Авторский блог Сергей Кургинян 03:00 23 декабря 1996

ТОВАРИЩ ПРЕЗИДЕНТ!

<br>
( Россия) : ТОВАРИЩ ПРЕЗИДЕНТ!
Author: С. Кургинян
52
Date: 24–12–96
_____
_____23 декабря — В 9. 40 утра Б. Ельцин прибыл на работу в Кремль.
_____
_____
_____Ельцин возвращается к активной политической жизни. Параллельно с этим возвращением набирают силу слухи о том, что президент не вполне здоров и не будет вполне здоров. Один из источников этих слухов — Александр Лебедь, сильно активизировавшийся после поездки в США. Еще 12 декабря он дал интервью второму каналу немецкого телевидения, где заявил, что сводки о состоянии здоровья Ельцина приукрашиваются. Что несмотря на предостережение врачей, Ельцин снова начал пить. Что Ельцин не в состоянии управлять государством. Что он должен уйти. И что должны состояться досрочные выборы, на которых Лебедь выставит свою кандидатуру. Позже Лебедь несколько раз повторяет сходные заявления. Последний раз он это делает на радио “Эхо Москвы”. Там снова говорится, что президент болен, что он должен уйти, и что должны пройти новые досрочные выборы. На этой неделе Лебедь готовит конференцию новой партии “Честь и порядок”. До этого он слетал в Кузбасс, где в атмосфере таинственности провел определенные совещания. Завернул и к брату в Хакассию.
_____При всей таинственности особо дотошные журналисты смогли докопаться до главного. До того, что Лебедь, облетая страну на своем самолете, собирает политическую дань с крупных региональных экономических структур. Качество этих структур более или менее понятно (и видимо, уже не только экспертам). Схватки на региональных выборах говорят о том, что криминальная революция второй волны, выдвижение в политику второй, особо жестокой, криминальной “теневой экономики”, становится уже реальностью. Видимо, эти структуры не без помощи из-за рубежа намерены строить связи с профсоюзным движением нового типа (в условиях, когда старое, с какими-то минимальными представлениями о дозволенном, полностью добито Михаилом Шмаковым и его командой). При этом нет никаких сомнений в том, что Лебедь попытается задействовать в своем “втором пришествии” все виды поддержки как иностранной, так и внутренней, включая чеченскую. И оседлать все виды недовольства — как социального, так и политического.
_____Момент активизации Лебедя поразительно совпал с моментом нового выхода “товарища президента России”. Так экзотически, но не случайно назвал Ельцина приветствовавший его военный из охраны Кремля. Приветствие это звучит достаточно символически. В то время как Лебедь оседлывает местный криминалитет и протестный электорат в тяжелых регионах типа Кузбасса, Геннадий Селезнев дает интервью Сванидзе, в котором жестко отмежевывается от радикализма (в том числе и сопряженного со знаменитым “временное оккупационное правительство”), от своей партийной принадлежности, и наконец, от твердой оппозиционности вообще. Это отмежевывание принимает весьма причудливые формы. Так, например, говорится о том, что КПРФ не задействовала механизм фракционной дисциплины во время голосования по бюджету. Тогда как “Яблоко” задействовало. Иначе говоря, фракции коммунистов была дана отмашка голосовать за бюджет. Причем не просто голосовать, а форсировать принятие бюджета в почти непристойных формах.
_____Действительно, чьи-то высокие рекомендации содействовали тому, что всегда неторопливая фракция (вспомним хотя бы темп ее реакции на хасавюртовские начинания Лебедя) вдруг мобилизовалась, отбросила “условности”, связанные с необходимостью разобрать бюджет по косточкам и получить на этом политический и иной “приварок”, форсировала досрочное голосование во втором чтении и под причитания демократов (“это же неприлично, надо же по статьям! ”) приняла бюджет, который недавно называла преступным и разрушительным. При этом все разговоры о том, что работа Думы привела к изменению бюджета, конечно же, не выдерживают никакой критики. Основные показатели таковы, что экономического роста нам ждать придется еще очень и очень долго. Химера “бюджета развития” откровенно нужна для того, чтобы сохранить хотя бы фиговый листок приличия при принятии недавно проклинаемого закона. А сам “товарищ президент” высказался по поводу изменений бюджета походя, но не без резкости. Нет-де четкого обоснования того, что повышение доходов и расходов имеет источник, а потому шли бы вы все… Эксперты, знающие толк в кремлевских интригах, утверждают, что НПСР еще до небрежного “посыла” высшей персоны сообщили, что их поправки в бюджет никто не собирается принимать во внимание. Так ли это — вопрос особый. Столь же особый вопрос — муссируемое назначение Маслюкова на какой-нибудь высокий правительственный пост. Коммунисты отнекиваются. И вряд ли дело в том, что фракция вожделеет обрести еще одного Тулеева. Скорее, есть надежда на то, что Кремль даст отмашку на серьезное сотрудничество с “товарищем президентом”. И это сотрудничество положит основу для значимых корректив в политике нынешнего российского руководства.
_____Есть самые серьезные основания полагать, что “номенклатурный рефлекс” в очередной раз окажет нашей оппозиции недобрую услугу. Пересаживание на властный корабль в нынешней ситуации весьма и весьма чревато. Отдавая другим протестный потенциал населения, оппозиционные “державники” обязаны отдавать себе отчет в двух основных обстоятельствах. Во-первых, они должны расстаться с иллюзиями о том, что этот потенциал они всегда при желании вернут себе. Во-вторых, они должны понимать, что потенциал этот необязательно сработает лишь на благую цель “опрокидывания режима”.
_____Что касается первого, то Лебедь мастерски перехватывает инициативу у нашей неповоротливой и избыточно-тревожной патриотической оппозиции. А непопулярный сегодня в массах Явлинский “считает ситуацию” гораздо быстрее пресловутых оппозиционных “интеллектуальных центров” и не боится выбрать политическую позицию, исходя из верных концептуально-стратегических ориентиров. Тезис Явлинского о становлении кланово-олигархического режима в России трудно опровергнуть. И если номенклатурные собратья готовы в самый острый и ответственный момент начать склеивать олигархию (под проклятия отдельным ее представителям), то Явлинский четко понимает: здесь крупной игры нет. И начинает остро и продуманно рисковать, будучи убежден, вдобавок, в полной безнаказанности. А как называется будущая партия Явлинского? Правильно! “Союз регионов”. А куда ездит Лебедь? Правильно! К регионалам, обладающим “черным налом” и необходимой для победы мускулатурой.
_____А на что нацеливается Совет Федерации, сначала жестче, чем Дума, торпедируя “преступный бюджет”, а затем уходя в сторону? А какие расширения своих политических возможностей планирует для себя московский покровитель крупномасштабной авангардной скульптуры? Не в Совете ли Федерации должно произойти это долгожданное расширение возможностей? А о чем пишет давно не появлявшийся на первом плане Горбачев? Какие союзы он считает максимально продуктивными? Лебедь-Явлинский-Лужков, если не изменяет память!
_____Нет, господа-товарищи из оппозиции, вожделеющие альянса с “товарищем-господином” по имени “президент”. Отсутствует она, эта мнящаяся вам безальтернативность вашего контроля над протестным электоратом. Отсутствуют и ничуть не менее мнимая “императивная” благость, просветленность, державность протестных энергий. Сами по себе эти энергии не несут в себе ничего изначально заданного. Они могут быть собраны разными силами и направлены в разные русла, как говорят, “по разным каналам”. И есть достаточно высокая вероятность того, что в условиях оппозиционной “псевдокутузовщины”, предопре-деленной и запуганностью оппозиции, и ее неповоротливостью, и… что греха таить, тягой к комфорту, к околовластному бытию — протестный потенциал будет собран теми, кто обрушит его на власть для развала государства.
_____В подобной ситуации роль “товарища президента” становится особо неоднозначной. Уже не раз проявивший властную хватку Ельцин может проявить ее еще раз. Не имея стратегических ориентиров и презирая стратегию, испытывая к ней органическое и глубокое отвращение, Ельцин любит власть. А сохранить ее даже до 2000 года он в нынешних условиях может, только сохраняя централизованную государственность России.
_____Между тем, вызовы этой государственности множатся. Залихватский напор Лебедя — это еще не все. Хотя мощь этого напора нынешний кремлевский верховный сиделец должен был бы знать по самому себе, по той волне, которая несла его к власти в 1988–91 годах. И тем не менее, Ельцин способен мобилизоваться в острых ситуациях и давать отпор острым моментальным угрозам своему доминированию на властном “Олимпе” России. Гораздо опаснее для него — “тишь, гладь и божья благодать”, в которой некая “номенклатурная ряска”, медленно и ласково стягиваясь и убаюкивая “верховного”, вдруг начинает “по щучьему велению” превращаться в удавку, из которой уже не выпрыгнуть. Испытав подобное превращение в 1987 году на Октябрьском пленуме, бывший секретарь МГК КПСС запомнил урок на всю жизнь. И озираясь, притворяясь не слишком убедительно этаким новогодним “дедом Морозом”, этот свирепый и очень сильно битый политик уже прикидывает, какая ряска опаснее: “думчато-розовая” или “сенатно-бесцветная”.
_____Главная опасность для Бориса Ельцина вовсе не в том, что в регионах формируются какие-то “красные пояса”. Опасность в другом. Идя на выборы сам, он дал отмашку избираться “региональным баронам”. И они умело избрались, пойдя на сговор с “тамбовскими”, “солнцевскими”, “кузьминскими”, а главное — со своими, под боком сидящими, поднаторевшими в убийствах и подкупе. Теперь феодализация российских регионов — это уже почти свершившийся факт, причем без четкой идеологической окраски. Социально-экономический кризис даст всерегионно избранным князьям разного цвета возможность подтянуть к себе силовые структуры, которые давно уже поглядывают в их сторону. Брошенные в поле полки целиком зависят и от самих народно избранных глав, и от тех, кто спонсировал этих глав на выборах и будет спонсировать ожесточенных военных с их семьями голодной и холодной зимой 1997 года. Зависимость такого рода не бывает “обратимой”. В этом местная “братва” знает толк не хуже столичной.
_____Но еще опаснее то, что капитулировав в Чечне, Кремль окончательно отпихнул от себя силовые структуры, а одновременно как бы подтолкнул разного рода “националов” к тому, что крутые барыши можно “оприходовать” по чеченской модели. Дагестан уже готов к взрыву. Можно сколько угодно рассуждать о том, какие лопухи остановили Радуева на блокпосте, но при этом надо понимать, что приход Радуева с оружием в Дагестан, да еще на съезд чеченцев-аккинцев, — это красная тряпка для тех, кто не забыл о его “шалостях” в Кизляре и Первомайском. Кабардино-Балкария уже дала острую реакцию на происходящее. Северную Осетию мастерски провоцируют на конфликт. Ингушетия в этом конфликте не будет пассивным элементом. Северный Кавказ хотят взорвать. И он, скорее всего, будет взорван. Может ли уцелеть при этом взрыве Кремль с его “товарищем президентом”? Сомневаюсь.
_____Две активные силы будут сжимать этого “товарища” в клещи — “обобщенный Басаев” и “обобщенный Лебедь”. Две пассивные силы будут душить его в объятиях, две “ряски” разного цвета, стремящиеся привести государственное устройство в новое, фактически конфедеративное, состояние. Что будет этому противопоставлено — сказать трудно. Двигаться дальше нынешним путем, путем Гайдара и Чубайса, сам Ельцин не может. Это может делать “вторая, явлинско-лебедевская революция”, и делаться это будет на обломках существующей государственности. Уберегаясь от этой революции, региональные номенклатуры могут сделать то же, что для своего сбережения сделали номенклатуры союзные. И при любом цвете этих номенклатур их существо будет одно — антигосударственное. Деструктивный революционаризм Лебедя и компании и деструктивный консервативизм “региональных баронов” на разный манер — добьют больную страну.
_____В чем же выход? В консолидации тех сил, для которых централизованная Россия — это не красивый лозунг в предвыборном обращении, а альфа и омега их гражданского и экзистенциального бытия. Времени для такой консолидации осталось совсем немного. Что же касается “товарища президента”… Как говорят, поживем — увидим.
_____
С. КУРГИНЯН
1.0x