Руслан ГАГКУЕВ, Александр РЕПНИКОВ "Великая революция 1917 года: иллюстрированная летопись". — Москва: Эксмо: Яуза, 2017. — 224 с.: илл.
"Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несёт новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своём водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но — это её частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издаёт поток. Гул этот, всё равно, всегда — о великом".
Александр Блок
Пока российское общество осторожно, противоречиво, разойдясь по идейно-политическим квартирам, встречает юбилей революции, в мире столетие 1917 года — заметная тема в культуре, моде, политической мысли. Четыре грандиозные цифры — точка отсчёта, от которой неизбежно вынуждены отталкиваться даже самые рьяные противники революции.
Из отечественных мероприятий стоит обратить внимание на выставку "Код революции.1917", которая проходит в Музее современной истории России. Подготовлена она была совместно с Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ), посему значительная часть проекта — документы революционной эпохи, многие из которых демонстрируются впервые. Сопровождают показ документальная хроника 1917 года, фрагмент речи Ленина "Что такое советская власть?" и записи личных воспоминаний участников революционных событий из фонда музея.
Настоящая книга вышла под эгидой Российского исторического общества, которое возглавляет председатель Государственной думы VI созыва Сергей Нарышкин. Так что некоторым образом это издание можно считать чаемым государственным взглядом на узловую точку русской истории: "Иллюстрированная летопись первой "великой геополитической катастрофы" XX века. Всё о самом трагическом и переломном годе нашей истории. Ибо Великая революция не сводится только к политическим переворотам февраля и октября 1917-го — весь этот год, все его месяцы были переполнены судьбоносными событиями, от ледяного января, когда страна подхватила революционную горячку, до лютого декабря, когда грянули первые залпы Гражданской войны. И это издание даёт уникальную возможность не только прочитать о решающих моментах нашей истории, но и увидеть их воочию — как на эксклюзивных фотографиях, многие из которых публикуются впервые (трагедия 1917 года была первой Великой революцией, попавшей в объектив фото- и кинокамер), так и на открытках и карикатурах той эпохи. Ведь революционный опыт столетней давности более чем актуален и сегодня, когда мир вновь попал в "зону турбулентности" и нас опять ожидают, говоря словами Александра Блока, "неслыханные перемены, невиданные мятежи"…".
Это тот случай, когда подзаголовок "иллюстрированная летопись" удивительно точно определяет содержание. Одновременно это почти исторический квест, возможность прожить год революции и академическое исследование. Внушительный спектр настроений — от схожих "с переживаниями обозревателей древнего Рима" (Александр Чаянов) до прозрений о возникновении нового мира. Стоит отметить поистине выдающийся кругозор составителей, проработавших огромное количество самых разноплановых источников. Также стоит выразить авторам и издателям благодарность за то, что сатирическая ипостась политической борьбы представлена максимально полно, без "священных коров" умолчания.
Структура альбома состоит из двенадцати разделов, каждый из которых рассматривает один из месяцев 1917 года. Документы, фотографии политических деятелей, портреты, карикатуры, картины. Каждой части придан ёмкий содержательный комментарий. Дополнительным и важным элементом стали цитаты, свидетельства, выдержки из дневников, мемуаров.
Смотришь предвыборный плакат эсеров — и при всём отвращении к парламентаризму испытываешь досаду: что-то мы в этом плане утеряли, ибо невозможно нынче представить такую стильную агитацию.
А вот Керенский из героя "на белом коне" (согласно стихотворению "того самого" Леонида Каннегисера) превращается в ходячий анекдот.
Или читаем комичную уверенность публицистов в том, что после событий 3-4 июля "большевики изгнаны из русской жизни", что "большевизм оказался блефом, раздуваемым немецкими деньгами". Пожалуй, даже не стоит высмеивать незадачливых "пророков", ибо поистине фантастичной была сама реальность. Да и политический гений лидеров РСДРП(б) стоит учитывать.
В некотором роде "летопись" — и зримое пособие по роли прессы в пропаганде, если отметить "беспрецедентную по своему масштабу" атаку на царя, его семью и окружение. "Фантастические и порой совершенно недостойные описания стали появляться в различных газетах, даже в тех, которые до последнего дня старого режима являлись "полуофициальным" голосом правительства и извлекали немалую выгоду из своей преданности короне", — замечал много позже не кто иной, как Керенский. И надо признать, что нечто похожее мы видели на рубеже восьмидесятых-девяностых годов прошлого века, когда сознание советского человека крушили газеты, журналы и электронные СМИ, связанные с верхушкой КПСС и Комсомола.
В альбоме нет "метафизического" конфликта Февраля и Октября, однако внимательное изучение материалов книги почти неизбежно приводит к мысли, что у выстрела "Авроры" было слабо с альтернативой. А уж наблюдения за чехардой Временных правительств в очередной раз выносят приговор либерально-демократическим камланиям на русской почве.