ВАСИЛИЙ Ш А Х О В
17-ЫЙ: КРЕСТНЫЙ ПУТЬ РОССИИ.
«ПРИСУТСТВИЕ БЕЛЬТОВА»-1
……………………………………………………………………………………………………
Столетие планетарно значимых событий приковывает к ним всё большее внимание мировой общественности. Естественно, наибольший интерес вызывают «основатели путей», пионеры-первопроходцы, энтузиасты-пассионарии. Среди них – ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ ПЛЕХАНОВ.
Цикл очерков и эссе проф. В.В. Шахова – о малоизвестных и неизвестных страницах великого сына земли Русской.
………………………………………………………………………………………..
МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ Г.В. ПЛЕХАНОВА -
МЫСЛИТЕЛЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ, КУЛЬТУРОЛОГА, ГУМАНИСТА
Уже первые теоретические и просветительско-культурологические труды Плеханова имели европейский резонанс.
Серьёзные обобщения имели место в его «Экономической теории Карла Родбертуса-Ягенцева» (1882). Его речь на 1 конгрессе Второго Интернационала
(1889) признана исторической (по методологической глубине, убедительности изложения). Серьёзные историко-философские основы имел его доклад Международному социалистическому конгрессу в Брюсселе (1891). Глубока его статья о Фердинанде Лассале (1886-1887).Обстоятельны и логичны его тезисы «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля» (1891). Концептуальны и злободневны положения его реферата по военному вопросу на Цюрихском конгрессе Интернационала (1893). Широкую многолетнюю полемику вызвала
его работа «Anarchismus und Socialismus» (1894). Классикой стала его книга «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»(1895). Переведена на ряд языков мира его работа «Beitraege zur Gesсhichte das Materialismus» (1896).
Участие в Лондонском конгрессе Интернационала (1896), полемика с Эдуардом Бернштейном и Конрадом Шмидтом(1898-1899), речь о Белинском на собраниях в Швейцарии (1899), ответ на анкету «Petite Republique»(1899) -
выдвинули Г.В. Плеханова в число крупнейших (европейского уровня) мыслителей конца Х1Х столетия.
Начало ХХ столетия ознаменовалось крупнейшими трудами, принципиально важными, «судьбоносными» выступлениями Плеханова
( письмо в редакцию «Nouvement socialiste» о русско-японской войне (1903),
участие в Парижском конгрессе Интернационала (1900), во Втором съезде РСДРП (1903), в Амстердамском конгрессе Интернационала (1904), речь о Некрасове в ряде европейских научно-просветительских центров (1903), выход в Женеве 1-го тома собрания сочинений Плеханова, сборника «За двадцать лет».
Необходимо восстановить историческую справедливость, объективно
оценить его роль и место в интернациональной полемике эпохи, решительно снять «меньшевистские» ярлыки и вульгарно-социологические несуразности. Европа знала Плеханова как блестящего оратора, энциклопедически образованного человека, бескомпромиссного полемиста ( участие в Стокгольмском съезде РСДРП - 1906; Штутгартском конгрессе Интернационала - 1907; Лондонском съезде РСДРП - 1907; Копенгагенском конгрессе Интернационала - 1910).
В серьёзных монографических трудах о Льве Николаевиче Толстом,
изданных в Берлине, Лондоне, Париже, Риме, Мадриде, во многих научных центрах планеты, учтены и прокомментированы плехановские статьи о Льве
Толстом. Не потеряли своего значения для европейского читателя плехановские монографические исследования о Белинском, Герцене, Огарёве, Чернышевском, Некрасове. Библиографии зафиксировали интерес иностранных читателей к его «Истории русской общественной мысли», «Критике синдикализма», «Критике наших критиков».
Исследователям ещё предстоит составить библиографию работ, рецезий, зарубежных откликов о Плеханове, его жизни и деятельности. Назовём некоторые из них:
Berov N. G. W. Plechanow. Neue Zeit. 1918. 11 Zinowjew G.G. W. Plechanoff.
Editions de l”Internationale Communiste. Petr. Pp. 31 Kamenskaja M.
Georges Plekhanoff. Une biographie. Publication du groupe des “Amis de Plekhanoff”. 1. Paris 1924 Kelsen Hans. Staat und Socialismus. Leipzig. 1923 12. Schmidt Conrad. Einige Bemerkungen ueber Plechanovs letzten Artikel
N. Z.1899, 11. Schmidt Conrad. Was ist Materialismus N. Z. 1899. 22.
Schytlowsku Chajim. Die Polemik Plechanovs kontra Stern und C. Schmidt.
Deutsche Worte. 1895 Untermann Ernst. Die logischen Maengel des engern
Marxismus.
Н.С. Чхеидзе, приветствуя прибытие Плеханова на Родину, на многотысячной манифестации у Финляндского вокзала Петрограда, выразил
желание, чтобы Плеханов занял « т о п е р в е н с т в у ю щ е е м е с т о»,
которое ему по праву принадлежит».
А.В. Луначарский свидетельствовал «о б о с о б о м в н и м а н и и»,
проявляемом к Плеханову самыми выдающимися деятелями мирового освободительного движения. «… как Андрей Первозванный перенес в Россию первое Евангелие, так Плеханов занес к нам второе евангелие - учение Маркса», - заявил Луначарский. «Поразительный ум», редкая память Плеханова, его редкостный дар «мыслителя-артиста», уникального популяризатора-педагога вызывали восхищение. - «…Будем считать за честь и счастье издать в огромном количестве экземпляров наиболее блестящие плехановские трактаты и памфлеты…»
Заслуживают более пристального внимания мемуары Н.А. Семашко
как вызывающий доверие источник, позволяющий пролить дополнительный свет на биографию Г.В. Плеханова.
«Ленин с большим уважением относился к Плеханову. Надежда Константиновна в своих воспоминаниях рассказывала, как Владимир Ильич ночей не спал после первых разговоров с Плехановым. Меня, как племянника Плеханова, одно время часто бывавшего у него (потом наши пути разошлись и мы совсем не виделись), Владимир Ильич подробно расспрашивал после каждого посещения Плеханова, что он говорил, как себя чувствовал и т. д.»
(«Незабываемый образ»).
… Великая Отечественная война… «Вот опять матёрый враг России пробует силу и крепость твою, русский человек. Он пристально ищет твоё сердце поверх мушки своей винтовки, или в прицельной трубке орудия, или из смотровой танковой щели.Неутолимую бессонную ненависть читаешь ты в прищуренном глазу, Это и есть тот, убить которого повелела тебе родина. Не горячись, бей с холодком: холодная ярость метче. Закрой навеки тусклое, похабное око зверя!
Ты не один в этой огневой буре, русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный Пушкиным воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!.. И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был слаще мёду горький, полынный прах её дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертельным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля… Гордись сородичами своими и будь достоин их,
товарищ!..» - это публицистическое слово Леонида Леонова.
6 ноября 1941 года прозвучали слова руководителя государства :
«…И эти люди, лишённые совести и чести, люди с моралью животного имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова».
В суровом 1943 году в нашей стране вышли издания, приуроченные к 25-летию со дня смерти Плеханова.
Уроки истории, воспитание историей… Г.В. Плеханов - один из тех,
диалог с кем особенно поучителен. Плехановские культурологические уроки…
Весомые суждения о философских прозрениях Гегеля, Фурье, Фихте, Шопенгауэра, Шеллинга, Фейербаха. Плехановская оценка античной культуры,
культуры средних веков, эпохи Возрождения, нового и новейшего времени.
Гомер, Эсхил, Фалес, Эпикур, Эразм Роттердамский, Шекспир, Шиллер, Гёте, Шатобриан, Флобер, Фрейлиграт…
Плеханова привлекал философско-психологический скепсис Генриха Гейне; Плеханов, адресуясь к «читателям-рабочим», сочувственно цитирует гейневское саркастическое: «…морочат ребёнка-народ, Чтоб гнул он покорнее шею… У щедрой кормилицы нашей земли Для всех нас довольно и хлеба, И миртов зелёных, и роз, и любви, - К чему торопиться на небо?»
********************************************************
В своей речи на заседании Петроградского Совета 9 июня 1918 года
Г. Зиновьев определял место Плеханова в истории мирового освободительного движения: «…Когда стал великим Бабель? Когда он шёл против течения и прокладывал новую борозду… И когда стал великим Плеханов?.. Когда он, оставшись в ничтожном меньшинстве… поднял новое знамя, чтобы проложить новую дорогу против течения… Плеханов велик… Плеханов стал великим, и его не забудет рабочий класс… Вожди европейского социализма чтили Плеханова». Глобально-могучие противоречивые социально-нравственные процессы таили в себе много Сцилл и Харибд. «Время было такое…» Судьба Георгия Плеханова, как и судьба многих его «сопутников», трагична. «…эта трагедия не только личная трагедия Плеханова, но трагедия целой плеяды представителей Второго Интернационала… - полагает Г. Зиновьев, - …величайшая трагедия…».
Из зиновьевской брошюры «Г.В. Плеханов. Вместо речи на могиле»
(Петроград, 1918):
«…умер в близкой и, вместе с тем, теперь так далёкой нам
Финляндии… Плеханов - самый крупный литературный талант в нашей стране после Белинского, Герцена и Чернышевского… Плеханов - властелин душ целого поколения русской социалистической молодёжи и пролетарской
интеллигенции… У свежей могилы Плеханова мы не можем забыть его великие заслуги… слишком крупный… человек…»
2.
Домострой дедичей и отчичей.
( Семья Плехановых )
…Народ, презиравший свою Историю, презрителен:
ибо легкомыслен, - предки были не хуже его…
Н. М. К а р а м з и н.
Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен…
Г. Р. Д е р ж а в и н
В начале девятнадцатого столетия Гудаловкой владел потомственный дворянин Пётр Семёнович Плеханов, дед Георгия Валентиновича. Его сыновья ( старший Валентин Петрович и младший Михаил Петрович) получили, после его кончины по завещанию, по сотне гудаловских десятин.
Валентин Плеханов, как и многие его предки и сородичи, отдал дань службе военной. Он принимал участие в «польских событиях» 1831 года. Георгиевский крест увенчал его боевые заслуги. Штабс-капитаном ушёл в
отставку и обосновался в гудаловском имении. Он был сыном своего времени.
Типичным героем своего времени, воссозданного в романтических сочинениях
Карамзина, Давыдова, Жуковского, Пушкина.
В военной кампании 1831-го вновь прозвучало имя Дениса Васильевича Давыдова, легендарного руководителя партизанских сражений Отечественной войны 1812 года. В Гудаловке, Сокольском, Липецке не раз поднимались пуншевые чаши в честь доблестных, беззаветных защитников Отечества
(«Пусть грянет Русь военною грозой, - Я в этой песне запевало!»). Возвратившиеся ратники сочувственно внимали уже не Давыдову-генералу, а
Давыдову-поэту («С полей умчался брани дым, не слышен шум мечей, И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга, завидую костям соратника иль друга»).
Гости Гудаловки, участники и свидетели освободительных баталий, песенно
вопрошали о незабвенном, сокровенно-близком («Где друзья минувших лет,
Где гусары коренные, Председатели бесед… На затылке кивера, Доломаны до колена, Сабли, ташки у бедра, И диваном - кипа сена…»). Кстати, Бурцевы
породнились с липчанами и воронежцами. Бурцевы приятельствовали и с
Плехановыми.
Давыдовские зажигательные строфы, очаровательные стихи Жуковского, Дмитриева и Мерзлякова помогли Валентину Плеханову найти ключик к сердцу очаровательной дворянки, грустившей в сельском одиночестве.
Что с тобою, ангел, стало? Разве милого другого
Не слыхать твоих речей; Не найдешь из пастушков?
Все вздыхаешь! а бывало Выбирай себе любого,
Ты поешь, как соловей. Всяк тебя любить готов.
«С милым пела, говорила, «Хоть царевич мной прельстится,
А без милого грущу; Все я буду горевать!
Поневоле приуныла: Сердце с сердцем подружится -
Где я милого сыщу?» Уж не властно выбирать».
Как и полагается герою романтических приключенческих
эпопей, гудаловский Ромео умчал свою степную Джульетту из родительского дома. Тайно обвенчался с ней.
Домашние, фамильные, личные альбомы во времена о н ы. Диалоги, переклички, исповеди, признания…
Степная Джульетта доверяет альбомным страницам романтическое
признание-вопрошание:
Кто сердцу может быть милее, Всю радость в жизни, утешенье
Бесценный друг, тебя? Имею от тебя!
Без воздуха могу скорее С тобой повсюду наслажденье,
Прожить, чем без тебя! И мрачность без тебя.
Почерк гудаловского Ромео:
Я не скажу тебе л ю б л ю Кто часто говорит л ю б л ю,
Всеобщей моде подражая: Тот редко и любить умеет.
Как часто говорят л ю б л ю, Иной не вымолвит л ю б л ю,
Совсем о том не помышляя. А чувством только пламенеет.
И слово ли одно л ю б л ю Так я не говорю л ю б л ю,
В себе всю нежность заключает, Храня молчанье осторожно,
Нет, мало говорить л ю б л ю, Но верно так тебя л ю б л ю,
Коль сердце тож не повторяет. Как только мне любить возможно…
Вера Ивановна (в девичестве Познякова ) подарила ему семерых: Любовь, Александру, Софью, Митрофана, Марию, Николая, Григория.
Валентин Петрович, возглавлявший всё увеличивающееся семейство, помаленьку «приращивал» к отцовским десятинам, о чём свидетельствуют купчие крепости (они хранятся в тамбовских и липецких архивах). Вот, к примеру, одна из них: «Лета тысяча восемьсот тридцать девятого июля в тринадцатый день штабс-капитан Алексей Николаевич Чернов, продал я штабс-капитану Валентину Петровичу сыну Плеханова и наследникам его крепостную свою землю, состоящую Тамбовской губернии Липецкого уезда в селе Ильине особо отмежеванную тридцать три десятины, дошедшие мне по выданной из Тамбовской палаты гражданского суда, данные за означенные помещиком Бирюковым деньги со всеми угодьями, словом, не оставляя за собой ничего, всю без остатку. А как на оной земле населены крестьяне, то оных обязуюсь в указанный срок перевести на купленную у него и брата его землю Плехановых в селе Малее, за которую землю взял я, с него, Плеханова, денег государственных ассигнациями тысячу рублей…»
Тамбовское дворянство чествовало обедом принца Ольденбургского. Верноподданные буквально из кожи вылезали, чтобы умаслить-ублаготворить всю столичную свиту. Валентин Петрович, не найдя свободного места за столом, решительно потребовал выпроводить кого-то из принцевой свиты. Изумление и ужас охватили местное помещичье сообщество. Дабы избежать скандала, буйному собрату было спешно предоставлено достойное место в застолье.
Нанимая новых работников, Валентин Петрович кормил их самих и их семьи, как говорится, «до отвала». Самолично интересовался: сыты ли?
И в то же время был он нередко жесток, деспотичен. Особенно требовательно относился он к ведению хозяйства. «Сам верхом всё поле изъездит… - рассказывали гудаловцы. – Сам измерит снопы ремнём, всё сам проверит, на четвереньках подберётся к работнику посмотреть его работу…»
Вспоминали и другое. Когда, во время холеры, в доме заболела старушка-няня, все, испугавшись смертельной опасности, отвернулись от бедняги. Валентин Петрович бережно ухаживал за ней до полного выздоровления.
В 45 лет Валентин Петрович овдовел. Горе великое, неизбывное. Семеро сирот, родительского внимания требующих. Да и жизнь брала своё…
Молодая девушка-гувернантка Мария Фёдоровна Белынская (Белинская) не походила на сказочных лютующих мачех. Чуткая, внимательная, отзывчивая, она привязалась к осиротевшим детям.
Несколько источников свидетельствуют, что Мария Фёдоровна была довольно близкой родственницей Виссариона Белинского (по одной из версий – внучатая племянница). Клавдия Валентиновна Плеханова вспоминала, что её дядя (брат матери) Иван Фёдорович получил от Виссариона Григорьевича Белинского письмо, где тот намеревался выяснить их родственные связи. Однако оба адресата рано умерли и предполагавшееся выяснение не состоялось.
Мария Фёдоровна – из семьи бедного помещика-чиновника. Она с
отличием окончила в Тамбове институт благородных девиц. На выпускном экзамене присутствовал сам губернатор, который, весьма удовлетворенный
ответами Марии Белинской, изволил отреагировать:
- Если бы вы были юношей, то мы направили бы вас за границу, на государственный счет для продолжения учёбы. Мария поработала некоторое время гувернанткой в Задонске, затем перебралась в Липецк.
В доме липецкого промышленника Кожина овдовевший служащий земства
Валентин Плеханов познакомился с Марией Белинской, сделал ей предложение. Вначале последовал отказ. Пугали девушку и разница в возрасте,
и большая его семья. Валентин Петрович попросил её только никому не говорить об отвергнутом предложении. Обещание она, однако, не сдержала;
«поделилась лишь с хозяйкой». Госпожа Кожина, хорошо знавшая Плехановых,
не лишила себя удовольствия при встрече подшутить над отвергнутым женихом. Валентин Петрович укоризненно напомнил Марии Белинской о невыполненном обещании сохранить их личную тайну. Реакция была неожиданной: девушка согласилась стать его женою.
У Валентина Петровича и Марии Фёдоровны, кроме Георгия, родились
сын Фёдор и дочери Александра, Варвара и Клавдия.
Окружающие заметили перемену в характере Валентина Петровича;
Близко знавшие его, говаривали: «…женившись на ангеле, сам стал ангелом…»
«…Всё хорошее, что есть у меня… я перенял у матери…» – признание
Георгия Плеханова.
Валентин Петрович – натура сложная, противоречивая. Весельчак, балагур, остроумец. Гудаловка, Липецкий парк помнят шумные веселия, инициатором которых был он. Людская молва сохранила повествование о том, как приятель его, помещик-сосед, «чуя смертный час», решил в последний раз
«тряхнуть стариной», повеселиться у Плеханова. В санаторной галерее Липецкого парка до самого рассвета пелось, плясалось, застольно-беседовалось,
припоминалось…
Липчане знали Валентина Петровича как крепкого хозяйственника, неизменного трудолюбца, обладателя солидных познаний.
Валентин Петрович был непримиримым противником отмены крепостного права. Позволял себе в связи с этим довольно резкие комментарии по адресу самого императора Александра 11:
- Дай Бог, чтобы черти ему служили на том свете так, как на этом служат вольные служители…
(продолжение следует)


