ВЕС ВЗЯТ!
Author: Станислав Говорухин
51
Date: 17-12-96
_____
_____На мою заметочку “Юбилейное”, напечатанную в канун Великого Октября, появились скорые и сердитые отклики. Суть ее была в том, что Октябрь принес не только счастье и освобождение человечеству, но и многие трагедии. Не удержался я и от того, чтобы вспомнить добрым словом дореволюционную Россию, которую искренне и нежно люблю.
_____Досталось за это и мне, и особенно России. Не скоро сверстники мои избавятся от ненависти к Николаевской России, которую им внушали с детства.
_____Статью Кара-Мурзы я прочел. Правда, с трудом. Упреки эти я уже слышал. После фильма “Россия, которую мы потеряли”. Теми же самыми словами. А вот Ю. Мухина в газете “Дуэль” за N 20 и читать не стал, когда увидел, что царя-мученика, расстрелянного в сыром подвале, увидевшего перед смертью, как убивают любимых дочерей, сына, жену... назвал Николашкой!..
_____Конечно, пословица “о покойнике или хорошо или ничего” тут не совсем проходит. Дело давнее, да Николай II и не простой покойник. Не проанализировав его ошибки, не отдав должное его добрым делам, не поймешь и истории государства, не сделаешь правильных выводов на будущее.
_____Есть у Р. Киплинга такие строчки:
_____
_______________
_______________Гиены и трусов, и храбрецов
_______________Жуют без лишних затей,
_______________Но они не пятнают имен мертвецов,
_______________Это дело людей.
_____
_____
_____И поставим на этом точку. Никто никому ничего не собирается доказывать. У вас Россия, которую мы потеряли, вызывает апатию, а я, чем больше узнаю про эту удивительную страну, тем больше влюбляюсь в нее.
_____Разговор о другом.
_____Вы что, действительно решили, что я “красный”? Вдруг стали журить, будто я оступился, будто я из вашего стана. Ошибочка, друзья-товарищи. Я даже из другой породы. Я люблю и ту, и другую страну, и в сегодняшней истерзанной и изуродованной России вижу кой-какие достоинства.
_____Историю же отцов помню особенно хорошо — половина ее прошла на моих глазах! Знаю, были там и прекрасные героические страницы. Были и подлые до омерзения. Все было.
_____Была, например, горная шахта под Алапаевском, куда сбросили (не тело, нет!) живую Елизавету Федоровну, родную сестру императрицы, немку по крови, но настоящую русскую женщину. Святую женщину, ибо добрых дел ее не счесть. Было письмо Ленина членам Политбюро: “Чем больше мы расстреляем священников, тем лучше”. Был красный террор, уложивший в могилы лучших сынов России (например, поэта Николая Гумилева). Был изгон ученых из страны. Была такая лженаука — кибернетика, сейчас мы особенно чувствуем, что отстали именно в этой области. Был страшный мор 33-го года, когда люди падали замертво от истощения, а составы с зерном уходили за границу. Было более тридцати миллионов брошенных в толпу войны.
_____А вы, восхваляющие все, что было после 17-го года, даже правильную цифру погибших стыдитесь назвать. Сначала называли 7 миллионов, потом, при Хрущеве, — 20, спустя несколько лет, с трудом шевеля губами, стали мучительно выговаривать цифру 27. А на самом деле, значительно больше.
_____Все перечисленное не ошибки большевиков, а тяжкие преступления против человечности. У них нет срока давности, поэтому народ их и не забывает, и не забудет никогда.
_____Бессовестная пропаганда весь груз преступлений большевиков повесила на Зюганова. И Зюганов, кряхтя, взял вес. В дни летней антикоммунистической истерии мы не слышали от него ни одного слова опровержения или возмущения.
_____А это значит, что вес взят.
_____Президент, сам бывший коммунист, поднаторевший в фальсификации истории, наверное, довольно потер руки и сказал: “Русский богатырь, понимаешь!”
_____Вот уж сколько времени Зюганов несет эту тяжеленную ношу и, естественно, ни на шаг не приблизился к цели. Отстранить антинародную власть можно только всем миром, а многие люди сторонятся Зюганова, пугает страшный груз за спиной.
_____Сбросить бы этот пугающий людей груз преступлений (насколько я понимаю Зюганова, он и сам бы не прочь это сделать), да мешают советчики: “Не бросай! — шепчут. — Тащи! Это не жертвы злодеяний, это щепки после рубки леса”.
_____Лет шесть слышу эти речи, уже миллионы “возмущенных масс” перемерли, уже поднялась молодая поросль, воспитанная растленным телевидением (для них слово Зюганов, как слово Бармалей), а речи все те же.
_____Люди хотят знать другое. Что они, коммунисты, будут делать, когда придут к власти? В ответ невнятное мычание. “Ну ладно, — рассуждает грамотный народ, — раз сами не говорят, попробуем догадаться. Попытаемся понять, что им нравится, тогда и поймем, каким путем пойдут.
_____Значит, история страны до 17-го года им не нравится. Тут у них веские аргументы против. Все, что после 17-го, — хорошо. Никаких попыток откреститься от чего-либо, даже от самого подлого. Стало быть, они собираются вернуть не лучшее из того, что было, а все! Буквально все — и 37-й год, и принудительную коллективизацию, и экспроприацию, и запрет на Бунина с Солженицыным, и собеседование в райкоме перед выездом за границу...”
_____Но вот что-то стало меняться в стане оппозиции. Рядом с Зюгановым (не в окружении, прошу заметить, а рядом) встали люди, свободные от страшного груза, те, кого в случае нового витка антикоммунистической истерии, невозможно обвинить в грехах большевиков. Люди все известные, пользующиеся уважением: Виктор Розов, Валентин Распутин, молодые, подающие надежды политики Алексей Подберезкин, Владимир Семаго, Юрий Иванов... Вашего покорного слугу, между прочим, тоже не на помойке нашли.
_____Эти люди как бы самим своим присутствием говорят: мы и есть гаранты того, что страшные годы лихолетья не повторятся в нашей истории, можно и должно объединяться с коммунистами типа Зюганова, вообще со всеми порядочными людьми из этого стана. Им одним власть не свалить, это уже идиоту понятно (груз, страшный груз за плечами), а нам без их сплоченной организации — тем более. И в обществе пошло брожение, наметился сдвиг к этому, связанному единой целью союзу.
_____Но ортодокс не дремлет. У Зюганова ухо распухло от постоянного нашептывания: “Плохую услугу вам оказывают такие люди, как Говорухин”. Кара-Мурза, будучи честным человеком, произнес это вслух, на страницах печати.
_____В заметке “Юбилейное” я назвал себя “красным”. Многие не поняли иронии. К моему помощнику в Кисловодске обратились старые большевики с требованием организовать митинг в день рождения Сталина.
_____Ортодоксы рассуждают просто: раз рядом, значит, такой же.
_____А я другой.
_____Сталин отнял у меня отца, а у мамы мужа и кормильца. Она умерла в молодом возрасте от непосильной работы.
_____Поэтому мне не надо рассказывать, как было при большевиках. Я сам знаю, что там было хорошего, а что до омерзения подлого. С этого мы и начали разговор.
_____Что же касается “России, которую мы потеряли”... Это образ, художественный прием, гипербола. Мы ее еще не потеряли. Многое, даст Бог, удастся вернуть, восстановить, как восстанавливают храмы по русской земле. Пройдет время и вся она засияет золотыми куполами. И народ наш перестанет вымирать. И прекратятся братоубийственные войны. И будем мы снова самой читающей страной в мире. И никакого повторения 37-го года не допустим...
_____При одном условии. Если кому-то не удастся нас расшибить, разъединить, поссорить...
1.0x