Авторский блог Виктор Подсвиров 03:00 16 декабря 1996

Не дергайте DE BEERS за усы

<br>

НЕ ДЕРГАЙТЕ DE BEERS ЗА УСЫ (на воре всяка шапка горит. даже мономахова)
Author: Виктор Подсвиров
51
Date: 17–12–96
_____
_____СРОК ПРЕЖНЕГО пятилетнего соглашения России с De Beers, заключенного еще при Горбачеве, истек 31 декабря 1995 года. 23 февраля 1996 года подписан временный меморандум, единодушно оцененный экспертами как безусловный выигрыш России. Проект нового соглашения выдержан в тех же параметрах. De Beers вроде бы не против, но намеченное на ноябрь подписание так и не состоялось.
_____Его отодвинул затеянный Москвой скандал вокруг компании “Алмазы России—Саха” (АРС), заглушил уверенный гул “алмазно-патриотического лобби”, требующего “порвать с De Beers”, а заодно, под сурдинку, — лишить главного алмазодобытчика и главное действующее лицо торгового соглашения права единолично экспортировать алмазы.
_____В рядах “патриотов” — знакомые лица: бывший глава бывшего Комдрагмета России Евгений Бычков и его заместители, пересевшие в Минфин РФ и Российскую ассоциацию производителей бриллиантов (РАПБ).Люди, вывернувшие наизнанку и “впарившие” за границу алмазы Гохрана, выковырнувшие, по слухам, камни из Мономаховой шапки, вновь изнемогают от желания помочь горячо любимой, богатой алмазами родине.
_____
_____НЕМНОГО истории. Структура мирового алмазно-бриллиантового рынка сформирована De Beers еще шестьдесят лет назад, когда в СССР никто и не думал о собственной алмазодобыче, а технические алмазы для нужд военной промышленности тайно, по личному заданию Сталина, закупались резидентами НКВД и ГРУ на западных “черных рынках” и провозились диппочтой. С тех пор крупнейшие производители алмазного сырья поставляют львиную долю добытого единственному покупателю — Центральной сбытовой организации (ЦСО) этой транснациональной монополии, а та гарантированно (в соответствии с заключенными соглашениями) платит стабильную и растущую цену.
_____Россия и те страны, где De Beers владеет добычей алмазов — Ботсвана, ЮАР и Намибия, добывают примерно поровну. (Остальные алмазоносные страны порознь — несравнимо меньше.) Отношения Москвы с De Beers имеют более чем тридцатилетнюю довольно извилистую фабулу. Оно и понятно: даже теперь, в пору снижения добычи, De Beers как посредник лишает страну ежегодно $150–200 млн. Однако ведь скрипели, но терпели. Имели на то причины.
_____Алмазный рынок невероятно капризен. “Обвалить” на нем цены путем несогласованного с монополией De Beers “черного” экспорта куда как легко, зато привести их после к прежнему уровню бывает весьма трудно. Ныне контрактные обязательства ЦСО по закупке сырья оцениваются в $5, 1 млрд., а объем продаж, уже, скажем, в 1993 году оценивался в $4, 4 млрд. Значит, компания De Beers придерживает купленные алмазы, набивает ими свои склады — стоки. Отражает удары мирового лобби гранильщиков, с которым, кстати, никак не связана. Добивается, чтобы спрос хоть немного превышал предложение. Так было и десять, и двадцать лет назад. Созданная De Beers одноканальная система сбыта, объединяя всех производителей, только и охраняет мировой алмазно-бриллиантовый рынок от обрушения и хаоса.
_____Россия — единственная страна, способная разрушить этот порядок. Она же одна только и может укрепить его. Заключение нового соглашения с De Beers затягивается, и вроде бы время выбирать. Люди из РАПБ так и толкают под руку: мол, долой De Beers, коммунисты с ним мирились за взятки, а вот мы сковырнем De Beers, торганем сами!
_____Однако это иллюзия.
_____Или — что верней — ложь.
_____Ибо выбора нет.
_____России не под силу бремя мирового алмазного лидерства.
_____И она не сможет “сковырнуть De Beers”.
_____Оставим за скобками плачевное состояние казны, что опустошена расходами на летнее выборное ристалище. Но и компания “Алмазы России—Саха” не может похвастаться доступом к “длинным деньгам”. Никто не спешит инвестировать в российскую алмазодобычу. Компания стоически выдерживает сверхнапряжение выплат по взятым у российских банков кредитам. А между тем создание всемирной сбытовой сети, такой, как у De Beers, потребовало бы порядка $600–650 млн. дополнительных инвестиций. Иначе никак бы не удалось организовать картель производителей вроде “алмазной ОПЕК”. В в сопоставимую сумму влетело бы, полагают эксперты, и “продавливание” себя на рынке в борьбе с конкурентами. Столько неоткуда взять ни компании АРС, ни, повторим, федеральному правительству.
_____De Beers — не подарок.
_____Но наименьшее зло.
_____
_____И МЕМОРАНДУМ, и проект торгового соглашения АРС с De Beers оказались под огнем жесточайшей критики людей, называющих себя защитниками отечественной ограночной промышленности, а на деле требующих либерализации алмазного экспорта.
_____Более ранние соглашения отдавали почти все советские алмазы в руки De Beers, без права знать, сколько мировая монополия на них наживает. De Beers категорически отказывалась предоставить СССР свои прейскуранты, охватывающие около 6 тысяч категорий алмазов. Иными словами, Москва заведомо лишалась права на осмысленную ценовую игру. Временный же меморандум, подписанный правительственной комиссией России и представителями De Beers в феврале 1996 года, существенно расширяет против прежних времен (когда речь шла лишь о пятипроцентных “отрезках”) права России производить на свободном рынке контрольные продажи алмазов для выяснения конъюнктуры. А значит, и возможности корректировать прейскурант. Как и прежде, цены продаж российских алмазов De Beers не могут быть ниже мировых более чем на 10 процентов. Маржа оговаривается соглашением: она покрывает расходы алмазной монополии и питает общее развитие рынка.
_____Меморандум, далее, устанавливает оптимальные для России количественные и ассортиментные пропорции алмазного экспорта и обеспечения технических нужд отечественной ограночной промышленности. De Beers обязуется по устойчивым ценам закупать алмазы, не эффективные к огранке в России. Страна, кроме того, обретает шанс независимо от ЦСО обеспечить себя алмазами ювелирного и технического качества. Российским огранщикам предоставляется право закупок алмазов на сайтах ЦСО De Beers. Но нет ничего опаснее, чем позволить огранщикам покупать сырье в соответствии с их финансовыми возможностями, на чем настаивают представители Российский ассоциации производителей бриллиантов. На том либерализм меморандума кончается. Он категорически запрещает вывоз из России давальческого сырья и полуфабрикатов.
_____Ибо финансовые возможности многочисленных ограночных совместных предприятий, входящих в РАПБ, окажутся, как нетрудно предвидеть, поистине безграничны. Сами же они станут ширмой “черного экспорта” в обход “одноканалки” De Beers. Где демпинг, там и прибыль. Где прибыль, там и деньги… От РАПБ только и слышится: “Алмазы! Дайте нам лучшие алмазы — и дешевле! ” “У ненасытимости, — сказано в Писании, — две дочери: давай! давай! ” Нет, в самом деле, почему не вывезти за кордон все добываемое в России алмазное сырье? Соглашения с De Beers тогда и вовсе станут не нужны. А заодно отпадет — за дешевизной мировых цен — и потребность в российских алмазах.
_____По оценкам De Beers, “давальческий” вывоз, сбив мировые цены на сырые алмазы примерно на треть, чуть не пришиб заодно “легальный” алмазный экспорт России. Так, за период 1994–1995 годов цены на алмазы “обваливались” дважды, а с ними — и экспортные доходы. Но то еще полбеды. С падением цен мировых обесценивались и сокровища Гохрана, и те алмазы, что Россия пока не успела добыть. От участи, постигшей мировые рынки меди, никеля и титана, которые уже “обвалили” российские “вольные экспортеры”, алмазный рынок в 1995—1996 годах спасся чудом.
_____А ну как завтра росчерком ретивого чиновничьего пера “черный экспорт” алмазов из России возобновится?
_____От этого, похоже, есть лишь одна гарантия — компания “Алмазы России—Саха” должна, наконец, подписать с De Beers новое торговое соглашение.
_____В нем, кстати, предусмотрено сформировать для контроля над состоянием дел АРС с De Beers двухсторонний наблюдательный комитет. Чтобы представители верхушек федеральных ведомств, отзаседав в наблюдательном совете компании, шли затем согласовывать вместе с участниками сделки объемы, ассортимент и цены на вывозимые алмазы, обсуждать причины изменения прейскурантов. Все лучше, чем доказывать парламентариям и журналистам, что-де компания “Алмазы России—Саха” “вышла из федерального подчинения”.
_____Ан нет: время тянется, соглашение “висит”.
_____
_____ТРИ СИЛЫ, три могущественные группы, сомкнувшись, явно препятствуют соглашению с De Beers. Каждая обвивает вкруг пальцев золотые нити, тайно протянутые в Кремль, Белый дом, Охотный ряд, дергает — и послушные ставленники в администрации, правительстве, Минфине, Минэкономике и в таможне, как куклы из папье-маше, открывают рты и говорят соглашению “нет”.
_____Первая группа на виду: это патронируемые главой президентской администрации Анатолием Чубайсом банки, один за другим захватывающие госпакеты акций крупнейших и прибыльнейших российских предприятий. Надо ли доказывать, что затяжка с соглашением, а затем и отлучение от экспорта будут означать скоропостижную финансовую кончину главного алмазодобытчика? Свою излюбленную схему “искусственное банкротство — дешевый аукцион” банки хотят применить и к компании “Алмазы России—Саха”.
_____Вторая сила прописана не в России. В страну, отправляющую за рубеж 85 процентов добываемого алмазного сырья, по закону бумеранга неизбежно вбрасываются громадные противоречия, раздирающие мировой алмазный рынок. Противоречия между Производителями и Огранщиками. Кланы фирм-огранщиков в Бельгии, Индии и Израиле тяготятся посредничеством De Beers. Взлом экспортной монополии АРС — это поток демпинговых российских алмазов, это на их улице праздник.
_____Наконец, и сама компания De Beers может тайно оттягивать заключение соглашения с Россией, играя на вышеописанных противоречиях. В это можно поверить, слушая, как представители компании в СМИ назойливо, вопреки очевидности, уверяют публику в том, что подготовленное соглашение для России — проигрышное. De Beers, пожалуй, смирится с убытками от второго и последнего демпингового взрыва в обмен на твердые гарантии невозвращения России на мировой алмазный рынок. Ибо если капвложения в освоение новых якутских месторождений не состоятся, восстановить производственный контур добычи будет, скорее всего, уже невозможно.
_____Говорят, на воре шапка горит. В чью же пользу гремит “антидебирсовская” риторика?

1.0x