Авторский блог Служба безопасности День 03:00 16 декабря 1996

Табло

агентурные донесения

*Анализ, проделанный группой экономистов, свидетельствует о невозможности сохранения федерального государства в нынешних финансовых параметрах, включающих политику “валютного коридора”, отказ от крупной эмиссии и увеличения денежной массы, утвержденную обменную ставку рубля к доллару для бюджета, накопление процентных выплат по внутренней и внешней задолженности. По их мнению, неизбежными для руководства страны становятся разрыв с нынешней жесткой финансовой политикой и массовая эмиссия самое позднее в феврале 1997 года. Отсюда — неотвратимость крупных кадровых перестановок в рамках либо ухода от монетаризма, либо нового антиконституционного переворота. На последнее Б. Н. и группировка Чубайса пока не имеют (и в обозримой перспективе не будут иметь) силовых ресурсов...

* Правящий режим в лице финансового блока правительства и администрации президента в преддверии январско—февральского “провисания” доходной части бюджета делают лихорадочные попытки хотя бы временно покрыть прямые бюджетные неплатежи за счет внешних заимствований. Черномырдин и Чубайс по параллельным линиям по крайней мере дважды за последние десять дней обращались к МВФ и частным источникам с просьбой о восстановлении кредитных линий ($360 млн.) и ускоренном переводе следующего транша в $660 млн. в январе. 2-3 декабря ЧВС имел особый разговор с Г. Колем, попросив об экстренном визите в Москву для личного разговора с Ельциным и “спасении нынешнего кабинета”, о новом займе в объеме $1 млрд.
Между тем расчеты показывают, что даже при положительном ответе правительств “семерки” суммы, могущие поступить от них, не превысят 4 трлн. рублей. Это составило бы не более 20 процентов от объема наслаивающегося долга кабинета бюджетникам (акционированные предприятия, помимо входящих в холдинг “Росугля”, тут не в счет)...

* Спикер СФ Е. Строев передал Ельцину и Черномырдину документ, суммирующий требования глав межрегиональных ассоциаций (они объединяют всех сенаторов) по корректировке экономического курса. Важнейшие пункты — понижение цен на энергоносители и основные виды сырья, эмиссия и восстановление на целевой основе оборотных средств предприятий, возврат к таможенным тарифам и понижение налоговых сборов, госмонополия на водку и др. Их реализация, полагают наблюдатели, означала бы разрыв с нынешней экономической моделью (отход от политики заимствований у МВФ, изменение принципов формирования бюджета, восстановление денежной массы до уровня, адекватного масштабу народно-хозяйственного организма, придание функций Госплана Министерству экономики РФ и т. д.) По их мнению, таких перемен правительство Черномырдина не может произвести, а КПРФ, чья думская фракция поддержала правительственный бюджетный законопроект, не способна от кабинета министров их потребовать...

* Эксперты зарубежных представительств в Москве прогнозируют усиление следующих предпосылок отстранения ЧВС и выдвижения нового премьера.
Первая. Качественное ухудшение социальной обстановки в январе—феврале 1997 года (невыполнения бюджетных проплат, дальнейшее качественное нарастание неплатежей, резкий спад собираемости налогов, новый раунд забастовок вплоть до их перерастания в общенациональную). Вероятный пик кризиса — 20-25 января. Острое недовольство машиностроительных регионов и регионов Дальнего Востока и Севера.
Вторая. Усиливающаяся заинтересованность группировки Чубайса—Березовского в выдвижении собственного премьера, способного разрешить ряд крупных финансовых проблем за счет “Газпрома” и других естественных монополий.
Третья. Требование крупнейший американских финансовых группировок (“Меррил Линч”, Голдмен энд Сакс, Дж. Сорос) по разукрупнению “Газпрома” и развязке неплатежей через подконтрольные им структуры (ОНЭКСИМбанк, Альфа-банк, “Тройка-ДИАЛОГ”, Объединенный банк и др.)
Четвертая. Наличие в СФ и Госдуме мощных сил, стремящихся к смещению ЧВС. В Совете Федерации имеется группировка, которая находится в растущем конфликте с “Газпромом” и жаждет замены нынешней финансовой модели для продвижения своего лидера к первой ступени в государстве. В Госдуме это прежде всего фракция “Яблоко”, имеющая задание цементировать монетаристский курс опять-таки за счет смены премьера. За отставку премьера в 1997 году будет выступать все больше депутатов и по причинам объективного характера (финансово-экономический кризис, требования с мест, низкий уровень компетентности самого премьера).
Пятая. Необходимость для Ельцина найти “козла отпущения” и вновь утвердить свою лидирующую роль путем сдачи ЧВС как ответственного за экономические неудачи. Психологическое неприятие Ельциным ЧВС как резко усиливающегося соперника во власти, уже вдобавок “державшегося за кнопку”.
Шестая. Давление радикальных элементов в левом движении и вероятность раскола и выдвижения нового лидера НПСР и КПРФ...

* Одновременно упомянутые эксперты выделяют факторы, цементирующие позицию ЧВС.
Первый. Личная поддержка со стороны канцлера ФРГ Г. Коля (визит германского лидера в Завидово) и крупнейших европейских энергетических концернов.
Второй. Поддержка “Газпрома” руководством естественных монополий (МПС, РАО “ЕЭС России”, Минатом РФ) и рядом нефтяных компаний, а также регионов, связанных с производством сырья (Тюменская область, республики Коми, Татария, Башкортостан).
Третий. Заинтересованность руководства Госдумы (Селезнев и его замы), а также руководителей ведущих комитетов в Госдуме, равно как и главных оппозиционных фракций, в сохранении статус-кво.
Четвертый. Разветвленная сеть креатур ЧВС в исполнительных органах и военных структурах.
Пятый. Персональные контакты ЧВС со Строевым и другими руководителями...

* По поступающим из Кремля сведениям, Чубайс толкает Ельцина к мощным силовым маневрам, которые должны дать в руки главе президентской администрации рычаги контроля над механизмом исполнительной власти (правительство и силовые ведомства). Первой серьезной заявкой стало видоизменение в системе МО РФ, когда И. Родионов был переведен в статус гражданского служащего, а Генштаб начали “отсоединять” от МО, напрямую подчиняя его администрации президента. За этими шагами должна последовать полная реконструкция соподчинения, позволяющая создать новый уровень хаоса в Вооруженных Силах с последующей полной их реформой, ведущей к выведению “новых кадров” на фоне обвального падения боеспособности армии...

* Источники в российских спецслужбах указывают, что о “чеченских” связях командующего Сухопутными войсками генерала В. Семенова впервые было упомянуто в агентурных донесениях подразделений МВД в апреле с. г., когда шла операция по отслеживанию отмывки крупных финансовых сумм. В радиоперехватах постоянно фигурировало имя “Мадлен”, которое ассоциировалось с именем жены главкома. Не исключено, что именно через “Мадлен” и шел “слив” информации, переброска оружия и финансовых средств. Более того, возникает подозрение, что Семенов и ряд других генералов, “курируемых” секретарем Совета обороны РФ Ю. Батуриным, тормозили действия Вооруженных Сил РФ в Чечне. Оперативные сведения секретного характера были переданы Родионову, который вместо их проверки и доработки начал шумную кампанию...

1.0x