Видео с лекции о международных последствиях ХХ съезда КПСС, которую я на днях прочитал в книжном магазине "Фаренгейт".
65 лет назад социалистический лагерь переживал грандиозные потрясения. На улицах Будапешта шли бои между антикоммунистическими повстанцами и советскими войсками, но это было лишь одно из видимых последствий ХХ съезда КПСС и доклада Никиты Хрущева с разоблачением "культа личности". С другой стороны, и в самом СССР, и в других странах народной демократии нашлось немало коммунистов, защищавших имя Иосифа Сталина. Например, в ГДР школьники города Заальфельде округа Эрфурт выражали возмущение необоснованным очернительством «лучшего друга немецкого народа». А председатель уличной организации Компартии Чехословакии в г. Теплице Йозефа Гала написал письмо к съезду, выразив несогласие с выступлением, «которое является оскорблением светлой памяти Сталина, живущей в сердцах всех классово-сознательных рабочих, и будет радостно воспринято всей буржуазией».
В итоге СССР утратил лидерство в мировом коммунистическом движении. Самой болезненной стала конфронтация с маоистским Китаем, идеи чучхе и ходжаизма ознаменовали собой особый путь развития КНДР и Албании, фактически независимую от Москвы политику стала проводить Румыния, раскол был внесен в популярные западные компартии.
В этих событиях велика роль личности. Неплохой хозяйственный руководитель Хрущев совершенно не справился с ролью лидера государства, в особенности во внешней политике и в идеологии. Однако кризис был обусловлен и объективными факторами: отторжение советской модели в ряде стран (как с условно либеральной, так и с ортодоксальной стороны), уход из жизни старшего поколения революционеров, стремление номенклатуры к спокойной жизни и благам, и так далее.
Наконец, процессы перестройки и демократизации, инициированные руководством КПСС во второй половине 1980-х годов, были прямым продолжением, вторым актом хрущевской «десталинизации». Только если венгерского опального лидера-сталиниста Матьяша Ракоши тогда отправили в ссылку в СССР, то теперь главу ГДР Эриха Хонеккера, попросившему в Союзе политическое убежище, попросту предали и выдали на Запад. Неудивительно, что всё это привело к окончательному краху соцлагеря.