17 марта 1916 года Иван Бунин записал в дневнике: «Нынче именины отца. Уже десять лет в могиле в Грунине - одинокий, всеми забытый, на мужицком кладбище! И уж не найти теперь этой могилы - давно скотина столкла. Как несказанно страшна жизнь! А мы все живём - и ничего себе!»
Кто-то сейчас буквально понимает эти слова: могилу Алексея Николаевича Бунина через десять лет после его смерти невозможно было обнаружить, потому что её сровнял с землёй крупный рогатый скот, регулярно пасущийся на Грунь-Воргольском сельском кладбище. На самом деле, как и вокруг большинства сельских кладбищ в России, в селе Груни-Воргол, и во времена заката Российской империи, и в советское время, и в настоящий момент, вокруг кладбища, расположенного на краю села, был прокопан ров и насыпан вал. А ещё часто в таких местах ставилась изгородь. Никакая скотина по могиле отца Ивана Алексеевича Бунина не ходила. Как же тогда следует толковать слова писателя? Думаю, что Иван Бунин имел в виду: «Быльём поросло» или что-то в этом духе. У писателей сильно развито образное мышление, а у читателей не всегда и не у всех.
Однако, скорее всего, к 1916 году могила Алексея Николаевича Бунина действительно находилась в заброшенном состоянии. Почему? Наверное, потому, что чуть раньше Лев Николаевич Толстой завещал своим родственникам, чтобы те закопали его тело после физической смерти, только для того, чтобы оно не воняло. Это я к тому вспомнил, что в начале ХХ века образованные люди в России достаточно легкомысленно относились к православной традиции. А православная традиция требует в дни поминовения, как минимум весной и летом по разу, посещать могилы усопших предков и родственников. Очевидно, что дети Алексея Бунина не очень исправно посещали его могилу. Иван Бунин сделал очень много для того, чтобы оставить в веках добрую память об отце, упоминая его в своих литературных произведениях. Однако факт остаётся фактом: дети А.Н. Бунина не ухаживали за могилой своего отца и, судя по всему, даже не бывали на месте его захоронения.
Почему сам Иван Бунин, каждый год месяцами гостя неподалёку в Глотово, не наведывался на отцовскую могилу? Возможно, ответ кроется в бунинской реплике от 17.03.1916 г: «похоронен на мужицком кладбище…». Не в семейном склепе, не на почётном месте на кладбище уездного города, не в соседнем селе Злобин-Воргол рядом с предками и безвременно ушедшими детьми, а именно на «мужицком» кладбище. В юности Иван Бунин испытывал невыносимый стыд из-за, в буквальном смысле, нищеты его семьи. К примеру, он только потемну выходил на прогулку, когда ему приходилось донашивать одежду и обувь на три размера больше за старшими братьями. На самом деле, таких эпизодов можно припомнить достаточно много. Однажды, станционный служащий посадил юного Бунина в чулан на несколько часов за переход железнодорожных рельсов в неположенном месте. Иван Бунин очень болезненно воспринял это событие и переживал по этому поводу. Он решил, что это случилось именно потому, что его родители внезапно стали нищими. Кому-то из земляков не терпелось позлорадствовать, хотелось отыграться на разорившемся бариче. Прямо об этом сам Иван Бунин и его близкие не сообщают, но, по некоторым косвенным признакам, видно, что писатель был самолюбив и мнителен. Посещение «мужицкого кладбища» неминуемо уязвляло бы его. Поэтому Бунин место захоронения отца избегал – хранил добрую память о нём в своём сердце. Чтобы эту добрую память не разнесло ветром времени, Иван Алексеевич увековечивал отца в своих литературных произведениях.
Наверное, грунинские мужики и бабы уже тогда, в последние годы существования Российской империи, не могли уразуметь, что творят эти чудаковатые беспоместные баре, почему они, вопреки всем традициям и негласным законам, забросили и не ухаживают за могилами своих предков. Про резоны детей Алексея Николаевича Бунина, который, собственно, и довёл свою семью до крайней нужды, я уже высказался. Хочу подытожить тем, что из такого же и подобного ему непонимания мужиками каких-то действий и бездействия бывших дворян и возникали мужицкие гонения на бывших помещиков и на образованных людей в целом. А гонения осенью 1917 года именно в бунинских местах, в том числе и на самого Ивана Бунина, и на его родственников, и на их соседей – представителей той же социальной среды, случались очень серьёзные. Поджоги, другие способы порчи имущества, убийство скота, угрозы расправы – всё это вынудило Ивана Бунина, да и других образованных и прилично одетых людей, бежать осенью 1917 года из глубинки в Москву и в другие большие города. А что было потом конкретно с И.А. Буниным, вы знаете.
Я тут ни одну из сторон не обвиняю и не оправдываю. Просто пытаюсь понять, что происходило на самом деле и как в мелочах и деталях происходившие события отражены. Заодно, я пытаюсь сообщить, что воргольские коровы не оскверняли могилы отца Ивана Алексеевича Бунина, и их хозяев в недогляде за скотиной обвинить нет никаких оснований.