10. Виллем Баренц - Нидерландские Чтения. Космос, Космизм и феномен Арктической Евразии.
Представления о Космосе, Космизме возникли и эволюционировали с глубокой древности. Причудливо-фантастическими, волшебно-утопическими были эти представления у наших пращуров, дедичей и отчичей. Своеобразными были воззрения на Космос, Мироздание, Вселенную в ХУ11-ХУ111 столетиях («…открылась бездна звезд полна, звездам счета нет, бездне – дна…»).
Космическая тема – у Ломоносова… Космическая тема – у Радищева… Космическая тема – у Державина… Тайны Вселенной волновали воображение Николая Михайловича Карамзина (1766-1826 гг.).
«Солнце течет и ныне по тем же законам, по которым текло до явления Христа-Спасителя: так и гражданские общества не переменили своих уставов; все осталось, как было на Земле и как иначе быть не может, - «космическое» размышление автора «Бедной Лизы». Через полтора столетия Михаил Пришвин вступит в философско-цивилизационную «перекличку»: «Одно и то же Солнце светит нам при Рамзесе и Ленине…».
К о с м и ч е с к о е – в художественно-духовном, эстетически-гуманитарном мире Николая Михайловича Карамзина… Космически глубинны философско-культурологические прозрения русского гения… -
«Бог великий музыкант, вселенная — превосходный клавесин, мы лишь смиренные клавиши. Ангелы коротают вечность, наслаждаясь этим божественным концертом, который называется случай, неизбежность, слепая судьба».
Своеобразно-«космичен» живописно-пластический «портрет» карамзинского автобиографического героя-повествователя: «Сияют перед ним бессмертия светилы; Божественный огонь блестит в его очах. Ему не страшен вид отверстыя могилы: Он телом на земле, но сердцем в небесах». Таинственно-бесконечное движение и развитие материального и идеального:
«Ничто не ново под луною: Что есть, то было, будет ввек. И прежде кровь лилась рекою, И прежде плакал человек...».
* * *
Открытие России: «…имя русского имеет для нас особенную прелесть»…- «Благодаря всех, и живых и мёртвых, коих ум, знания, таланты, искусство служили мне руководством…Мы одно любим, одно желаем: любим отечество; желаем ему благоденствия ещё более, нежели славы; желаем, да не изменится никогда твёрдое основание нашего величия… …да цветёт Россия… по крайней мере долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного, кроме души человеческой!» (Н.М. Карамзин).
Александр Пушкин воздавал должное карамзинской «Истории Государства Российского»:
«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом…»
Феномен Карамзина… Выдающийся русский историк, писатель, философ-культуролог. Редактор «Московского журнала» (1791-1792), «Вестника Европы» (1802-1803).
В «Указателе имён» пушкинского собрания сочинений – десятки ссылок на Карамзина, семью Карамзиных, карамзинское окружение. Для Александра Сергеевича Пушкина Карамзин - «один из великих наших сограждан», «бессмертный гений», «наш Тацит», и «Илья Муромец», «историограф», «великий писатель», и «мой друг», «быта русского хранитель». Пушкин обращает внимание читателя-собеседника на изумительный «карамзинский слог».
Пантеон Русского Космизма…
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна…».
…Вселенная и Человечество… Шаги Истории… Историческое эхо… - «..Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума! Любопытство сродно человеку, и просвещенному и дикому. На славных играх Олимпийских умолкал шум, и толпы безмолвствовали вокруг Геродота, читающего предания веков. Еще не зная употребления букв, народы уже любят Историю: старец указывает юноше на высокую могилу и повествует о делах лежащего в ней Героя. Первые опыты наших предков в искусстве грамоты были посвящены Вере и Дееписанию; омраченный густой сению невежества, народ с жадностию внимал сказаниям Летописцев. И вымыслы нравятся; но для полного удовольствия должно обманывать себя и думать, что они истина. История, отверзая гробы, поднимая мертвых, влагая им жизнь в сердце и слово в уста, из тления вновь созидая Царства и представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность…»
История человека и человечества… Быт и бытие… Сложные и противоречивые тенденции, связанные со Знанием, с постижением Истории:
«Если всякая Исторія, даже и неискусно писанная, бываетъ пріятна, какъ говоритъ Плиній: тѣмъ болѣе отечественная. Истинный Космополитъ есть существо метафизическое или столь необыкновенное явленіе, что нѣтъ нужды говорить объ немъ, ни хвалить, ни осуждать его. Мы всѣ граждане, въ Европѣ и въ Индіи, въ Мексикѣ и въ Абиссиніи: личность каждаго тѣсно связана съ отечествомъ: любимъ его, ибо любимъ себя. Пусть Греки, Римляне плѣняютъ воображеніе: они принадлежатъ къ семейству рода человѣческаго, и намъ не чужіе по своимъ добродѣтелямъ и слабостямъ, славѣ и бѣдствіямъ: но имя Русское имѣетъ для насъ особенную прелесть: сердце мое еще сильнѣе бьется за Пожарскаго, нежели за Ѳемистокла или Сципіопа. Всемірная Исторія великими воспоминаніями украшаетъ міръ для ума, а Россійская украшаетъ отечество, гдѣ живемъ и чувствуемъ. Сколь привлекательны берега Волхова, Днѣпра, Дона, когда знаемъ, что бъ глубокой древности на нихъ происходило! Не только Новгородъ, Кіевъ, Владиміръ, но и хижины Ельца, Козельска, Галича дѣлаются любопытными памятниками, и нѣмые предметы краснорѣчивыми. Тѣни минувшихъ столѣтій вездѣ рисуютъ картины передъ нами»
В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ
«Давно называют свет бурным океаном, но счастлив, кто плывет с компасом».
«Я чувствую великие дела Петровы и думаю: «Счастливы предки наши, которые были их свидетелями!» Однако ж — не завидую их счастью!»
«Превосходные умы суть истинные герои истории»
.