подбегая то к одному, то к другому прилавку. Привыкшие к людям в военной форме, они не стесняясь, окружали солдат, просили дать денег на хлеб. Солдаты и офицеры, как правило, не отказывают. И все было бы ничего, если...
_____Будучи в городе, я, по совету знакомых, присмотрелся к тому, как ведут себя дети, получившие заветные бумажки. Они сходились к углу одного из близлежащих домов и протягивали “заработанное” чеченке. Девчонка лет пятнадцати, вся в каких-то украшениях, небрежно складывала принесенное ей в специально для этого приготовленную сумочку. Те же, кто рассчитался с “хозяйкой”, тут же возвращались на рынок и продолжали попрошайничать. Всех при этом отличала странная особенность: на детских головках были выстрижены какие-то знаки.
_____Спустя некоторое время я узнал, что эти ребятишки попали, если можно так сказать, в рабство. Оставшись без родителей, они оказались у чеченцев. И за кусок хлеба и крышу над головой их заставляют делать черную работу: лазить по свалкам и руинам, собирая все, что может пригодиться в хозяйстве, пасти отары, воровать и т. д. Причем настолько умело запугивают малышей, что любые попытки военнослужащих хоть как-то помочь обустроить их судьбу — отправить в дома-приюты или интернаты в Россию — вызывают панический страх. Любое обращение заканчивается, как правило, тем, что уже вроде бы согласившийся ребенок ловит чей-то взгляд из толпы и тут же наотрез отказывается и убегает.
_____Столичные правозащитники в один голос утверждают, что дети не сироты, живут в семьях и занимаются естественным промыслом — добывают средства на жизнь в разрушенном городе. А та чеченка-”хозяйка” — что-то вроде местного рэкета. Но... глазу видно.
_____Как ни странно, о существовании рабства говорят сами дети.
_____В один из первых дней своей командировки я находился в штабе 205-й бригады. В комнату, где собрались после напряженного дня офицеры, влетел мальчонка, на вид лет восьми-девяти. Белокурый, в непомерно большой для него “афганке”, старательно подшитой чьей-то заботливой рукой, он выглядел как настоящий солдат. Белые кроссовки и лихо сидящий на его голове берет делали пацана просто неотразимым. Но это минутное восхищение, которое, пожалуй, охватило каждого сидящего рядом со мной, перерастало в непонятную для меня тогда тревогу.
_____— Дядя Слава, можно я на улице с ребятами поболтаю? — выпалил он на одном дыхании.
_____— Иди, только будь осторожен. Уже темнеет, и не тебе объяснять, что такое ночь в Грозном, — рассудительно ответил тот, к кому обратился мальчишка.
_____Дверь закрылась и были слышны только удаляющиеся шаги бегущего по коридору маленького солдатика.
_____— А это кто такой? — поинтересовался я.
_____— Как, ты не знаешь? Да это же наш Андрюшка! — сын полка. Один из офицеров решил его забрать с собой в Россию и там усыновить. Жалко будет нам с ним расставаться. Все его полюбили за не по годам взрослую сноровку и смекалку.
_____— Где же вы его нашли и чей он?
_____— Сирота...
_____Отца и мать Андрюшки дудаевцы убили в январе, вымещая злобу за свои потери на русскоязычном населении. Чудом оставшийся в живых мальчик жил на кладбище, ходил по нашим блокпостам, просил еду. Кто хлеб давал ему, кто банку тушенки, кто деньжат подкидывал. Так и жил почти пять месяцев. А теперь пришел к нам в бригаду.
_____Разговаривая позже с Андрюшкой, я удивился его логике и ходу мыслей. Казалось, как может рассуждать ребенок в девятилетнем возрасте, какие серьезные выводы делать? Ан нет. Несмотря на свой возраст, он смог разобраться, что к чему, к кому идти за помощью, а кого избегать.
_____Потеряв самых близких и любимых людей, Андрюшка в полном смысле слова взялся за оружие. Сам научился снаряжать магазин, стрелять из автомата, снайперской винтовки, пистолета. Любого может сам научить, как пользоваться подствольным гранатометом. Да, да. В свои неполные десять лет. Причем не из баловства, а с целью защитить свою жизнь. Страшно себе это представить, но это наша сегодняшняя действительность.
_____В один из весенних дней Андрюшка выбрался из склепа, где жил, на поиски еды и вдруг заметил на крыше одной из девятиэтажек фигуру человека со снайперской винтовкой. Крыша возвышалась над блокпостом российских десантников. Позабыв о своих планах, смекнув, чем может закончиться появление боевика с оружием на здании, поспешил к своему тайнику. Вытащив автомат с подствольником, который за неделю до этого подобрал в руинах у убитого боевика, вернулся к тому месту, где видел дудаевского снайпера. Выбрав удобную позицию, прицелился и выстрелил. Прибежавшие на выстрел российские офицеры нашли труп боевика с лежащей рядом С В Д.
_____Спустя некоторое время один из блокпостов, где обычно кормился Андрюшка, подвергся обстрелу боевиков. Просвистевшие над головами пули веером врезались в железобетонную плиту. Цементная пыль осыпала чудом оставшихся в живых. В мгновение ока все залегли, рассредоточились. И вместе со всеми Андрей схватил оружие. Подполз к амбразуре, вставил в нее автомат и открыл огонь.
_____Потом, когда все стихло, стал сожалеть, что стрелял только по “зеленке”.
_____— Надо было по пятиэтажке. Там наверняка тоже сидел кто-то. Ну, да ладно. Среди зелени деревьев наверняка было больше, — размышлял вслух Андрей.
_____После прочесывания места, где предположительно находились боевики, было обнаружено в нескольких местах большое количество крови. Тел убитых или раненых так и не обнаружили. Но это было не важно, главное — дали достойный отпор.
_____Долго мне еще рассказывали о похождениях всеобщего любимца. Я слушал, а в мыслях содрогался: ведь это ужасно. Наши дети вместо того, чтобы учиться в школах, воспитываться на добре и любви, познают смысл жизни на войне. В руках держат не конфеты и мороженое, а автоматы и пистолеты. Вот что действительно трагедия нашего времени. Детские души поражены синдромом войны. Кто из них вырастет, как используют полученные знания в будущем сегодняшние мальчишки? Хорошо, если судьба сложится такая, как у Андрюшки. Уедут, как и он, подальше от всех этих ужасов, и получат достойное воспитание. Будущий отец — майор, прошедший горнила чеченской войны, — сможет правильно объяснить приемному сыну, что оружие необходимо все-таки для поддержания мира, а не для войны.
_____Поймут ли это все дети Чечни — остается, к сожалению, вопросом.

Капитан Д. ДЕВЯТОВ

1.0x